Директор франчазинговой сети «Fix Price» Малетин: ритейл переживает тяжелые времена

Директор франчайзинговой сети Fix Price и ГП "Декор" Николай Малетин рассказал "ДК", как выживает бизнес, когда банки повышают "процент" по кредиту?

Николай Малетин начинал бизнес с монтажа систем по очистке воды, а сейчас занимается ритейлом и станкостроением. По его словам, начинать дело и развивать его одинаково сложно. Как Николай организовывал бизнес и почему решил купить франшизу "Fix Price", он рассказал "Деловому кварталу".

Начинал без всего

Попытки организовать бизнес у меня были и раньше, и их прилично. Но 8 лет назад мы (нас было пять человек) занялись установкой систем очистки сточных вод в коттеджах. И заметили, что есть спрос на кованые заборы. В итоге решили сделать станки, которые бы создавали художественную ковку. Аналоги таких станков на мировом рынке есть и на российском тоже . Но мы хотели создать свое, уникальное, российское, производство. У моих партнеров был опыт организации производства, а я умел привлекать финансы.

Любому стартапу нужны деньги. Мы столкнулись с нехваткой финансирования. Для компании со сроком регистрации 1 месяц ни один банк денег не даст. Приходилось бегать по своим знакомым и искать займы. В это время часть команды пока организовывала производство. Потом надо было искать клиентов – тоже тяжело. У нас были наработки по базе клиентов, но этого не хватало. Производство – довольно затратное мероприятие, требует серьезных вложений. Нужно металлообрабатывающее оборудование, которое стоит десятки миллионов, нужно свое здание. Мы начинали без всего, пришлось все арендовать. Зато у нас была идея и желание ее реализовать. Главная движущая сила предпринимателя – это желание.

Помогло и то, что я по образованию экономист. До того, как заняться своим делом, работал в федеральном банке в отделе клиентских отношений. Работал со средним и крупным бизнесом по выдаче кредитов. Поэтому перед глазами были примеры людей, которые организовывают свое дело. Во время оценки возможностей клиента тебе, так или иначе, приходится всматриваться «вглубь» бизнеса – как строится дело, за счет чего получается прибыль, какие есть расходы и доходы. Так, даже не будучи предпринимателем, я набирался опыта.

Цель – дальнее зарубежье

Мы начинали с одного небольшого станочка. Сегодня в линейке – шесть машин, которые изготавливают разные виды декорированного металла. Мы постоянно обновляем станки, добавляем что-то новое. Отрасль станкостроения не может стоять на месте. Сейчас, например, наша компания делает оборудование, которое производит быстровозводимые бескаркасные ангары. Такие ангары подходят для широкого применения – они могут быть использованы и в сельском хозяйстве (овощехранилище, зернохранилище), и в строительстве, и в транспортной логистике. И что важно – наше оборудование помогает возводить эти ангары в очень сжатые сроки.

Есть много иностранных аналогов нашим станкам – американские, европейские, китайские. Но мы получили конкурентное преимущество – снижение стоимости за счет девальвации рубля. Интерес к продукции проявляют производители из России и стран СНГ.

Мы несколько лет уже настраиваемся на дальнее зарубежье – регулярно ездим в США, в ЮАР. В страны СНГ станки продаем давно, но у Америки потенциал больше – там ковочный бизнес развит, потому что развито коттеджное строительство. Да и население – 320 млн – это совсем другие цифры. Сейчас сама судьба велит заняться поставками за рубеж, так как курс доллара позволяет снизить цены, и еще на этом заработать. Но на это нужно и время, и деньги. Например, посещение любой выставки с нашим оборудованием – это около миллиона рублей.

На 80% наше оборудование состоит из отечественного металлопроката, который мы сами же и обрабатываем. Но есть 20% – это электродвигатели, которые на отечественном рынке не делают или делают недостаточно хорошо. Мы закупаем их в Италии. И они выросли в цене. Появились проблемы с поставками. Видимо, поставщику тяжело закупать оборудование по новым ценам. Сейчас ищем других поставщиков, потому что в таких двигателях остро нуждаемся.

Не далее чем вчера подписал с одним банком повышение процентной ставки по действующему кредиту. Процент подняли на 3 пункта, а сам платеж увеличился на 10%. Расходы на обслуживание действующего кредита выросли. Условно говоря, я платил 100 тыс. руб., стану платить по 110 тыс. руб.в месяц. По сегодняшним ставкам очень тяжело сохранить те инвестиционные проекты, которые мы начали в прошлом году – взяли много лизинга, взяли кредитов, и еще свои деньги вложили. Сегодня задача – как-то все эти кредиты обслуживать. Курс доллара позволяет выйти на зарубежные рынки, но надо сначала оборудование сделать, чтобы его экспортировать. А для этого нужно дополнительное финансирование. Банки закрывают даже неиспользованный лимит кредитной линии. Допустим, нам одобрили кредит в 100 млн руб., мы использовали 50 млн рублей. И 50 млн свободных осталось. Банк взял и сказал: мы вам больше не дадим, следующая ставка будет 24%.

Каждый проект надо любить

Три года назад наткнулся на магазин Fix-price в Моксве. Мы с другим моим партнером решили купить франшизу, потому что на тот момент в Челябинске еще не было ничего подобного. Тогда Fix-price только начинал продавать франшизы, и мы были одними из первых, кто ее купил. В итоге сейчас восемь магазинов – четыре в Челябинске, есть в Златоусте, а также в Белорецке, в Красноярске. Остальные точки в области и в городе принадлежат уже московской компании – они сами стали развивать сеть уже без франчайзинга. Но мы первыми на Урал привезли подобный магазин, показали нашему населению, что это такое.

Рынок ритейла переживает не самые лучшие времена, опять же из-за курса доллара. 70% товаров в магазине – это импорт из Китая и стран СНГ. Чтобы удержать цену, мы серьезно оптимизируем бизнес. Сокращаем штат, пытаемся бороться с потерями, снижаем расходы всякими способами. Это нормально, такие вещи случаются. Всегда просто работать на растущем рынке, а на падающем рынке – тяжело. Сейчас перед нами стоит цель – выжить в 2015 году. Будем оптимизироваться. Надо переждать этот год и посмотреть, что будет.

Не исключаю возможность заняться и какими-то другими направлениями, кроме ритейла и станкостроения. Так, у меня было еще два бизнеса – автомойка и шиномонтаж, но мы их свернули. Было допущено много ошибок (локация, подбор персонала), мы сделали из этого свои выводы. И для меня первый проект – станки для ковки – остается самым главным. Думаю, сейчас не то время, когда надо залезать во что-то новое. Хочется сохранить то, что есть. И, конечно, каждый свой проект надо любить – если ты не будешь его любить, он серьезным не получится. В идеале – очень сильно любить, тогда будет вообще все хорошо.

Спецпроект "Молодой бизнесмен" выходит ежемесячно, следите за новостями.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.