«Надо быть и механиком, и ювелиром»: как на челябинском заводе создают механизмы для часов
Челябинский часовой завод «Молния» возродил полный цикл создания механизма наручных часов. Мы побывали на предприятии и узнали, как «создается время».
Путешествие в мир челябинских часовщиков начинается с лифта. Производственные цеха, расположенные в офисном здании, примыкающем к ТРК «Куба», словно легендарная платформа «9 и ¾» в сказке про Гарри Поттера — не для всех. Наш гид, замдиректора завода Александр Немтин прикладывает электронный ключ, нажимая кнопку «-1» и мы опускаемся в производственные помещения.
«Многим знакомы старые карманные часы «Молния». Они были в каждой советской семье, пользовались популярностью и за рубежом. Во время последней поездки в Италию я был на блошином рынке и среди серебряных ложек и старых велосипедов увидел часы «Молния»! Они до сих пор в рабочем состоянии», — поделился Александр Немтин.
Механизм 3603, использовавшийся в карманных часах, стал основой новой линейки наручных часов. Для разработки часового механизма на заводе создали конструкторское бюро, раньше вся техническая документация готовилась в Москве. Детали изготавливаются на оборудовании производства США, Японии, Германии и Швейцарии: это как новейшие станки, так и проверенная временем (во всех смыслах слова) техника, использовавшаяся на протяжении многих лет.
При нас заготовку детали золотистого цвета из полированной латуни помещают внутрь станка, и на мониторе появляется длинный ряд цифр. Фреза начинает вырисовывать контуры будущих деталей, напоминающих витиеватые орнаменты.
В зоне резанья, где фреза снимает стружку, происходит нагрев. Чтобы повысить стойкость и уменьшить деформацию, используется охлаждающая жидкость, — объясняет Александр Немтин.
Со стороны процесс похож на создание магического артефакта
Готовые детали отправляются на калибровку, ведь диаметры отверстий должны быть выверены до тысячной доли миллиметра. В соседнем цехе на них устанавливают часовые камни. Они предотвращают трение металлических деталей и уменьшают их износ. Камни используются уральской огранки — их обрабатывают в Кусе. До и после установки каждый камень проверяется и в случае обнаружения дефекта отбраковывается.
Один из важных этапов — изготовление деталей баланса, которые обеспечивают равномерность суточного хода механизма. Иными словами — точность. Как отмечают работники челябинского завода, на форумах любителей часов периодически возникают споры, действительно ли эти детали изготавливают в «Молнии».
На готовые детали наносится надпись «Молния. Made in Russia». Работники челябинского часового завода гордятся ей так же, как и швейцарцы своей «Swiss Made». Собственный механизм 3603 используется в двух моделях Tribute 1984 (названа в честь самого механизма и отсылает к году, когда началось его массовое производство) и Green Ray.
После осмотра производства поднимаемся в цех сборки. Там коллектив исключительно женский.
Для такой работы нужны идеальное зрение, внимательность, аккуратность, усидчивость, сообразительность. При запуске новой линейки часов необходимо сделать все, чтобы обеспечить надлежащее качество и избежать брака в процессе сборки, — рассказала одна из сотрудниц.
И еще одна черта характера, которую в этом деле считают обязательной, — стрессоустойчивость.
Модель Tribute 1984 названа в честь самого механизма и года, когда началось его массовое производство
Розничная цена наручных часов «Молния», заявленная на сайте завода, начинается от 17 тыс. руб.
— Страшно, когда в руках дорогие изделия?»
— Нет. Но это очень большая ответственность. Если сравнивать с гражданскими, военные часы стоят на порядок дороже, — рассказала сотрудница завода.
Сегодня в «Молнии» работает много молодых сотрудников. Раньше специалистов готовили в специальном ПТУ, вспоминают работники со стажем, теперь приходится обучать на месте, передавая олдскульный опыт.
«Приходят самые разные люди. Есть у нас молодой сотрудник, который служил морским пехотинцем, ещё один был в элитном спецназе. Кто-то остаётся, а кто-то через день убегает, — рассказал мастер участка Андрей Федоренко, работающий в «Молнии» с 90-х годов. — Здесь надо одновременно быть и механиком, и ювелиром. На мой взгляд, самое сложное — все-таки наладка оборудования. Это очень кропотливая работа: допуск мизерный — всего пять микрон».
В планах предприятия — запустить производство корпусов для часов (пока их приходится закупать на стороне), освоить новые виды механизмов, представить новые модели часов, а также модернизировать оборудование.
В модельном ряду наручных часов «Молния» есть часы, предназначенные для авиаторов, поклонников активного образа жизни и спорта, для подводного плавания, классические костюмные модели, — рассказал Александр Немтин. — В ближайшее время планируется представить женскую коллекцию.
Женскую модель «Жемчуг» обещают анонсировать в преддверии 8 марта.