Подписаться
Курс ЦБ на 28.02
65,60
71,64
Деловой квартал / Новости / «Для многих самая сложная задача — не дать вовлечь себя в конфликт», — Елена Чу...
«Для многих самая сложная задача — не дать вовлечь себя в конфликт», — Елена Чумакова
Источник: "ЭГО РЕСУРС"

«Для многих самая сложная задача — не дать вовлечь себя в конфликт», — Елена Чумакова

Самое читаемое
  • Челябинцы массово вступились за нового председателя суда Ленинского района Челябинцы массово вступились за нового председателя суда Ленинского района
  • В Челябинске ЧП с пропажей мужчины у гипермаркета «Лента» переросло в дело об убийстве В Челябинске ЧП с пропажей мужчины у гипермаркета «Лента» переросло в дело об убийстве
  • «Люди пашут от безысходности». Сотрудники «ЧелябГЭТ» требуют уволить директора «Люди пашут от безысходности». Сотрудники «ЧелябГЭТ» требуют уволить директора
  • Предприниматели Челябинской области распрощаются с бизнесом после отмены ЕНВД Предприниматели Челябинской области распрощаются с бизнесом после отмены ЕНВД
  • «Белый кит»: поможем улыбнуться! «Белый кит»: поможем улыбнуться!
08:00   02.03.2018

Все чаще челябинцы разрешают корпоративные и личные конфликты не в зале суда, а за столом переговоров с медиатором. Однако во многих случаях исполнение договоренностей так и остается только на бумаге.

Елена Чумакова, генеральный директор Института организационного и личного развития «ЭГО РЕСУРС» в Челябинске:

Профессия медиатора как таковая на сегодняшний день отсутствует. Поэтому, кроме того, что медиатор – это посредник между сторонами, которые испытывают друг к другу напряжение, сложно дать ей конкретное определение.

Для многих людей, которые участвовали, вольно или невольно, в качестве посредника в конфликте, одна из самых сложных задач – остаться в позиции не безразличия, но нейтральности. Не вовлечься. А это чистая психология.

Человек чаще всего даже не замечает, когда ловится на крючок, или же, поняв, что уже встал на чью-то сторону, пугается, отскакивает и становится индиферентным, безразличным. Но безразличие — тоже не та реакция, которая поможет посреднику выстроить результативную дискуссию.

Поэтому нащупывание своей позиции, освоение ее, умение вернуться в конструктивную для процесса позицию — это психологический навык, требующий знания себя и своих слабых мест: что способно меня ранить и какую «игру» я невольно навязываю участникам переговорного процесса.

Другой важный момент: человек может стремиться в эту сферу, но профессия медиатора может оказаться для него разрушительной: быстро происходит выгорание, появляется озлобленность.

Существенной зоной риска могут быть и собственные психологические травмы и драмы специалиста-медиатора. Часто они забыты и не осознаются, но бессознательно могут четко переключать на сторону людей определенного типажа. Важно знать и свои внутренние конфликты, которые человека заставляют буквально раздваиваться. Бессознательный опыт управляет нами и ситуацией подспудно, незаметно, а значит гораздо сильнее, чем сознательные инструменты.

Сейчас профессию медиатора часто осваивают юристы. Есть ли специфика, которую накладывает та или иная профессия? Конечно. Любая профессия — это «рассол», который пропитывает человека системой убеждений и ценностей. Так, юриспруденция обычно весьма консервативна. Консервативность «не в ладах» с гибкостью, а потому может мешать тонко чувствовать ситуацию, определять уникальность конкретных людей и настраиваться на них.

Но, здесь важно разделять: как, например, и в бухгалтерии, где есть и рядовой бухгалтер-статист, задача которого проявлять как можно меньше изобретательства, и есть главбух – стратег. И в этом смысле, те, кто могут быть бухгалтерами, совсем не обязательно могут стать главбухами. Это совершенно разные типы.

Точно также и у юристов. Юристы высокого полета всегда тонко чувствующие, достаточно гибкие. Внутренний игрок такого специалиста насыщается не тогда, когда происходит выигрыш одной стороны за счет проигрыша другой, а в том случае, когда нет проигравших. Происходит выигрыш большего порядка, ведь известно, что стратегия конкурентного сотрудничества в целом гораздо более выигрышна, чем стратегия чистой конкуренции. Если я могу организовать сотрудничество с моими же конкурентами, то в конечном итоге я в выигрыше на порядок больше.

Одна из проблем, почему медиации слабо доверяют – это неисполнение медиативного соглашения. Почему так происходит? Важно знать: конфликт не разрешен, пока не установлены новые правила игры или эти правила нереалистичны. Медиация как раз предполагает установление правил. Чаще дело в их реалистичности. Стороны нередко склонны (то ли от усталости, то ли от того, что они наконец-то услышаны, или, условно говоря, прощены) заключать не очень реалистичные договоренности, подписываться под тем, что они априори не смогут исполнить. А договор уже случился.

Второй момент, когда требования кажутся вполне реалистичными, но что-то не срабатывает. И этап, который практически никто не предусматривает, а он принципиально важен в конфликтологии – это этап постсопровождения, когда мы допускаем, что правила или договорной порядок могут быть пересмотрены по ходу, и назначаются точки сверки. Когда мы садимся и смотрим, что из этих правил не работает. Или работает, но с надрывом. Что требует коррекции. Для конфликтологов – это норма, и непонятно, почему именно момент заключения медиативного соглашения является финальным. Я думаю, что медиаторы выиграют, если будут включать в процесс постмедиативное сопровождение по сверке договоренностей и при необходимости по перезаключению соглашения.

Еще одним препятствием к исполнению медиативного соглашения, может быть своего рода финт в диалоге для того, чтобы затянуть время, когда одна из сторон изначально не собирается соблюдать договоренности. И важная работа медиатора здесь — чувствительность. Вижу — не вижу. Верю — не верю. Здесь важно уметь замечать подводную игру (манипуляцию) одной из сторон и стоящий за ней внутренний конфликт, а в идеале и умело управлять этим процессом.

Профессия конфликтолога-медиатора имеет место практически во всех сферах социальной жизни. И успех этой профессии зависит во многом от тех навыков, которыми обладают люди, оказывающие эту услугу, независимо от того, из какой сферы они пришли в эту профессию: из юриспруденции, бизнеса, политики, системы образования или психологии.

Колонка написана специально для рубрики «Особое мнение Челябинск»

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.