Дилеры меняются марками

У дилерских компаний сегодня есть два пути развития: либо это специализированный дилер, сосредоточенный на одном бренде (как, например, «Автоцентр Керг»), либо мультибрендовая компания с мощной ин

Стремясь приспособиться к новым условиям, челябинские дилеры активно реструктурируют свои портфели автобрендов. Сразу несколько марок (Honda, Scoda, LADA, FIAT, SsangYong) поменяли официальных представителей на Южном Урале, а Mercedes-Benz, Suzuki и KIA — нашли себе новых. Не обошлось и без потерь.

У дилерских компаний сегодня есть два пути развития: либо это специализированный дилер, сосредоточенный на одном бренде (как, например, «Автоцентр Керг»), либо мультибрендовая компания с мощной инфраструктурой — большими дилерскими центрами и сервисными зонами (например, автоцентр «Регинас»), — отмечает исполнительный директор Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» (АЧАД) АЛЕКСАНДР РУЛЕВСКИЙ. Компании второго типа, как замечает г-н Рулевский, действуют по принципу: чем больше брендов, тем лучше. Если не доберет прибыли один бренд, поможет другой.

Игроки корректируют портфели
Сложная экономическая обстановка не помешала сразу нескольким челябинским автодилерам в прошлом году обзавестить новыми брендами. При этом наибольший интерес у челябинских автокомпаний вызвала марка Skoda. Тройка крупнейших игроков, будто сговорившись, включила ее в свой портфель: «Сейхо-Моторс» (Toyota, Lexus, Citroen, Peugeot, Mitsubishi, Porsche) и «Планета Авто» (Ford, Land Rover, Volkswagen) стали дилерами чешской марки в Челябинске, «Регинас» (Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Infiniti) — в Магнитогорске. Как пояснили в компании «Планета Авто», российский дистрибьютор «Фольксваген Груп Рус» объявил тендер на дилерство Skoda после ухода с челябинского рынка компании «Машинный двор». В Магнитогорске также произошла смена партнера. В итоге, сейчас в Челябинске три дилера чешской марки: «Планета Авто», «Легион Моторс» (входит в группу «Сейхо-Моторс») и «Каскад Моторс». «Мы знали о планах «Сейхо» на дилерство Skoda, и, на мой взгляд, три дилера для Челябинска — это многовато, — комментирует генеральный директор компании «Планета Авто» АНДРЕЙ КОЛЬЦУК. — Но, с другой стороны, авторитет марки, который в последнее время был подорван, сейчас восстанавливается. У нее хорошие критерии надежности, а соотношение цена/качество одно из лучших. Кроме того, налажено локальное производство Skoda в России. Поэтому планы «Фольксваген Груп Рус» по этой марке достаточно амбициозны». О том, что Skoda демонстрирует признаки оживления, свидетельствуют и данные АЧАД: за девять месяцев 2009 г. в Челябинске было продано 260 автомобилей Scoda, при этом потери относительно прошлого года составили 47% (тогда как рынок в целом просел на 70%), а доля марки в регионе выросла с 2% до 2,4%. В IV квартале 2009 г. продажи Skoda по отношению к III кварталу увеличились еще на 40%.
Объявление тендера на дилерство Skoda совпало с реконструкцией дилерского центра компании «Планета Авто» на ул. Бр. Кашириных. На объекте было построено два полноценных салона: один из них был предназначен для Land Rover, площади другого были вакантны — их-то в итоге и заняла чешская марка.
Открытие компанией «Регинас» нового дилерского центра KIA в ноябре прошлого года эксперты связывают с тем же стремлением к диверсификации и наличием площадей (корейская марка расположилась в одном из четырех автоцентров, построенных компанией на Свердловском тр. в 2009 г.). Челябинск получил третьего дилера KIA (ранее с корейцами работали «Автоальянс» и «Техно-Моторс»), и представители марки в «Киа Моторс Рус» считают, что это не предел: может появиться и четвертый. В кризис демократичный корейский бренд чувствует себя лучше многих других. На региональном рынке его доля за 9 месяцев 2009 г., по данным АЧАД, выросла с 3,8% до 4,8%.
Примечательно, что в тендерах на новое дилерство, как правило, участвуют компании, которые уже имеют в портфеле какие-либо бренды, подмечает Александр Рулевский: «Производители (особенно в кризис) стали более лояльно относиться к тому, что их дилеры занимаются другими марками. Были времена, когда это запрещалось». Изменения коснулись в том числе представителей премиум-брендов. В частности, это позволило компании «Омега» (дилеру Chrysler, Jeep и Dodge) летом прошлого года начать в Челябинске продажи Mercedes-Benz (дилерский контракт с «Мерседес-Бенц РУС» был подписан в 2008 г.). До того момента единственным дилером немецкого бренда в городе был «Урал­АвтоХаус». Эксперты отмечают, что таков общий тренд: производители и впредь будут расширять число дилеров. «У них своя логика: один дилер продает 100 машин, два — 120, три — 130. При этом каждый из них будет продавать по 40-50 машин. Казалось бы, зачем это делать? Но производитель понимает, что два или три продадут больше, чем один», — объясняет Александр Рулевский.
Новыми дилерами Mercedes-Benz, Skoda и KIA региональный рынок в прошлом году не ограничился. В октябре 2009 г. федеральная группа компаний «Автомир», в портфеле которой аж 25 автомобильных брендов, начала в Челябинске продажи автомобилей Suzuki (до этого группа представляла на Южном Урале только марку Mazda). Компания стала вторым дилером Suzuki после «Сатурна». В «Автомире» считают, что у бренда есть хорошие возможности для расширения на местном рынке, и планируют в ближайшей перспективе увеличить рыночную долю марки до 2% (по данным АЧАД, на 1 октября 2009 г. она составляла 0,63%).
Одним дилером больше стало и у китайской марки Geely. В начале 2009 г. ею занялся «АВС-Моторс» (дилер FAW и Lifan). Тогда же компания начала продажи автомобилей Derways (производитель — автомобильный завод «Дервейс» в Черкесске). Как считает директор по маркетингу и рекламе компании АРТЕМ ХАРЖАНОВИЧ, продажи в сегменте недорогих автомобилей, прежде всего, китайских, продолжат расти. Марка Geely, по данным АЧАД, за 9 месяцев прошлого года, совершила впечатляющий рывок: с 0,14% до 2,4% доли регионального рынка.
Корректировка портфелей дилерскими компаниями в прошедшем году была связана не только с обретением новых дилерств. Некоторые игроки, напротив, отказались от ряда марок. Так, «Автоальянс» (дилер KIA, Hyundai, Geely) прекратил продажи автомобилей FIAT, SsangYong и Tagaz. А «Планета Авто» отказалась от Volvo (на местном рынке остался один дилер марки — ГК «Бовид»). «Направление оказалось нерентабельным. Наличие двух дилеров премиальной марки в Челябинске — это перебор», — прокомментировал свое решение Андрей Кольцук.
Автомобильные марки переходят из рук в руки
Не всегда смена дилерств в минувшем году была связана исключительно с маркетинговыми изысканиями компаний. Так, например, в феврале 2009 г. «АвтоВАЗ» разорвал дилерское соглашение с компанией «Элекс-Полюс», чей челябинский филиал годом ранее занимал треть местного рынка LADA. Проблемы у «Элекс-Полюс» начались еще в конце 2008 г., тогда с компаний прервали отношения почти все партнеры. Уже в мае на площадях, ранее занимаемых «Элекс-Полюсом» (в ТК «КС») начал работу новый игрок — федеральная дилерская сеть «АВТ-Финанс» (одна из дочерних компаний «АвтоВАЗа») под брендом «НоваМоторс». «АВТ-Финанс» взяла на себя все обязательства перед клиентами LADA, купившими машину у предшественника.
«Элекс-Полюс» оказался не единственным дилером вазовских автомобилей, пострадавшим от кризиса. Лишилась дилерства и «Лада Бест». По информации «ДК», компания инициировала процедуру банкротства.
Зависимость от кредитов и нехватка оборотных средств стали причиной для ухода с рынка и компании «Машинный двор», которая прекратила продажи в Челябинске марок Skoda, Chevrolet и Opel.
Еще одна рыночная рокировка случилась летом 2009 г., когда в качестве официального дилера Honda начала работу компания «Эталон-Авто» (ранее занималась продажей запчастей и ГСМ). Дилерский центр был открыт на базе существующего автосалона Honda, прежний владелец которого — «Лиман-Авто» — ушел с рынка «в связи со сложным финансовым положением». По информации «ДК», заявка на дилерство была подана еще в 2008 г., когда «Хонда Мотор Рус» рассматривала вопрос об открытии второго дилерского центра в Челябинске. Пока решался вопрос, у «Лиман-Авто» начались серьезные проблемы, связанные с отсутствием оборотных средств. Компании стало сложно продавать новые машины и выполнять гарантийные обязательства, и в итоге «Хонда Мотор Рус» приняла решение о замене дилера. «Для меня это вынужденное решение, но мы передаем дело достойно, — цитировал бывшего учредителя компании «Лиман-Авто» ИГОРЯ ЛИМАНА сайт Autochel.ru в августе прошлого года. — «Лиман Авто» — один из немногих российских дилеров Honda, оказавшихся в сложной ситуации, который сумел полностью рассчитаться с долгами перед физическими лицами». Г-н Лиман признался, что у него сохранились хорошие отношения с «Хонда Мотор Рус», и в будущем он рассчитывает на реинкарнацию своего дилерства этой марки.
Поменяли челябинских дилеров и марки FIAT и SsangYong. Компания «Новый проект», представлявшая эти бренды на рынке до января 2009 г., прекратила деятельность по собственной инициативе: автомобильный рынок не оправдал ожидания владельцев компании по рентабельности. Ушел с рынка также другой дилер FIAT и SsangYong — компания «ЮжУралАвто». Площади компании на ул. Харлова занял новый игрок — представитель ТД Sollers1. «Возможно, Sollers не вполне устраивало, как продвигались FIAT и SsangYong на местном рынке, поэтому и было принято решение открыть представительство и внедрить собственные стандарты продаж», — предполагает директор автосалона Sollers в Челябинске ВАЛЕРИЙ ПАНАСЕНКО. По мнению Валерия Панасенко, у FIAT и SsangYong в регионе хорошие перспективы: «Марки пользуются достаточно приличным спросом, например, джипы SsangYong Kyron — благодаря конкурентоспособной стоимости (от 749 тыс. руб.). SsangYong Rexton (от 935 тыс. руб.). Коммерческие машины FIAT Ducato одна из лучших альтернатив «Газелям», поэтому они с каждым годом пользуется все большей популярностью». По словам г-на Панасенко, ТД Sollers в 2009 г. на фоне общего падения рынка увеличил объемы продаж, и в планах компании — перекрыть показатели прошлого года: «Те планы, которые были поставлены руководством с августа по декабрь 2009 г., мы перевыполнили минимум в полтора раза. И в дальнейшем не планируем снижать темпов».
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.