Детское время челябинских лингвистов
Однако постепенно знание иностранного языка становится обязательным условием для любого руководителя, топ-менеджера или рядового сотрудника, существенно повышая его шансы на успешную карьеру и высо
Рынок лингвистических услуг сильно просел в период кризиса. Обучение иностранному языку в Челябинске не является приоритетной потребностью в силу удаленности города от внешних границ России и отсутствия регулярных контактов с носителями другого языка.
Однако постепенно знание иностранного языка становится обязательным условием для любого руководителя, топ-менеджера или рядового сотрудника, существенно повышая его шансы на успешную карьеру и высокую зарплату.
Как считает КОНСТАНТИН ЕВСЕЕВ, директор компании Planet English, люди блуждают по различным центрам и школам в надежде найти лучшее, но теряются в многообразии и часто выбирают не то. Такой же точки зрения придерживается и ИЛЬЯ ПЛЕТЕНЧУК, заместитель директора китайского культурного центра «Великая Стена»: «Сейчас рынок лингвистических услуг можно охарактеризовать двумя словами: дорого и неэффективно».
Тем не менее, несмотря на растущий спрос, рынок лингвистических услуг Челябинска далеко не перенасыщен, в нем есть свободные ниши и качество преподавания иностранных языков в нашем городе оставляет желать лучшего.
Тем не менее, несмотря на растущий спрос, рынок лингвистических услуг Челябинска далеко не перенасыщен, в нем есть свободные ниши и качество преподавания иностранных языков в нашем городе оставляет желать лучшего.
Краткосрочные курсы более востребованы
Эксперты признаются: основную долю рынка составляют люди, изучающие иностранный язык в индивидуальном порядке и для личных целей. Так, главной целевой аудиторией в Челябинске по-прежнему являются дети. Директор школы иностранных языков «Кембридж» НАТАЛЬЯ АРТЮШЕНКО связывает это с тем, что родители серьезно задумываются о дальнейшем образовании своих отпрысков, стремятся дать им знания более высокого уровня, повысить успеваемость в школе, эффективно подготовить к сдаче ЕГЭ. «Это вообще характерная черта каждого человека — дать своему ребенку то, чего сам, по определенным причинам, был лишен», — подчеркивает она.
ЕКАТЕРИНА ХАНЖИНА, директор компании «ИнЛингва» считает, что благодаря именно такому пониманию роли иностранного языка финансовый кризис не сократил количество студентов, так как лингвистическое образование воспринимается как вложение в будущее ребенка. Но в сложных финансовых условиях образовательные учреждения были вынуждены идти навстречу своим клиентам и предоставлять различные скидки, проводить акции и т. д.
Причины, по которым в лингвистические центры обращаются взрослые, несколько иные. В первую очередь клиенты стремятся повысить уровень разговорного языка перед зарубежной поездкой или же перед важным собеседованием на работе, где обязательным условием является владение навыками разговорной речи. Другой контингент обучающихся — люди, собирающиеся переезжать за границу на постоянное место жительства. К примеру, очень популярны так называемые курсы для невест — краткосрочный и максимально эффективный разговорный курс, главная задача которого — дать минимально необходимое количество знаний и умений для прохождения собеседования в посольстве.
Таким образом, если для детей клиенты в основном выбирают долгосрочные варианты обучения, то взрослые предпочитают именно интенсивные разговорные курсы.
Эксперты признаются: основную долю рынка составляют люди, изучающие иностранный язык в индивидуальном порядке и для личных целей. Так, главной целевой аудиторией в Челябинске по-прежнему являются дети. Директор школы иностранных языков «Кембридж» НАТАЛЬЯ АРТЮШЕНКО связывает это с тем, что родители серьезно задумываются о дальнейшем образовании своих отпрысков, стремятся дать им знания более высокого уровня, повысить успеваемость в школе, эффективно подготовить к сдаче ЕГЭ. «Это вообще характерная черта каждого человека — дать своему ребенку то, чего сам, по определенным причинам, был лишен», — подчеркивает она.
ЕКАТЕРИНА ХАНЖИНА, директор компании «ИнЛингва» считает, что благодаря именно такому пониманию роли иностранного языка финансовый кризис не сократил количество студентов, так как лингвистическое образование воспринимается как вложение в будущее ребенка. Но в сложных финансовых условиях образовательные учреждения были вынуждены идти навстречу своим клиентам и предоставлять различные скидки, проводить акции и т. д.
Причины, по которым в лингвистические центры обращаются взрослые, несколько иные. В первую очередь клиенты стремятся повысить уровень разговорного языка перед зарубежной поездкой или же перед важным собеседованием на работе, где обязательным условием является владение навыками разговорной речи. Другой контингент обучающихся — люди, собирающиеся переезжать за границу на постоянное место жительства. К примеру, очень популярны так называемые курсы для невест — краткосрочный и максимально эффективный разговорный курс, главная задача которого — дать минимально необходимое количество знаний и умений для прохождения собеседования в посольстве.
Таким образом, если для детей клиенты в основном выбирают долгосрочные варианты обучения, то взрослые предпочитают именно интенсивные разговорные курсы.
Борьбу за корпоративного клиента лингвисты пока проигрывают
Если в индивидуальном обучении Челябинск может предоставить услуги достойного уровня, то в корпорате ситуация не столь радужная. По сравнению с более крупными и развитыми городами, такими, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в Челябинске нет специализированных курсов по английскому для экономистов, юристов, IT-специалистов, считает Константин Евсеев. «Наш город всегда был рабочим, и это наложило определенный отпечаток на его развитие», — считает эксперт. Однако в рамках профессиональной деятельности потребность в иностранном языке постоянно возрастает. Наталья Артюшенко уверена, что в ближайшее время все больше компаний будет нуждаться в специализированных курсах, делающих упор на специфическую профессиональную лексику.
Пока ситуация такова: если компании обращаются за услугами в школы и центры, то в основном для того, чтобы освоить базовый курс языка в комфортных для них условиях с выездом специалиста в офис. Причем это обучение зачастую не связано с целями организации. Конечно, крупные заказчики (например, «Метран», Tele2, ЧТПЗ) организуют регулярные курсы для своих сотрудников, но объемы заказов небольшие. И так, по мнению экспертов, будет продолжаться до тех пор, пока не появится насущная необходимость учить английский или любой другой язык.
Возможно, положительную роль в этом сыграет стратегия губернатора МИХАИЛА ЮРЕВИЧА, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, увеличение числа контактов с иностранцами, но пока эксперты уверенно говорить об этом не спешат.
Екатерина Ханжина считает, что влияние на рынок уже есть, так как открытие новых заводов с иностранными инвесторами и директорами ставит вопрос о качественной языковой подготовке служащих. В связи с этим возникает потребность в проведении обучения без отрыва от рабочего места, а также в создании учебных центров с определенной направленностью языковой подготовки. Однако г-н Плетенчук придерживается менее оптимистичной точки зрения: «Особого влияния на рынок привлечение инвесторов пока не оказало», — уверяет он.
Корпоративные клиенты все же составляют определенную часть клиентуры языковых школ и центров, заставляя лингвистические школы повышать качество предоставляемых услуг.
Если в индивидуальном обучении Челябинск может предоставить услуги достойного уровня, то в корпорате ситуация не столь радужная. По сравнению с более крупными и развитыми городами, такими, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в Челябинске нет специализированных курсов по английскому для экономистов, юристов, IT-специалистов, считает Константин Евсеев. «Наш город всегда был рабочим, и это наложило определенный отпечаток на его развитие», — считает эксперт. Однако в рамках профессиональной деятельности потребность в иностранном языке постоянно возрастает. Наталья Артюшенко уверена, что в ближайшее время все больше компаний будет нуждаться в специализированных курсах, делающих упор на специфическую профессиональную лексику.
Пока ситуация такова: если компании обращаются за услугами в школы и центры, то в основном для того, чтобы освоить базовый курс языка в комфортных для них условиях с выездом специалиста в офис. Причем это обучение зачастую не связано с целями организации. Конечно, крупные заказчики (например, «Метран», Tele2, ЧТПЗ) организуют регулярные курсы для своих сотрудников, но объемы заказов небольшие. И так, по мнению экспертов, будет продолжаться до тех пор, пока не появится насущная необходимость учить английский или любой другой язык.
Возможно, положительную роль в этом сыграет стратегия губернатора МИХАИЛА ЮРЕВИЧА, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, увеличение числа контактов с иностранцами, но пока эксперты уверенно говорить об этом не спешат.
Екатерина Ханжина считает, что влияние на рынок уже есть, так как открытие новых заводов с иностранными инвесторами и директорами ставит вопрос о качественной языковой подготовке служащих. В связи с этим возникает потребность в проведении обучения без отрыва от рабочего места, а также в создании учебных центров с определенной направленностью языковой подготовки. Однако г-н Плетенчук придерживается менее оптимистичной точки зрения: «Особого влияния на рынок привлечение инвесторов пока не оказало», — уверяет он.
Корпоративные клиенты все же составляют определенную часть клиентуры языковых школ и центров, заставляя лингвистические школы повышать качество предоставляемых услуг.
Клиенты голосуют рублем за современный процесс обучения
Проблема качества обучения вообще в Челябинске стоит очень остро. Пожалуй, она оказывает гораздо большее негативное влияние на рынок, чем любые кризисные явления в экономике. Эксперты вынуждены констатировать: главные проблемы рынка — это отсутствие квалифицированных преподавателей, слишком большое количество школ, центров и программ, что затрудняет людям выбор, несформированность спроса и огромная конкуренция.
Вход в бизнес достаточно простой — нужно лишь арендовать помещение и набрать персонал. А потому на рынке возникает огромное количество мелких фирм, неспособных оказывать услуги надлежащего качества. Это, по мнению Константина Евсеева, компрометирует в глазах потенциальных клиентов саму идею обучения в специальном центре, и в итоге клиент уходит к репетитору.
Другая существенная проблема, с которой вынуждены сталкиваться владельцы различных лингвистических центров, — сезонность. Летом происходит настолько резкий спад спроса, что рынок практически замирает. Это связано с психологическими особенностями россиян: привычка к длинным летним каникулам, желание отдохнуть и расслабиться полностью вытесняет желание учиться и, самое главное, отодвигает на второй план понимание того, что для достижения хорошего результата языком нужно заниматься регулярно, сетуют игроки рынка. Поэтому приходится закладывать в стоимость обучения лишние 30%, чтобы иметь возможность «переждать» летний сезон и снова приступить к полноценной работе. Но фактор сезонности выступает еще и своеобразным «санитаром» рынка: именно спад клиентской активности является одной из основных причин, по которой многие мелкие фирмы, предоставляющие различные услуги в сфере изучения иностранных языков, существуют часто не дольше одного учебного года.
Решение проблемы недостаточного качества образования лежит сразу в нескольких сферах: во-первых, повышение уровня услуг за счет привлечения высококвалифицированных преподавателей и носителей языка, во-вторых, внедрение новейших технических средств в образовательный процесс.
Среди приоритетных задач игроки рынка выделяют следующие: открытие дополнительных филиалов, привлечение корпоративных клиентов, увеличение площадок для обучения в связи с внедрением современных инновационных технологий, выходом за пределы традиционной формы обучения в классе (например, через Skype). Планируется организация стажировок преподавателей за рубежом, существует огромный выбор образовательных программ в других странах, большой популярностью пользуется образование в Чехии. Кроме того, далеко не последнюю роль в развитии и привлечении клиентов играет реклама, спонсорство, различные акции.
Проблема качества обучения вообще в Челябинске стоит очень остро. Пожалуй, она оказывает гораздо большее негативное влияние на рынок, чем любые кризисные явления в экономике. Эксперты вынуждены констатировать: главные проблемы рынка — это отсутствие квалифицированных преподавателей, слишком большое количество школ, центров и программ, что затрудняет людям выбор, несформированность спроса и огромная конкуренция.
Вход в бизнес достаточно простой — нужно лишь арендовать помещение и набрать персонал. А потому на рынке возникает огромное количество мелких фирм, неспособных оказывать услуги надлежащего качества. Это, по мнению Константина Евсеева, компрометирует в глазах потенциальных клиентов саму идею обучения в специальном центре, и в итоге клиент уходит к репетитору.
Другая существенная проблема, с которой вынуждены сталкиваться владельцы различных лингвистических центров, — сезонность. Летом происходит настолько резкий спад спроса, что рынок практически замирает. Это связано с психологическими особенностями россиян: привычка к длинным летним каникулам, желание отдохнуть и расслабиться полностью вытесняет желание учиться и, самое главное, отодвигает на второй план понимание того, что для достижения хорошего результата языком нужно заниматься регулярно, сетуют игроки рынка. Поэтому приходится закладывать в стоимость обучения лишние 30%, чтобы иметь возможность «переждать» летний сезон и снова приступить к полноценной работе. Но фактор сезонности выступает еще и своеобразным «санитаром» рынка: именно спад клиентской активности является одной из основных причин, по которой многие мелкие фирмы, предоставляющие различные услуги в сфере изучения иностранных языков, существуют часто не дольше одного учебного года.
Решение проблемы недостаточного качества образования лежит сразу в нескольких сферах: во-первых, повышение уровня услуг за счет привлечения высококвалифицированных преподавателей и носителей языка, во-вторых, внедрение новейших технических средств в образовательный процесс.
Среди приоритетных задач игроки рынка выделяют следующие: открытие дополнительных филиалов, привлечение корпоративных клиентов, увеличение площадок для обучения в связи с внедрением современных инновационных технологий, выходом за пределы традиционной формы обучения в классе (например, через Skype). Планируется организация стажировок преподавателей за рубежом, существует огромный выбор образовательных программ в других странах, большой популярностью пользуется образование в Чехии. Кроме того, далеко не последнюю роль в развитии и привлечении клиентов играет реклама, спонсорство, различные акции.
Английский язык пока вне конкуренции
Предпочтения челябинских клиентов не меняются уже много лет: подавляющее большинство выбирает английский язык. Причин этому несколько, но основная — именно английский является языком международного общения и статус этот в ближайшем будущем никакой другой язык оспорить не сможет. Однако постепенно нарастает китайская экспансия: по востребованности именно язык Поднебесной может в перспективе сравниться с английским. По мнению Ильи Плетенчука, это связано с двумя причинами: ростом интереса к китайской культуре и стремлением к личностному развитию, а также резким увеличением количества деловых контактов с китайскими партнерами.
Также растущий спрос отмечается в обучении итальянскому, испанскому, немецкому, турецкому и японскому языкам. Но все же приоритетным остается изучения языка Шекспира.
Предпочтения челябинских клиентов не меняются уже много лет: подавляющее большинство выбирает английский язык. Причин этому несколько, но основная — именно английский является языком международного общения и статус этот в ближайшем будущем никакой другой язык оспорить не сможет. Однако постепенно нарастает китайская экспансия: по востребованности именно язык Поднебесной может в перспективе сравниться с английским. По мнению Ильи Плетенчука, это связано с двумя причинами: ростом интереса к китайской культуре и стремлением к личностному развитию, а также резким увеличением количества деловых контактов с китайскими партнерами.
Также растущий спрос отмечается в обучении итальянскому, испанскому, немецкому, турецкому и японскому языкам. Но все же приоритетным остается изучения языка Шекспира.







