Данила Усачёв: «В период кризиса для покупателя на первое место выходит цена»

Как поменялось потребление челябинцев после недавних финансовых потрясений? — Сейчас люди завязывают пояса потуже и стараются экономить. Им приходится отказываться от товаров элитного и премиум-кл

В период кризиса потребительские предпочтения меняются. По мнению директора агентства маркетинговых исследований «Маркетинг Индустрия» Данила Усачёва, люди начинают экономить и в первую очередь отказываются от товаров, без которых можно прожить (бытовая техника, недвижимость, автомобили). Спрос на премиум-товары замещается спросом на товары меньшей стоимости. Фактор цены выходит на первое место, а бренд производителя перестает играть определяющую роль.

Как поменялось потребление челябинцев после недавних финансовых потрясений?

— Сейчас люди завязывают пояса потуже и стараются экономить. Им приходится отказываться от товаров элитного и премиум-класса. Конечно, часть населения продолжит покупать дорогие изделия, но объемы продаж в этих сегментах будут значительно сокращаться. Потребителя будет удовлетворять товар не самого высокого качества меньшей стоимости. В условиях уменьшения финансовых возможностей на первое место выходит фактор цены, тогда как в обычных условиях покупатель ставит цену по важности на 4-5-е место. Качество продукции по-преж­нему важно. А вот имиджевая составляющая (переплата за бренд) особо не интересует потребителей. Компаниям стоит пересмотреть ассортимент товаров и услуг, сделать их более доступными: либо заменить более дешевыми аналогами, либо снизить розничные цены за счет внутренних резервов.

От чего в условиях кризиса потребитель отказывается в первую очередь?

— Останавливаются продажи дорогих товаров, не относящихся к предметам первой необходимости: недвижимости, автомобилей. Сейчас наблюдается падение спроса на машины. Автодилеры начали делать невиданные ранее предложения покупателям: центры «Регинас» и Mitsubishi предлагают скидки по 50-100 тыс. руб. на автомобиль. Пару месяцев назад и мечтать о таких ценах никто не мог.

По экспертным оценкам, за последний месяц спрос на туристические услуги упал на 15-30%. Многие люди отказываются от поездок за рубеж, особенно в еврозону. Но на товары, необходимые каждый день (хлеб, молоко, бензин, лекарства), спрос практически не изменится.

Кроме того, есть категория людей с отличающимся поведением: они, до конца не разбираясь в конъюнктуре, готовы скупать любой товар, лишь бы избавиться от денег, боясь опыта 1998 г., когда рубль резко обесценился.

Спрос на импортные товары по сравнению с отечественными падает?

— На дешевую продукцию стран Юго-Восточной Азии спрос может не измениться или даже вырасти, а интерес к дорогим импортным товарам снизится. Сегодня доля импортных товаров на российском рынке составляет около 50%. В условиях падения рубля стоимость зарубежной продукции резко возрастет, из-за чего увеличится спрос на отечественные товары. Так было в 1998 г., когда за несколько недель доллар скакнул вверх и стоимость импортных товаров возросла в четыре с лишним раза. Автоматически они стали недоступными для массы людей.

Прокомментируйте, пожалуйста, статистические данные о потребительских предпочтениях, предоставленные «Справочной службой 2471010» (см. «Статистику»).

— Количество обращений в справочную службу, конечно, свидетельствует об уровне спроса на тот или иной товар или услугу. Это показатель, который отражает реальный коэффициент спроса. Но ставить такую статистику в один ряд с полноценным маркетинговым исследованием того или иного рынка я бы не стал, она не дает стопроцентной картины происходящего.

Из статистики видно, что запросы на проведение досуга практически не изменились (уменьшение на 4,5%). Это особенность россиян. Если взять доход домохозяйства, то тот процент, который мы тратим на развлечения, досуг, одежду, занимает львиную долю в графе расходов. В развитых странах такую долю дохода на развлечения не тратят. Мы привыкли жить весело, и даже в сложные времена нам надо заливать горе. (Смеется.) Количество запросов по проведению досуга незначительно уменьшилось, но это погрешность в пределах статистической.

Количество запросов, связанных с финансовыми услугами, явно уменьшилось (на 21,7%). Это напрямую отражает тот факт, что банки урезали выдачу кредитов. Хотя могла пойти обратная реакция, население искало бы банки, доступные кредиты. Судя по всему, люди предпочли обратиться к открытым источникам, слухам или, попытав счастья в 1-2 банках, просто поверили, что денег не дают и что даже в справочную звонить не стоит. Да и не лучшее сейчас время для потребительских кредитов — проценты повышены, зарплаты падают, из чего их отдавать?

А вот рынок страхования в сравнении с банковским потерял не много (уменьшение на 10,7%). Это радует. Чем больше люди прибегают к страховым услугам, тем цивилизованней мы живем.

Риелторский бизнес сейчас замер, что и отражает статистика (уменьшение на 25,8%). Особым спросом недвижимость не пользуется. Рынок недвижимости становится рынком покупателя. Раньше им правил продавец, который называл цену, и покупатель соглашался. Через месяц-другой уже покупатель будет называть цену, которую он готов заплатить за квартиру.

Сокращение запросов на поиск бытовой техники (на 38,9%) — прямое подтверждение того, что люди начинают экономить. В первую очередь отказываются от вещей, без которых могут прожить. Логика примерно такая: у меня есть стиральная машина, ей три года, я вызову мастера, ее подремонтируют, и она будет дальше работать. Или: у меня есть телевизор, я хотел купить плазменный, но ведь и мой неплохо показывает. Кстати, это означает в будущем рост спроса на ремонтные услуги. Более того, люди откажутся и от каких-то продуктов питания. Часть товаров заменят более дешевыми. Сейчас многие покупатели не смотрят на ценники, но скоро стоимость станет определяющим фактором.

Резюме: потребитель начал экономить, и эта экономия будет увеличиваться. Кризис коснется всех в той или иной форме, но в разной степени. Выиграет тот, кто сохранит наличные деньги, поскольку через какое-то время сможет покупать товары по меньшей стоимости.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.