Данила Усачёв: «В период кризиса для покупателя на первое место выходит цена»

Как поменялось потребление челябинцев после недавних финансовых потрясений? — Сейчас люди завязывают пояса потуже и стараются экономить. Им приходится отказываться от товаров элитного и премиум-кл

В период кризиса потребительские предпочтения меняются. По мнению директора агентства маркетинговых исследований «Маркетинг Индустрия» Данила Усачёва, люди начинают экономить и в первую очередь отказываются от товаров, без которых можно прожить (бытовая техника, недвижимость, автомобили). Спрос на премиум-товары замещается спросом на товары меньшей стоимости. Фактор цены выходит на первое место, а бренд производителя перестает играть определяющую роль.

Как поменялось потребление челябинцев после недавних финансовых потрясений?

— Сейчас люди завязывают пояса потуже и стараются экономить. Им приходится отказываться от товаров элитного и премиум-класса. Конечно, часть населения продолжит покупать дорогие изделия, но объемы продаж в этих сегментах будут значительно сокращаться. Потребителя будет удовлетворять товар не самого высокого качества меньшей стоимости. В условиях уменьшения финансовых возможностей на первое место выходит фактор цены, тогда как в обычных условиях покупатель ставит цену по важности на 4-5-е место. Качество продукции по-преж­нему важно. А вот имиджевая составляющая (переплата за бренд) особо не интересует потребителей. Компаниям стоит пересмотреть ассортимент товаров и услуг, сделать их более доступными: либо заменить более дешевыми аналогами, либо снизить розничные цены за счет внутренних резервов.

От чего в условиях кризиса потребитель отказывается в первую очередь?

— Останавливаются продажи дорогих товаров, не относящихся к предметам первой необходимости: недвижимости, автомобилей. Сейчас наблюдается падение спроса на машины. Автодилеры начали делать невиданные ранее предложения покупателям: центры «Регинас» и Mitsubishi предлагают скидки по 50-100 тыс. руб. на автомобиль. Пару месяцев назад и мечтать о таких ценах никто не мог.

По экспертным оценкам, за последний месяц спрос на туристические услуги упал на 15-30%. Многие люди отказываются от поездок за рубеж, особенно в еврозону. Но на товары, необходимые каждый день (хлеб, молоко, бензин, лекарства), спрос практически не изменится.

Кроме того, есть категория людей с отличающимся поведением: они, до конца не разбираясь в конъюнктуре, готовы скупать любой товар, лишь бы избавиться от денег, боясь опыта 1998 г., когда рубль резко обесценился.

Спрос на импортные товары по сравнению с отечественными падает?

— На дешевую продукцию стран Юго-Восточной Азии спрос может не измениться или даже вырасти, а интерес к дорогим импортным товарам снизится. Сегодня доля импортных товаров на российском рынке составляет около 50%. В условиях падения рубля стоимость зарубежной продукции резко возрастет, из-за чего увеличится спрос на отечественные товары. Так было в 1998 г., когда за несколько недель доллар скакнул вверх и стоимость импортных товаров возросла в четыре с лишним раза. Автоматически они стали недоступными для массы людей.

Прокомментируйте, пожалуйста, статистические данные о потребительских предпочтениях, предоставленные «Справочной службой 2471010» (см. «Статистику»).

— Количество обращений в справочную службу, конечно, свидетельствует об уровне спроса на тот или иной товар или услугу. Это показатель, который отражает реальный коэффициент спроса. Но ставить такую статистику в один ряд с полноценным маркетинговым исследованием того или иного рынка я бы не стал, она не дает стопроцентной картины происходящего.

Из статистики видно, что запросы на проведение досуга практически не изменились (уменьшение на 4,5%). Это особенность россиян. Если взять доход домохозяйства, то тот процент, который мы тратим на развлечения, досуг, одежду, занимает львиную долю в графе расходов. В развитых странах такую долю дохода на развлечения не тратят. Мы привыкли жить весело, и даже в сложные времена нам надо заливать горе. (Смеется.) Количество запросов по проведению досуга незначительно уменьшилось, но это погрешность в пределах статистической.

Количество запросов, связанных с финансовыми услугами, явно уменьшилось (на 21,7%). Это напрямую отражает тот факт, что банки урезали выдачу кредитов. Хотя могла пойти обратная реакция, население искало бы банки, доступные кредиты. Судя по всему, люди предпочли обратиться к открытым источникам, слухам или, попытав счастья в 1-2 банках, просто поверили, что денег не дают и что даже в справочную звонить не стоит. Да и не лучшее сейчас время для потребительских кредитов — проценты повышены, зарплаты падают, из чего их отдавать?

А вот рынок страхования в сравнении с банковским потерял не много (уменьшение на 10,7%). Это радует. Чем больше люди прибегают к страховым услугам, тем цивилизованней мы живем.

Риелторский бизнес сейчас замер, что и отражает статистика (уменьшение на 25,8%). Особым спросом недвижимость не пользуется. Рынок недвижимости становится рынком покупателя. Раньше им правил продавец, который называл цену, и покупатель соглашался. Через месяц-другой уже покупатель будет называть цену, которую он готов заплатить за квартиру.

Сокращение запросов на поиск бытовой техники (на 38,9%) — прямое подтверждение того, что люди начинают экономить. В первую очередь отказываются от вещей, без которых могут прожить. Логика примерно такая: у меня есть стиральная машина, ей три года, я вызову мастера, ее подремонтируют, и она будет дальше работать. Или: у меня есть телевизор, я хотел купить плазменный, но ведь и мой неплохо показывает. Кстати, это означает в будущем рост спроса на ремонтные услуги. Более того, люди откажутся и от каких-то продуктов питания. Часть товаров заменят более дешевыми. Сейчас многие покупатели не смотрят на ценники, но скоро стоимость станет определяющим фактором.

Резюме: потребитель начал экономить, и эта экономия будет увеличиваться. Кризис коснется всех в той или иной форме, но в разной степени. Выиграет тот, кто сохранит наличные деньги, поскольку через какое-то время сможет покупать товары по меньшей стоимости.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.