Челябинские турагентства готовятся к ужесточению законов из-за банкротств операторов

Предложения по ужесточению законодательства в сфере туризма подготовил Всероссийский союз страховщиков. Часть из них вызвала критику туристического бизнес-сообщества, в том числе в Челябинске.
Всероссийский союз страховщиков направил в Центрбанк и Минкультуры письма с предложением принять экстренные меры по изменению законодательства в сфере туризма, сообщается на сайте ВСС.
«Создавшаяся на туристическом рынке ситуация подорвала доверие к туроператорам со стороны не только туристов, но и страховщиков,— заявил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
В обращении сформулированы конкретные предложения. В частности, усиление госрегулирования и контроля над допуском компаний к страхованию ответственности туроператоров. Также союз предлагает внедрить трехуровневую систему финансовой защиты туристов.
Первый уровень – это компенсационный фонд объемом не менее 500 миллионов рублей, который создается всеми участниками рынка, которые занимаются выездным туризмом. Фонд должен использоваться для финансирования расходов по экстренной эвакуации туристов из-за рубежа в случае краха туроператора.
Второй уровень подразумевает коммерческое страхование или банковскую гарантию. Страховать ответственность туроператоров предлагается через страховой пул, управляемый единым объединением. Пуловое соглашение определяет требования к страховщикам – членам пула, условия страхования, включая применение экономически обоснованных тарифов или их минимальных уровней. Страховая сумма для каждого туроператора рассчитывается исходя из планируемого на год количества туристов и размера лимита ответственности на каждого туриста (его устанавливает Центробанк исходя из емкости пула).
Третий уровень защиты – государственный. Он предполагает экстренную эвакуацию туристов из-за рубежа при форс-мажорных обстоятельствах. А в случае превышения лимита ответственности по каждому туристу, государство компенсирует страховщику разницу.
Как рассказал DK.RU заместитель генерального директора по развитию компании «Пегас-Тур» Алексей Куварин, жесткая привязка размера страховки к количеству туристов у туроператора вполне оправданна.
«У нас, например, каждый рубль туриста покрыт банковской гарантией. Т.е гарантия равна объему туристов. Или ты гигант туроператорской деятельности как «Лабиринт», «Нева» или не такой гигант – гарантия банковская одна и та же. Так вот для крупных компаний ее нужно увеличивать соразмерно, чтобы она покрывала полностью объем туристов. Например, «Лабиринт» на 1,5 млрд туров напродавали, а их гарантия 100 млн. Как может быть такая гарантия, если огромное количество туристов выезжает?»
Еще одно предложение ВСС касается наделения более широкими полномочиями федеральных органов исполнительной власти. Это регулярный контроль финансовой устойчивости туроператоров, введение систематической финансовой отчетности, а возможно, и лицензирования деятельности как для туроператоров, так и для агентов.
Алексей Куварин считает, что лицензирование создаст большие трудности для маленьких компаний.
«Лицензирование представляется сложным и может повлиять очень серьезно на малый бизнес. Открывается много малых компаний туристических, они регистрируются, начинают продавать и платить налоги. А если ввести лицензирование, это поставит крест на малом бизнесе. Либо они просто уйдут в тень».
Еще один пункт, предложенный ВСС изменений в законодательство – отмена упрощенной системы налогообложения для туроператоров. Несмотря на то, что предложения готовились с участием Ассоциации туроператоров России (АТОР), они категорически не согласны с отменой УСН для участников рынка и считают, что это ущемление предпринимательской деятельности.
«Тем более роли это не сыграет, - добавляет Алексей Куварин. – Нет никакого смысла запрещать компаниям работать на «упрощенке». Если компания хочет смошенничать, она это с успехом сделает и с НДС».
Что касается исключения из реестра за невыполнение обязательств на 500 тысяч рублей, то, по мнению экспертов, эта мера носит отложенный результат. Туристам легче не станет, потому что они купили путевку, а оператор их не отправил.









