«Чудовищная несправедливость!» Почему бизнес Челябинска с трудом работает в Китае

Южный Урал — традиционный партнер Китая: постоянные визиты, выставки, соглашения. Однако партнерство ли стоит за этими отношениями? Эксперты однозначно отвечают на этот вопрос: нет.

Товарооборот между Челябинской областью и Китаем в 2017 году заметно вырос. Импорт составил $509 млн – при 306 млн в 2016 г. Однако экспорт остался неизменным — $ 16,3 млн, поэтому статистика скорее негативная, считает первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Игорь Аристов.

Игорь Аристов
Игорь Аристов
первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты
 
Посмотрим на 2007 г. Тогда Челябинская область поставляла машинное оборудование, и наш высокотехнологический экспорт намного превышал китайский импорт. Но в октябре 2007-го китайский госсовет принял беспрецедентную программу лидерства на 70 лет. Она не афишируется, но ее знает каждый китаец. И одной из составляющих частей стало противодействие высокотехнологичному импорту и стимулирование сырьевого. И за нарушение этого постановления предусмотрена уголовная, административная, партийная ответственность.

О том, как китайская экономика ударяет по российской, Игорь Аристов рассказывает на примере Челябинского тракторного завода. Так, китайские партнеры закупали образцы двигателей у южноуральского производителя, а потом скопировали технологию их изготовления и вывели уже свою продукцию на международный рынок.

Это такой забытый «сталинский» вариант: посмотреть, какая продукция пользуется наибольшим спросом, быстро скопировать ее и продавать по демпинговым ценам. Сейчас 66% нашего экспорта — это минеральные продукты, энергоносители, и 9% — это древесина, то есть далеко не высокотехнологичная продукция, производство которой обеспечивает рабочие места и развитие науки, — отметил Игорь Аристов.

Однако проблемы южноуральского бизнеса в Китае не ограничиваются желанием страны Востока покупать лишь сырье и нарушать авторские права на товар. Директор компании «Опора экспорта» Павел Золотов отмечает, что продвигаться на рынке нужно непосредственно налаживая личный контакт с компаниями, потому что китайские коллеги далеко не всегда соблюдают условия договора.

Даже если по документам возврат товара невозможен, его часто возвращают — и попробуй ты назад не прими, сразу потеряешь все деловые отношения. Эта ситуация схожа с Россией в 90-х и начале 2000-х: отношения скорее на словах, поэтому, вступая в партнерство, придется постоянно туда ездить, проводить множество посиделок, ходить друг к другу на дни рождения, — отмечает Павел Золотов.

Кроме того, китайцы большую часть товаров покупают онлайн, ходят по магазинам немногие, тем более, не средний класс. Сетевые покупки «избаловали» жителей: продукции много, а цены — низкие. Правда, сейчас средний класс в Китае формируется всё более активно, а это значит, что растет спрос на качественные продукты, в том числе произведенные за границей.

Проблемы у бизнеса также возникают с позиционированием бренда. Русским маркам сложно справиться со стереотипами лишь о хорошей водке из России, поэтому другие продукты приходится представлять, как европейские.

Например, мороженое мы вынуждены брендовать как европейское, потому что, во-первых, сложно объяснить, что такое пломбир, ведь они привыкли к итальянскому джелато. Или, скажем, в России производят много вина, в том числе, и хорошего, но китайцы привыкли к тому, что вино — это Франция, Италия, Португалия. Зато успешно позиционируется русская водка, — рассказывает директор «Опоры экспорта».

Читайте также: «Огородный туризм». Японцев приглашают арендовать землю на Южном Урале

Проблемы российского бизнеса в Китае решить можно: политикам надо проводить больше очных встреч друг с другом, а предпринимателям — принимать участие в выставках товаров с обязательными встречами b2b, считают эксперты. Кроме того, необходимо на федеральном уровне бороться с постановлением китайского госсовета.

Пока у России не будет стратегии взаимовыгодных, равных партнерских отношений с Китаем, очень трудно будет преодолеть существующую ситуацию. Пока что это чудовищная несправедливость, — отмечает Игорь Аристов.

Одним из способов найти общий язык между бизнесом обеих стран может стать развитие туризма в Челябинской области. По мнению исполнительного директора Российско-китайского центра по Уралу и Сибири Юрия Бабонова, причиной для честного сотрудничества и инвестиций может стать понимание китайцами русской культуры.

Юрий Бабонов
Юрий Бабонов
исполнительный директор Российско-китайского центра по Уралу и Сибири
Китай уделяет очень большое внимание личным связям — это система «гуанси». Важно показывать наши традиции и историю — это сильные стороны России. Так будет развиваться туризм, деловой туризм, бизнес.

Эксперту вторит директор челябинского «Агентства инвестиционного развития» Татьяна Степанова. Она отмечает, что сейчас с Челябинском активно заключают соглашения китайские провинции, и это играет важную роль в развитии бизнес-отношений. Сейчас у южноуральской столицы есть два соглашения с городами КНР.  С Харбином — о сотрудничестве и с Урумчи — о побратимстве. Рассматривается подобное предложение от Ланч Джоу, ведутся переговоры с городом Иу.

Такие соглашения провоцируют студенческий, культурный, торгово-экономический обмен. Китайцы очень интересуются всем, что связано с историей коммунистической партии, революции. Мы можем быть им интересны как Танкоград, как область с атомной промышленностью, ну и вообще, как регион с красивой природой, — отмечает г-жа Степанова.

Директор Агентства также подчеркивает: сейчас китайцы допускают вложения в такие крупные южноуральские проекты как конгресс-холл к саммитам ШОС и БРИКС, рыбный кластер «Бионика» и аквапарк. Однако очевидно: китайцы готовы давать длинные дешевые деньги, но при включении рабочей силы, техники и материалов из Китая.

Тем не менее, несмотря на все сложности работы с восточным партнером, необходимость сотрудничества остается для экспертов очевидной. Сотрудничать с США невозможно по политическим причинам, рынок Европы закрыт из-за санкций, а путь на юг можно наладить только через Китай.

Эта страна становится всемирным инвестором, — отмечает г-н Аристов. — Да, логично, что они преследуют свои интересы. Но у нас есть все шансы, чтобы выстроить взаимоотношения. Главное, не стать их финансовым рабом — как Шри-Ланка или Малайзия.

Самое читаемое
  • На бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного циклаНа бывшем заводе «Рено» началось производство автомобилей по технологии полного цикла
  • Озвучены новые площадки под застройку в ЕкатеринбургеОзвучены новые площадки под застройку в Екатеринбурге
  • Как на Среднем Урале создают будущее атомной энергетикиКак на Среднем Урале создают будущее атомной энергетики
  • В историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных местВ историческом центре Екатеринбурга власти рублем борются за ротацию парковочных мест
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.