«Для многих самая сложная задача — не дать вовлечь себя в конфликт», — Елена Чумакова

Все чаще челябинцы разрешают корпоративные и личные конфликты не в зале суда, а за столом переговоров с медиатором. Однако во многих случаях исполнение договоренностей так и остается только на бумаге.

Елена Чумакова, генеральный директор Института организационного и личного развития «ЭГО РЕСУРС» в Челябинске:

Профессия медиатора как таковая на сегодняшний день отсутствует. Поэтому, кроме того, что медиатор – это посредник между сторонами, которые испытывают друг к другу напряжение, сложно дать ей конкретное определение.

Для многих людей, которые участвовали, вольно или невольно, в качестве посредника в конфликте, одна из самых сложных задач – остаться в позиции не безразличия, но нейтральности. Не вовлечься. А это чистая психология.

Человек чаще всего даже не замечает, когда ловится на крючок, или же, поняв, что уже встал на чью-то сторону, пугается, отскакивает и становится индиферентным, безразличным. Но безразличие — тоже не та реакция, которая поможет посреднику выстроить результативную дискуссию.

Поэтому нащупывание своей позиции, освоение ее, умение вернуться в конструктивную для процесса позицию — это психологический навык, требующий знания себя и своих слабых мест: что способно меня ранить и какую «игру» я невольно навязываю участникам переговорного процесса.

Другой важный момент: человек может стремиться в эту сферу, но профессия медиатора может оказаться для него разрушительной: быстро происходит выгорание, появляется озлобленность.

Существенной зоной риска могут быть и собственные психологические травмы и драмы специалиста-медиатора. Часто они забыты и не осознаются, но бессознательно могут четко переключать на сторону людей определенного типажа. Важно знать и свои внутренние конфликты, которые человека заставляют буквально раздваиваться. Бессознательный опыт управляет нами и ситуацией подспудно, незаметно, а значит гораздо сильнее, чем сознательные инструменты.

Сейчас профессию медиатора часто осваивают юристы. Есть ли специфика, которую накладывает та или иная профессия? Конечно. Любая профессия — это «рассол», который пропитывает человека системой убеждений и ценностей. Так, юриспруденция обычно весьма консервативна. Консервативность «не в ладах» с гибкостью, а потому может мешать тонко чувствовать ситуацию, определять уникальность конкретных людей и настраиваться на них.

Но, здесь важно разделять: как, например, и в бухгалтерии, где есть и рядовой бухгалтер-статист, задача которого проявлять как можно меньше изобретательства, и есть главбух – стратег. И в этом смысле, те, кто могут быть бухгалтерами, совсем не обязательно могут стать главбухами. Это совершенно разные типы.

Точно также и у юристов. Юристы высокого полета всегда тонко чувствующие, достаточно гибкие. Внутренний игрок такого специалиста насыщается не тогда, когда происходит выигрыш одной стороны за счет проигрыша другой, а в том случае, когда нет проигравших. Происходит выигрыш большего порядка, ведь известно, что стратегия конкурентного сотрудничества в целом гораздо более выигрышна, чем стратегия чистой конкуренции. Если я могу организовать сотрудничество с моими же конкурентами, то в конечном итоге я в выигрыше на порядок больше.

Одна из проблем, почему медиации слабо доверяют – это неисполнение медиативного соглашения. Почему так происходит? Важно знать: конфликт не разрешен, пока не установлены новые правила игры или эти правила нереалистичны. Медиация как раз предполагает установление правил. Чаще дело в их реалистичности. Стороны нередко склонны (то ли от усталости, то ли от того, что они наконец-то услышаны, или, условно говоря, прощены) заключать не очень реалистичные договоренности, подписываться под тем, что они априори не смогут исполнить. А договор уже случился.

Второй момент, когда требования кажутся вполне реалистичными, но что-то не срабатывает. И этап, который практически никто не предусматривает, а он принципиально важен в конфликтологии – это этап постсопровождения, когда мы допускаем, что правила или договорной порядок могут быть пересмотрены по ходу, и назначаются точки сверки. Когда мы садимся и смотрим, что из этих правил не работает. Или работает, но с надрывом. Что требует коррекции. Для конфликтологов – это норма, и непонятно, почему именно момент заключения медиативного соглашения является финальным. Я думаю, что медиаторы выиграют, если будут включать в процесс постмедиативное сопровождение по сверке договоренностей и при необходимости по перезаключению соглашения.

Еще одним препятствием к исполнению медиативного соглашения, может быть своего рода финт в диалоге для того, чтобы затянуть время, когда одна из сторон изначально не собирается соблюдать договоренности. И важная работа медиатора здесь — чувствительность. Вижу — не вижу. Верю — не верю. Здесь важно уметь замечать подводную игру (манипуляцию) одной из сторон и стоящий за ней внутренний конфликт, а в идеале и умело управлять этим процессом.

Профессия конфликтолога-медиатора имеет место практически во всех сферах социальной жизни. И успех этой профессии зависит во многом от тех навыков, которыми обладают люди, оказывающие эту услугу, независимо от того, из какой сферы они пришли в эту профессию: из юриспруденции, бизнеса, политики, системы образования или психологии.

Колонка написана специально для рубрики «Особое мнение Челябинск»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.