«Для меня это открытие». Как транспорт Челябинска скатился в долговую яму

Челябинск не сможет избавиться от маршруток как Казань, а метро будет ещё более убыточным, чем в Екатеринбурге. Об этом заявили на круглом столе по развитию общественного транспорта.

Встреча прошла в рамках транспортного форума. В ней приняли участие чиновники, бизнесмены и общественники.

Долг накопился не за один день

«Сегодня МУП ЧАТ и МУП ЧелябГЭТ находятся в состоянии банкротства. Основная причина — они недополучали финансирование на протяжении 6-7 лет. Только у ЧелябГЭТ долг на 1,4 млрд руб. Предприятие перевозило льготников, а деньги не получило», — рассказал начальник управления транспорта Челябинска Максим Кичеев.

По его словам, сейчас городу необходимо определиться с моделью ценообразования: будут ли работать перевозчики по нерегулируемому тарифу, когда предприятия компенсирует все затраты за счёт цены, или регулируемому, при котором мэрия зафиксирует стоимость проезда и будет выплачивать компенсацию. По словам начальника управления транспорта, именно последний вариант был предложен врио губернатора Алексею Текслеру. Сейчас документ переделывают с учётом замечаний.

«Мы не должны забывать о нагрузке, которая ложится на бюджет», — отметил Максим Кичеев.

Размер задолженности транспортников вызвал недоумение у общественников.

«Долг накопился не за один день. Какие действия предпринимались в процессе? Для меня, как для челябинца, это сейчас открытие», — спросил Николай Ольховский.

Начальник управления транспорта уклончиво ответил, что его предшественники и руководители МУПов часто поднимали эту тему. Кроме того, ему напомнили, что проект городского бюджета принимается каждый год и выставлялся на обсуждение.

«Почему нельзя проводить эти слушания во внерабочее время? — просил активист. — Сегодня, например, я отпросился с работы, чтобы прийти сюда».

Не совсем понятна и судьба маршрутной сети, которую сделали несколько лет назад. Максим Кичеев заявил, что дублирующие маршруты постепенно убираются, однако он отметил, что документ уже устаревает и, скорее всего, придётся сделать новый. Николай Ольховский предложил выложить документ в открытый доступ.

К саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске планируют обновить муниципальный транспорт. Недавно начали тестировать новые автобусы на газе.

На вопрос журналиста DK.RU делали ли разбор истории появления маршруток, которые в своё время вытеснили автобусы, начальник управления транспорта ответил, что изначально это была просто альтернатива.

«Ход большого автобуса гораздо медленнее, чем у маршруток. Потому они и назывались «маршрутное такси». Но с глобальным переходом пассажиров к ним, транспортные предприятия, занимающиеся перевозками на автобусах, начали терпеть большие убытки. Происходит вытеснение муниципальных предприятий с рынка. Из-за этого и уменьшается количество автобусов», — ответил он.

Чиновники надеются, что с за счёт уравнивания тарифа, уменьшения дублирования маршрутов и оборудования автобусов безналичной системой оплаты, удастся вытеснить нелегалов. Отвечая на вопрос о маршрутных войнах, когда, например, ООО ЧелябГЭТ жаловался на притеснение муниципальной маршрутки №2, в управлении транспорта заявили, что «двойка» и сама не всегда соблюдала интервалы.

Без маршруток как в Казани и с метро как в Екатеринбурге?

Анализируя опыт Казани, где удалось навести порядок с общественным транспортом, доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев отметил, что там все перевозчики работают на общих основаниях — субсидируется только электротранспорт как экологически чистый. Однако на первых порах руководство республики Татарстан вышло на банк «Ак Барс» с просьбой предоставить автобусы для перевозчиков в лизинг без первоначального взноса.

«В Челябинске ни один банк не готов так сделать», — считает он.

Николай Горяев также отметил, что метро в Екатеринбурге уже 20 лет работает практически без развития, потому что муниципалитет не может это потянуть.

«Себестоимость проезда 80 руб., а пассажир платит 30 руб. Для нашего города такие дотации — это утопия, — отмечает Николай Горяев. — Пассажиропоток в екатеринбургском метро — 60 млн в год. По нашим подсчётам, в Челябинске эта цифра будет 10 млн. Появление подземки никто не заметит. Это будет просто экзотика».

Использовать построенную ветку метро как трамвай, по его мнению, проблематично, потому что оно слишком глубокое.

Остановки «поумнеют». Но не все

Пока одни чиновники ломают голову, как дать «финансовую дорогу» транспорту, другие думают о том, где пассажиры будут его ожидать. Напомним, к саммитам-2020 в гостевых маршрутах поставить 300 новых остановок. Металлические конструкции предлагают начинить различными ноу-хау от табло, которые будут показывать, через сколько минут подъедет следующий автобус, до камер, которые будут фиксировать соблюдение графика и даже выписывать штрафы нелегалам. Правда, тут же чиновники подсчитали, что ставить слишком умные остановки везде нецелесообразно.

«Есть остановки, на которых ждут транспорт большое количество пассажиров, есть остановки, на которых люди просто высаживаются. Минимальный набор, который будет везде — освещение и информационные блоки с рекламой», — рассказал директор МУП Служба эксплуатации остановок» Дамир Кадыбаев.

«Для меня это открытие». Как транспорт Челябинска скатился в долговую яму 1

Отсановочный комплекс почему-то нарисовали на фоне МГУ

«Для меня это открытие». Как транспорт Челябинска скатился в долговую яму 2

Посидеть на новой оcтановке не удалось. На выставку принесли только «умную» часть

Планируется, что сначала закажут остановки в базовой комплектации, а затем будут отторговывать конкурс по их интеллектуальному наполнению.

На вопрос, можно ли посмотреть варианты конструкций, чтобы не получилось как с зелёными остановками, которые ставили на гостевых маршрутах к приезду Путина, Дамир Кадыбаев ответил, что для этого тоже нужны деньги.

Цвет настроения красный или белый?

Ранее челябинский урбанист Лев Владов назвал цвет остановок «муниципальный серый», автобусы хотят сделать цветными или белыми.

«Есть несколько предложений: красный, желтый, оранжевый и белый», — рассказала представитель Агентства международного сотрудничества Челябинской области Екатерина Попкова. — В ближайшее время стартует голосование».

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.