«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки

«Нет нормальных тротуаров — нет желания идти в новые скверы и парки. Не захочет человек пересесть с автомобиля даже на самый комфортный автобус, пока пешеход чувствует себя существом второго сорта».

В этом году челябинцам пообещали сделать десятки новых «мест для селфи» — так на модный манер чиновники называют парки и скверы. Но никто не думает о том, как горожане должны дойти до этих оазисов цивилизации. В каком состоянии находятся городские тротуары и почему на столичный урабнистический форум надо отправить главного дорожника Владимира Алейникова — авторская колонка активиста Павла Кочнева, который ранее предлагал Текслеру убрать забор вокруг резиденции.

— На прошлой неделе в челябинской мэрии состоялось не совсем типичное для нашего города совещание «по следам урбанистического форума». А не типичное оно потому, что город давно прослыл антипримером современной урбанистики и то, что вектор мысли чиновников и развития города меняется, не может не радовать меня и многих других неравнодушных жителей города. С огромным интересом я следил за репортажами с совещания в Telegram-каналах, и в ходе чтения поймал себя на мысли, что мне неимоверно хочется написать кому-то из присутствующих с просьбой поднять вопрос: когда приведут в порядок тротуары?

Например, предложили классный проект цветочных часов на пересечении улиц Тимирязева и Пушкина, но я сразу вспоминаю, какие там ужасные тротуары, а ведь это — гостевой маршрут. Я не предлагаю устроить «тротуарную революцию» — речь о банальном ремонте ям, избавлении от грязи и занижении бордюров. И это типичная ситуация для многих перекрестков в центре города, про более отдаленные районы и говорить нечего.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 1

Обратите внимание на тропинку слева: она появилась оттого что в дождь тут вообще невозможно пройти

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 2

Отсутствие нормальных скруглений углов тротуаров и порождает вытоптанные участки газона, от которых образуются грязь и пыль на улицах. А вот какой там бордюр на переходе через ул. Пушкина: попробуй проедь с коляской или на коляске, чтобы заселфиться с новым арт-объектом. Гостевой маршрут, между прочим.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 3

Всё это настолько вошло в привычную картину мира для челябинцев, что разруху перестали замечать. Показываешь знакомым подобные фото, а они тебе в ответ: «Да ладно тебе, это еще нормально вот у нас на «северке», в Парковом, в Чурилово…» В администрации Ленинского района вообще уверены, что валяющийся столб — это ограждение для безопасности.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 4

Порой куска тротуара просто нет.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 5

Состояние тротуаров и их сопряжений с проезжей частью я смог в полной мере оценить, когда в нашей семье появился ребенок. Сначала прогулки с коляской, теперь с самокатом. Скакать по бордюрам — то еще «удовольствие». Вроде бы ерунда-бордюрчик, но таких по два на каждом перекрестке, на каждом выезде с парковок и дворов.

Это улица Свободы, от Тимирязева до Плеханова: три вот таких участка с парой бордюров и ямами на каждом. Я недавно ради интереса измерил бордюры на небольшом участке по Свободы и Цвиллинга, по пути на работу. Два из 40 бордюров не соответствуют нормативным 15 мм (СНиП 35-01-2001).

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 6

Чтобы избавить город от высоких бордюров, видимо, нужны какие-то тектонические сдвиги в головах чиновников и строителей. Когда строят дорогу, ни у кого ведь не возникнет мысли ступеньку сделать, а на тротуаре — пожалуйста: хоть 10 см, хоть все двадцать. Нет устойчивого понимания, что пользователь тротуара — это не только бодро скачущий молодой человек, но и пенсионеры, инвалиды, мамы с колясками. Кто-то едет на велосипедах или самокатах. Сейчас практически каждая новая стройка или ремонт — равно новый бордюр.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 7

Островок безопасности на новом переходе

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 8

Велодорожка возле нового МФЦ. По моему обращению начали занижать бордюр. Непонятно, правда, почему занижается только один камень.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 9

Тот, кто это все принимал, куда смотрел? Мне кажется, сейчас нужен отдельный человек в мэрии, который будет только ездить всё лето по стройкам и ремонтам дорог и у каждого бордюра кричать: «Делай 15 мм!» Вот Яндекс-карты хорошо показывают, как прямо перед администрацией города за 8 лет вырос не бордюр, а бордюрище.

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 10

Всё эти возвышенности и ямы лишают любую прогулку комфорта. Идешь и смотришь, куда наступить, зазевался — всё, споткнулся или испачкался, а то и ногу можно повредить. На днях разбил в кровь ногу о болт, торчащий из тротуара на улице Свободы. Я написал и позвонил в администрацию района, но никто ничего пока не делает.

Казалось бы, город должен понемножку год за годом улучшаться, а получается наоборот. Пешеходная инфраструктура деградирует. Свежий пример: перед новым «Магнитом» на Цвиллинга, 67 был прямой широкий тротуар, а теперь парковка с кривым обходом. Ещё один пример — танк на Комсомольской площади. Проспект Ленина там четыре полосы в одну сторону, плюс дублер две полосы, плюс парковка, но нужно было еще треть тротуара «откусить», чтобы бамперам было свободнее, а людишки и так протолкнутся, ничего. На вопрос можно ли как-то подвинуть заборчик, ответ обычный: «Все по нормам, менять ничего не нужно, проблемы нет».

Не видно никакого системного подхода к пешеходной среде: пишут в лучшем случае, что когда-то там рассмотрят возможность что-то сделать. А я думаю, нужно ввести за правило: ремонтируем проезжую часть, давайте обязательно ремонтировать и тротуар, и сопряжения между ними в порядок приводить. А сейчас выходит так, что автомобиль на первом месте, асфальт новый положили или ямы залатали, а тротуар разбитый или его вообще нет.

Вот как на перекрестке улиц Харлова и Курганской: идешь-идешь и кончился тротуар, идите как хотите, кого-то, думаете, волнует это в УДХ?

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки 11

Или аллея на улице Орджоникидзе: отличное место для прогулок и отдыха. Только не хочется туда идти с ребенком, потому что она вся иссечена бордюрами. Проезды ремонтируют, а бордюры остаются.

Глава района разводит руками. Асфальт в проездах уложен по программе «Реальные дела», а  занижать по ней же бордюры нельзя, будет нецелевое расходование средств и вообще тротуары это к УДХ. Идем в УДХ, а там всегда один ответ: «Рассмотрим возможность». Да, у меня есть два примера, когда по обращению занижались бордюрные камни, но по всему району, получается, нужно на каждый бордюр написать жалобу отдельную, чтобы хотя бы рассмотрели возможность улицы в соответствие со СНиП привести?

Никакой самостоятельной работы администрации города в улучшении комфортной пешеходной среды не видно. Просьбы о дополнительном асфальтировании, тропинок или вытоптанных углов вообще сразу отметаются: «Нет в проекте, все по нормам», люди годами месят грязь и пыль, а получается, что никакой надежды даже нет, что ситуация улучшится.

Очень жаль, что на совещании по благоустройству в мэрии я не заметил главного дорожника Владимира Алейникова — вот кого нужно первым на урбанистический форум отправить. Нет нормальных тротуаров — нет желания идти в новые скверы и парки. И не захочет человек с автомобиля даже на самый комфортный автобус пересесть, пока путь к остановке и неудобный, пока пешеход чувствует себя существом второго сорта в городе. Поэтому предлагаю следующее подобное совещание начать с вопросов улучшения пешеходной среды: регулярного ремонта тротуаров, контроля за соблюдением СНиП 35-01-2001, системной работы над избавлением улиц от грязи через восстановление бордюров, удаление излишков земли с газонов и асфальтирования народных тропинок и вытоптанных углов.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.