Челябинский эксперт раскрыл секрет найма лучших специалистов продаж

Челябинский эксперт рассказал об особенностях работы руководителей крупных предприятий с менеджерами отдела продаж. Дмитрий Бабинов разработал основные правила подбора и удержания персонала.

Как заполучить в свою компанию лучшего менеджера продаж и не опасаться его перехода к конкурентам или похищения ценных контактов? Своим видением решения данных вопросов, с которыми часто встречаются топ-менеджеры компаний, поделился руководитель Консалтингового центра «Benefit» Дмитрий Бабинов.

«Одна из ключевых проблем любого бизнеса - это формирование штата отдела продаж. Очень многие собственники компаний хотят, чтобы их сотрудники были более ответственными, исполнительными и требовали за это вполне вменяемую оплату.

Но со временем происходит так, что менеджер по продажам, набравшись опыта, связей и «веса», начинает требовать гораздо большего. Теперь он не делает холодных звонков, не ездит на встречи, получая хорошие проценты от уже наработанной базы. Он требует более высокой оплаты, следующей должности, свободного графика и прочих привилегий. Иногда дело доходит и до шантажа, ведь у него доступ ко всей базе клиентов и общается он с ними напрямую. А вдруг захочет уйти к конкурентам, забрав лучших клиентов, или откроет свой маленький бизнес?

Что делать руководителю и собственнику бизнеса в данной ситуации? С одной стороны, можно нанимать своих друзей и родственников, но с ними будет куда больше проблем. С ними сложнее договариваться, труднее требовать выполнения обязанностей. Можно обратиться в специализированные кадровые агентства или к Hand Hunter, которые почти гарантированно найдут хорошего специалиста-продажника, но потребуют за это довольно приличную сумму. И где гарантии, что Hand Hunter через год не продаст данного специалиста другой компании? При этом уже опытный специалист-продажник сразу потребует приличную оплату труда. Кто же захочет менять насиженное место и стабильный доход на менее оплачиваемую работу в компании-конкуренте?

В подобной ситуации есть несколько вариантов решения проблемы. Первый из них - растить кадры внутри компании, создав при этом несколько должностей. Например, вместо одной должности «менеджер по продажам» будет целых 3: менеджер-стажер, менеджер, старший менеджер. И теперь у вас в компании есть карьерный рост с разделением обязанностей: от самых рутинных до самых статусных для отдела продаж. В продолжение данного подхода за должностью старшего менеджера по продажам идут: помощник начальника отдела продаж или заместитель начальника отдела продаж. Тем самым для каждого сотрудника есть несколько, более маленьких и достижимых, ступеней развития, более дробная и качественная материальная и нематериальная мотивация.

Второй вариант - проведение регулярных конкурсов на занимаемую должность. Конкурсы на наиболее важные должности, особенно в растущей компании, должны проводиться регулярно, как минимум раз в 3 месяца. Почему именно раз  3 месяца? Потому, что средний испытательный срок и выход на достаточную эффективность у менеджеров по продажам происходит именно за данный период.

Итак, как же проводить конкурсы? Сотрудник, ответственный за подбор и оценку персонала, приглашает сразу 10-15 кандидатов к назначенному времени. К этому моменту подготавливаются специальные теоретические и практические задания. К теоретическим можно отнести тестирование на знание технологий и стандартов продаж, к практическим - осуществление холодных звонков, проведение встреч и переговоров. Итак, сотрудник, обученный данной технологии оценки, проводит конкурс, а комиссия в составе: начальника отдела продаж, его заместителя и не редко собственника бизнеса оценивают действия кандидатов и их эффективность, занося свои оценки в специальные бланки. На основе данных бланков и последующего обсуждения выбираются наиболее перспективные сотрудники. Длительность проведения конкурса может доходить до 3-4 часов. Но если проводить собеседование с каждым, то времени потребуется в 3-4 раза больше. Если пришедшие кандидаты сильнее самых слабых уже работающих менеджеров, примете ли вы их на стажировку? Ответ очевиден.

Предложение о работе необходимо сделать в день проведения конкурса, иначе кандидаты на следующий день уже могут передумать. Наиболее эффективные кандидаты, поняв, что их знания и навыки оценили довольно объективно, соглашаются сразу. Они понимают, что пришли в компанию, где сотрудниками будут заниматься, будут обучать и требовать гораздо большего. Но и получат в итоге они гораздо больше: конкретные знания и навыки продаж, что выльется в достойный уровень оплаты, уважения, а также в карьерном росте.

Не нужно забывать и о том, что после проведения конкурса, сотрудника необходимо вводить в должность и обучать или до обучать технологиям продаж действующим в данной компании. А для этого необходима программа обучения и ввода в должность. И первый и второй варианты можно и необходимо реализовывать совместно.

Что делать для того, чтобы продавцы-звезды не ушли и не прихватили с собой клиентскую базу? Необходимо преобразовать действующий отдел продаж в трехступенчатый. Если рассматривать на примере активных продаж, то менеджер-стажер занимается холодным обзвоном. Делает он это по довольно простому сценарию-скрипу разговора. Каждый час он передает список «теплых» клиентов во второй отдел «закрытия», где работают более квалифицированные менеджеры. После закрытия на сделку, список клиентов передается в третий отдел, где ведется регулярная продажа уже постоянным клиентам. В каждом подразделении подобного отдела продаж действует своя система начисления оплаты, стимулирующая сотрудников на достижения.

Итак, все довольны: квалифицированные менеджеры не занимаются так нелюбимым ими холодными звонками, у них всегда есть список «теплых» потенциальных клиентов. Менеджер-стажер, набирается опыта и стремится попасть во второй отдел. В третьем отделе находится база постоянных клиентов, но сотрудники данного отдела не умеют заниматься обзвоном и закрывать сделки. А у вас, как у руководителя, гораздо меньше опасений в том, что база клиентов «уйдет» вместе с менеджерами-звездами».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.