Дилеры меняются марками

У дилерских компаний сегодня есть два пути развития: либо это специализированный дилер, сосредоточенный на одном бренде (как, например, «Автоцентр Керг»), либо мультибрендовая компания с мощной ин

Стремясь приспособиться к новым условиям, челябинские дилеры активно реструктурируют свои портфели автобрендов. Сразу несколько марок (Honda, Scoda, LADA, FIAT, SsangYong) поменяли официальных представителей на Южном Урале, а Mercedes-Benz, Suzuki и KIA — нашли себе новых. Не обошлось и без потерь.

У дилерских компаний сегодня есть два пути развития: либо это специализированный дилер, сосредоточенный на одном бренде (как, например, «Автоцентр Керг»), либо мультибрендовая компания с мощной инфраструктурой — большими дилерскими центрами и сервисными зонами (например, автоцентр «Регинас»), — отмечает исполнительный директор Ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» (АЧАД) АЛЕКСАНДР РУЛЕВСКИЙ. Компании второго типа, как замечает г-н Рулевский, действуют по принципу: чем больше брендов, тем лучше. Если не доберет прибыли один бренд, поможет другой.

Игроки корректируют портфели
Сложная экономическая обстановка не помешала сразу нескольким челябинским автодилерам в прошлом году обзавестить новыми брендами. При этом наибольший интерес у челябинских автокомпаний вызвала марка Skoda. Тройка крупнейших игроков, будто сговорившись, включила ее в свой портфель: «Сейхо-Моторс» (Toyota, Lexus, Citroen, Peugeot, Mitsubishi, Porsche) и «Планета Авто» (Ford, Land Rover, Volkswagen) стали дилерами чешской марки в Челябинске, «Регинас» (Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Infiniti) — в Магнитогорске. Как пояснили в компании «Планета Авто», российский дистрибьютор «Фольксваген Груп Рус» объявил тендер на дилерство Skoda после ухода с челябинского рынка компании «Машинный двор». В Магнитогорске также произошла смена партнера. В итоге, сейчас в Челябинске три дилера чешской марки: «Планета Авто», «Легион Моторс» (входит в группу «Сейхо-Моторс») и «Каскад Моторс». «Мы знали о планах «Сейхо» на дилерство Skoda, и, на мой взгляд, три дилера для Челябинска — это многовато, — комментирует генеральный директор компании «Планета Авто» АНДРЕЙ КОЛЬЦУК. — Но, с другой стороны, авторитет марки, который в последнее время был подорван, сейчас восстанавливается. У нее хорошие критерии надежности, а соотношение цена/качество одно из лучших. Кроме того, налажено локальное производство Skoda в России. Поэтому планы «Фольксваген Груп Рус» по этой марке достаточно амбициозны». О том, что Skoda демонстрирует признаки оживления, свидетельствуют и данные АЧАД: за девять месяцев 2009 г. в Челябинске было продано 260 автомобилей Scoda, при этом потери относительно прошлого года составили 47% (тогда как рынок в целом просел на 70%), а доля марки в регионе выросла с 2% до 2,4%. В IV квартале 2009 г. продажи Skoda по отношению к III кварталу увеличились еще на 40%.
Объявление тендера на дилерство Skoda совпало с реконструкцией дилерского центра компании «Планета Авто» на ул. Бр. Кашириных. На объекте было построено два полноценных салона: один из них был предназначен для Land Rover, площади другого были вакантны — их-то в итоге и заняла чешская марка.
Открытие компанией «Регинас» нового дилерского центра KIA в ноябре прошлого года эксперты связывают с тем же стремлением к диверсификации и наличием площадей (корейская марка расположилась в одном из четырех автоцентров, построенных компанией на Свердловском тр. в 2009 г.). Челябинск получил третьего дилера KIA (ранее с корейцами работали «Автоальянс» и «Техно-Моторс»), и представители марки в «Киа Моторс Рус» считают, что это не предел: может появиться и четвертый. В кризис демократичный корейский бренд чувствует себя лучше многих других. На региональном рынке его доля за 9 месяцев 2009 г., по данным АЧАД, выросла с 3,8% до 4,8%.
Примечательно, что в тендерах на новое дилерство, как правило, участвуют компании, которые уже имеют в портфеле какие-либо бренды, подмечает Александр Рулевский: «Производители (особенно в кризис) стали более лояльно относиться к тому, что их дилеры занимаются другими марками. Были времена, когда это запрещалось». Изменения коснулись в том числе представителей премиум-брендов. В частности, это позволило компании «Омега» (дилеру Chrysler, Jeep и Dodge) летом прошлого года начать в Челябинске продажи Mercedes-Benz (дилерский контракт с «Мерседес-Бенц РУС» был подписан в 2008 г.). До того момента единственным дилером немецкого бренда в городе был «Урал­АвтоХаус». Эксперты отмечают, что таков общий тренд: производители и впредь будут расширять число дилеров. «У них своя логика: один дилер продает 100 машин, два — 120, три — 130. При этом каждый из них будет продавать по 40-50 машин. Казалось бы, зачем это делать? Но производитель понимает, что два или три продадут больше, чем один», — объясняет Александр Рулевский.
Новыми дилерами Mercedes-Benz, Skoda и KIA региональный рынок в прошлом году не ограничился. В октябре 2009 г. федеральная группа компаний «Автомир», в портфеле которой аж 25 автомобильных брендов, начала в Челябинске продажи автомобилей Suzuki (до этого группа представляла на Южном Урале только марку Mazda). Компания стала вторым дилером Suzuki после «Сатурна». В «Автомире» считают, что у бренда есть хорошие возможности для расширения на местном рынке, и планируют в ближайшей перспективе увеличить рыночную долю марки до 2% (по данным АЧАД, на 1 октября 2009 г. она составляла 0,63%).
Одним дилером больше стало и у китайской марки Geely. В начале 2009 г. ею занялся «АВС-Моторс» (дилер FAW и Lifan). Тогда же компания начала продажи автомобилей Derways (производитель — автомобильный завод «Дервейс» в Черкесске). Как считает директор по маркетингу и рекламе компании АРТЕМ ХАРЖАНОВИЧ, продажи в сегменте недорогих автомобилей, прежде всего, китайских, продолжат расти. Марка Geely, по данным АЧАД, за 9 месяцев прошлого года, совершила впечатляющий рывок: с 0,14% до 2,4% доли регионального рынка.
Корректировка портфелей дилерскими компаниями в прошедшем году была связана не только с обретением новых дилерств. Некоторые игроки, напротив, отказались от ряда марок. Так, «Автоальянс» (дилер KIA, Hyundai, Geely) прекратил продажи автомобилей FIAT, SsangYong и Tagaz. А «Планета Авто» отказалась от Volvo (на местном рынке остался один дилер марки — ГК «Бовид»). «Направление оказалось нерентабельным. Наличие двух дилеров премиальной марки в Челябинске — это перебор», — прокомментировал свое решение Андрей Кольцук.
Автомобильные марки переходят из рук в руки
Не всегда смена дилерств в минувшем году была связана исключительно с маркетинговыми изысканиями компаний. Так, например, в феврале 2009 г. «АвтоВАЗ» разорвал дилерское соглашение с компанией «Элекс-Полюс», чей челябинский филиал годом ранее занимал треть местного рынка LADA. Проблемы у «Элекс-Полюс» начались еще в конце 2008 г., тогда с компаний прервали отношения почти все партнеры. Уже в мае на площадях, ранее занимаемых «Элекс-Полюсом» (в ТК «КС») начал работу новый игрок — федеральная дилерская сеть «АВТ-Финанс» (одна из дочерних компаний «АвтоВАЗа») под брендом «НоваМоторс». «АВТ-Финанс» взяла на себя все обязательства перед клиентами LADA, купившими машину у предшественника.
«Элекс-Полюс» оказался не единственным дилером вазовских автомобилей, пострадавшим от кризиса. Лишилась дилерства и «Лада Бест». По информации «ДК», компания инициировала процедуру банкротства.
Зависимость от кредитов и нехватка оборотных средств стали причиной для ухода с рынка и компании «Машинный двор», которая прекратила продажи в Челябинске марок Skoda, Chevrolet и Opel.
Еще одна рыночная рокировка случилась летом 2009 г., когда в качестве официального дилера Honda начала работу компания «Эталон-Авто» (ранее занималась продажей запчастей и ГСМ). Дилерский центр был открыт на базе существующего автосалона Honda, прежний владелец которого — «Лиман-Авто» — ушел с рынка «в связи со сложным финансовым положением». По информации «ДК», заявка на дилерство была подана еще в 2008 г., когда «Хонда Мотор Рус» рассматривала вопрос об открытии второго дилерского центра в Челябинске. Пока решался вопрос, у «Лиман-Авто» начались серьезные проблемы, связанные с отсутствием оборотных средств. Компании стало сложно продавать новые машины и выполнять гарантийные обязательства, и в итоге «Хонда Мотор Рус» приняла решение о замене дилера. «Для меня это вынужденное решение, но мы передаем дело достойно, — цитировал бывшего учредителя компании «Лиман-Авто» ИГОРЯ ЛИМАНА сайт Autochel.ru в августе прошлого года. — «Лиман Авто» — один из немногих российских дилеров Honda, оказавшихся в сложной ситуации, который сумел полностью рассчитаться с долгами перед физическими лицами». Г-н Лиман признался, что у него сохранились хорошие отношения с «Хонда Мотор Рус», и в будущем он рассчитывает на реинкарнацию своего дилерства этой марки.
Поменяли челябинских дилеров и марки FIAT и SsangYong. Компания «Новый проект», представлявшая эти бренды на рынке до января 2009 г., прекратила деятельность по собственной инициативе: автомобильный рынок не оправдал ожидания владельцев компании по рентабельности. Ушел с рынка также другой дилер FIAT и SsangYong — компания «ЮжУралАвто». Площади компании на ул. Харлова занял новый игрок — представитель ТД Sollers1. «Возможно, Sollers не вполне устраивало, как продвигались FIAT и SsangYong на местном рынке, поэтому и было принято решение открыть представительство и внедрить собственные стандарты продаж», — предполагает директор автосалона Sollers в Челябинске ВАЛЕРИЙ ПАНАСЕНКО. По мнению Валерия Панасенко, у FIAT и SsangYong в регионе хорошие перспективы: «Марки пользуются достаточно приличным спросом, например, джипы SsangYong Kyron — благодаря конкурентоспособной стоимости (от 749 тыс. руб.). SsangYong Rexton (от 935 тыс. руб.). Коммерческие машины FIAT Ducato одна из лучших альтернатив «Газелям», поэтому они с каждым годом пользуется все большей популярностью». По словам г-на Панасенко, ТД Sollers в 2009 г. на фоне общего падения рынка увеличил объемы продаж, и в планах компании — перекрыть показатели прошлого года: «Те планы, которые были поставлены руководством с августа по декабрь 2009 г., мы перевыполнили минимум в полтора раза. И в дальнейшем не планируем снижать темпов».
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.