«Челябинск рискует прохлопать саммит ШОС, как прохлопал метеорит», — Андрей Попов

Саммит ШОС-БРИКС может определить судьбу и облик Челябинска на десятилетия. Как сделать так, чтобы город извлек из события максимальную выгоду? Прикормить федеральные СМИ, уверен Андрей Попов.

Андрей Попов, журналист, фотограф, в прошлом — первый заместитель директора дирекции визуальной информации РИА Новости:

Саммит ШОС-БРИКС – самое важное событие для Челябинска со времён падения метеорита. Что может это дать городу? Парочку новых гостиниц? Их в Челябинске уже предостаточно, да и какую выгоду извлекут из этого рядовые горожане? Даже рабочих мест больше не станет. Офисных зданий и сейчас избыток, наполовину пустые стоят. Ну, еще дороги заасфальтируют – правда, через год все равно развалятся. Что ещё?

Главное, что может получить Челябинск – имидж, известность. Повысится привлекательность города, потянутся инвесторы, потекут деньги. А значит, будут рабочие места, забота об экологии и так далее по цепочке. Понятно, что чем известнее, удобнее, красивее, знаменитее, богаче город, тем выгоднее всем его жителям.

Примеры в России есть. На первом месте Сочи, где сегодня хотят жить самые обеспеченные люди. Казань — сильная власть и яркая журналистика.  Постоянно из Казани приходят различные новости, которые мгновенно расхватывают все издания, еще сильнее раскручивая город. Там проходят самые громкие спортивные события. Город стал ярким, красивым и удобным. Метро достроили. И никто из Казани сегодня не рвется уехать, хотя так было далеко не всегда. Ещё Краснодар. Город ничем не лучше Челябинска. Когда я там был в последний раз, он показался таким же серым и невзрачным, а жители унылыми. Но теперь туда стремятся люди со всей страны.

Хочешь, чтобы о тебе знали – заяви о себе сам! Причем заявлять нужно в центре. Больше никак. Так уж сложилось в России. В центральной прессе, на московских телеканалах.

Сейчас вся страна знает Челябинск как зону экологического бедствия. Даже президент не удержался, подтвердил. Необходимо, чтобы о Челябинске писали и с хорошей стороны. Что, у нас мало интересных событий происходит?

Вот, в апреле пройдёт Чемпионат мира по танцам. Красивейшее событие. А что мы дадим в центральную прессу? Кондовые пресс-релизы на бумажке? Такого-то числа в рамках Чемпионата состоялась встреча Великого с Простыми. Думаете, это и вправду кому-то интересно? Или всё же приложим сногсшибательные фотографии, сделанные с необычных ракурсов, и талантливое видео, как не снимал ещё никто?  Найдём темы, важные и понятные любому читателю. Вот тогда большие агентства, сначала, поморщив носик, возьмут что-нибудь. На второй раз уже будут присматриваться.  Достаточно быстро они станут ждать новые материалы.

Сегодня Москва даже не ставит нас в планы. Мы никогда ничего не даем интересного. Мы не приучили их. При этом в городе косяками проходили спортивные чемпионаты. Вот в том и дело, что проходили. Мимо. Нет фото. Нет видео. Нет интервью. Нет других интересных материалов, которые возьмёт избалованный ТАСС. Нечего показать.

Один яркий пример. Чемпионат мира по тхэквондо проходил в Челябинске пару лет назад. Роскошный большой пресс-центр, компьютеров много, интернет летает. Да вот только работать журналисты не смогли. На ковёр не пускали. К спортсменам доступа нет. Фотопозиции в самом неудачном месте. Снимай с трибуны. На открытии все фото были сделаны из зрительного зала. А кому нужны фотографии, такие же, как только что запостила девочка со смартфоном?

Апофеозом всего стало поселение фан-группы с барабаном и плясками на трибуну для прессы. Работать стало совсем невозможно, пресса из зала ушла. В центральные издания не было отправлено ничего. Совсем ничего. Ноль. Мир не узнал, о том, какой чемпионат прошел в Челябинске. А соревнования были действительно интересными. В том числе и по этой причине в город уже не приезжают серьёзные издания и большие агентства.

Работы прессы организуют люди, близкие к спорту, но далёкие от журналистики. А чего стоит «великая» фраза чиновника областного министерства спорта: «Вы что, сюда ещё и зарабатывать приезжаете?!» Да! Зарабатывать! Именно так. Это работа, и журналист хочет за неё получать деньги. Иначе зачем? А деньги будут только, если журналист сможет сделать свою работу хорошо. Дай возможность журналисту заработать, а уж он в долгу не останется!

И главное событие за всю историю Челябинска – Метеорит. Так и должны писать Метеорит — с большой буквы. Такого мощного подарка не получил ни один город России, а может, и мира.

Некоторое время назад я был в Англии по делам. Ездил на завод, что находится в сельской глубинке. В последний день, когда закончили все дела, меня повезли в старинный деревенский паб. Под английское пиво разговорились, как живётся, и всё такое. И я сказал, что вовсе не из Москвы, а из Челябинска. И тут англичане все хором воскликнули: «Метеор, метеор!» Вообще-то я думал, что они не знают. В Европе мало знают о жизни в России, кроме Путина – фактически ничего. Когда говоришь, что ты с Урала, это ни о чем не говорит. Но челябинский Метеорит знают все. Тогда в пабе мои собеседники стали хвастаться перед соседними столиками, и даже сбежались повара из кухни посмотреть на меня, потому что я из Челябинска.

Как мы использовали такой дар богов? 

В тот счастливый день я был в Москве, там жил и работал, и горя не знал. По долгу службы пришлось наблюдать, как складывалась картина в московской и мировой прессе.

Утром звонит из Челябинска сын-школьник и что-то радостно рассказывает про «громыхнуло». Я ничего не понял и особого значения не придал. Через час стали появляться сообщения о том, что на Челябинск упал метеорит. И упал он прямо на какой-то завод. Сбивчивые сообщения. Потом в соцсетях появились фотографии развалин цинкового завода, сделанные смартфонами из окна трамвая. Только на цинковый завод метеорит не падал. Через несколько часов появились кадры с видеорегистраторов.

У меня сразу возникает вопрос. А где в то время были профессиональные фотографы, в том числе челябинские собкоры московских изданий? Где были те, кто считает себя великими и устраивает выставки в музейных апартаментах? Где были два старейших фотоклуба? Где была вся челябинская журналистика?

Московские издания иллюстрировали материалы фотографиями из фейсбука, теми, что сделали случайные прохожие. Даже метеоритом мы воспользоваться не сумели! Мы не смогли дать миру удивительные фотографии и убедительное видео. Так и гордимся записями с автомобильных регистраторов, которые смачно переложены матюками.

Мы живём в самом знаменитом городе планеты, о котором никто ничего не знает.

А теперь пару слов о том, как надо. Первое, что следует делать на этапе подготовки любого, скажем, спортивного чемпионата, и  ШОС-БРИКС тоже – сообщить московским агентствам. Не челябинским сайтам, а московским. Челябинские придут сами, надо только напомнить, чтобы не прозевали, и всё. А вот Москва будет стараться не замечать вас. Придётся искать там своих людей, и через них пытаться вписать в календарь наше событие. Свои люди в Москве есть. Почти везде.  И помочь готовы.

Большие издания могут взять материал, если он будет краткий, интересный и полностью укомплектован. Попросту, надо сделать ту работу, которую делают журналисты этого издания. Дать им готовое. Но очень важно, очень-очень, чтобы материалы были «московского» качества. Я студентам часто привожу примеры, как снимают фигурное катание челябинские фотографы, и как фотографы мировых агентств. Это глобальная разница. Челябинские фото никто не возьмёт. Нам надо стремиться снимать «на уровне». Учиться, покупать технику. А ещё важно не лениться.

Следует понять, что современная журналистика имеет строгую иерархию материалов. На первом месте фотография, одна единственная фотография. Не две, не пачка, а только одна, но мирового уровня. 

На втором месте – короткое видео, очень короткое. Краткий текст в одно предложение –  на третьем. Над ним надо упорно и кропотливо думать и работать. Только после этого – большие статьи, долгие видео, фотогалереи, интервью, очерки. Так люди воспринимают, так уж человек устроен. 

Фотографии предложить всем фотобанкам. На сайте чемпионата должен быть раздел, откуда любой может скачать фотографии для своего сайта или даже для своего инстаграма. Бесплатно. А работу фотографов оплатить из бюджета чемпионата.

Фотопозиции заранее согласовать с фотографами. Договориться об установке техники на кетволках, под потолком, в других уникальных местах. Современные технологии позволяют делать фотографии на расстоянии, с удалённым управлением. Существует много других интересных технологий.

Обязательно доступ в кисс-зону. Это там, где спортсмен сразу после выступления ожидает результатов, принимает поздравления или плачет. Да, придётся повоевать за это с телеканалом, но это очень важно. А договориться, как не мешать телетрансляции – можно.

Опять же, телетрансляцию увидят только в Челябинске. Фото попадёт во всемирные фотобанки.

Все материалы должные выкладываться в сеть незамедлительно. Не через неделю, и не завтра, и даже не через час. Сразу, в течении считанных минут. А в ответственные моменты соревнований счёт идёт на секунды.

Сайт чемпионата должен быть понятным, быстрым, с логичной структурой. И не важна красота сайта – конечно, это неплохо бы, но не главное. Важнее удобство, понятность и полноценность материалов. Главное – он должен обновляться как можно чаще. Все свежие фото, результаты, интервью, трансляции – чем больше, тем лучше.

Сайт надо делать заранее, чтобы поисковики успели его проиндексировать, чтобы ссылки на него уже распространились по соцсетям, а люди успели сделать закладки в своих компьютерах. По окончании чемпионата сайт должен продолжать работать много-много лет.

То, что я перечислил, это лишь малая толика той большой работы, которая необходима для создания привлекательности города в прессе. Главное, каждый должен делать свою работу честно и усердно. 

Колонка написана специально для проекта «Особое мнение Челябинск».

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.