Челябинск - последний из могикан!
Не секрет, что в дореволюционной истории Челябинской области ярморочная торговля не одно столетие была сильнейшим драйвером развития и главнейшим инструментом урбанизации.
Самим своим развитием Челябинск обязан переносу в наш город крупной Николаевской ярмарки, что сделало его центром Уральской торговли. Идеальное расположение города в центре евразийского континента на перекрестке важнейших транспортных коридоров – сибирского хлебного пути, азиатских путей, позволило Челябинску когда-то стать торговыми «Воротами в Азию и Сибирь», а так называемый «Челябинский передел» исторически укрепил позиции нашего города как важнейшего торгового центра России, что безусловно повлияло на строительство современных железнодорожных, автомобильных дорог и авиационных коридоров. И мне удивительно, что город, имеющий на своем гербе символ торговли навьюченного верблюда, сегодня не рассматривает в качестве приоритетных инвестиционных проектов строительство экспоцентра.
Уже 31 января Челябинск останется единственным среди российских городов миллионников, где отсутствует специализированный выставочный центр. Именно в этот день откроется «Новосибирск Экспоцентр». Это самое обсуждаемое событие в жизни бизнес сообщества. Как пример - участниками выставки оконных технологий WinTecExpo Novosibirsk было раскуплено 88% выставочных площадей еще в октябре, за 3 месяца до открытия. И неудивительно, ведь специализированные выставки превратились в уникальный инструмент развития промышленных кластеров, высокотехнологичных направлений, а также стали основным средством массовой информации, сравнимым с электронной, печатной прессой, радио и телевиденьем. Даже Интернет, с постоянно совершенствуемыми технологиями и ресурсами не способен конкурировать с выставочно- ярморочной торговлей. Хотя как раз с виртуальными выставками в Челябинской области дела обстоят диаметрально противоположно, по технологическому уровню некоторые местные интернет-ресурсы не уступают лучшим мировым аналогам.
В большинстве регионов ситуацию видят четко, и потому выставочная деятельность там переживает качественные преобразования растут количество и масштабы региональных, национальных и международных выставок, существенно возрос уровень оформления экспозиций, требовательность участников, обострилась конкуренция. Регионы нацелились на международный уровень выставок и многоплановость развития таких центров. Все понимают, что вовлеченность в международный диалог позволит запустить системный подходы в развитии инновационных процессов модернизации промышленной экономики, вывести ее на международный уровень.
Ко всему выставочные центры гарантированно улучшают близлежащую территорию, меняя ее имидж и внешний облик, превращая окрестности в развитый деловой район. Тому подтверждение строительство делового центра «Москва-сити» возле Экспоцентра на Красной Пресне. Развивается не только приоритетный и сопутствующий городской бизнес: гостиничный, туристический, транспортный, включая авиаперевозки. Обогащается и социально-культурная жизнь всего общества. Перед городом и областью открываются поистине безграничные перспективы и возможности для участия в событиях федерального масштаба.
К сожалению, передовые позиции Челябинска в выставочной деятельности, завоеванные энтузиазмом выставочных объединений в конце 90-х, в настоящий момент полностью утрачены. Конечно, по инерции выставки проводятся и в Челябинске, но вот назвать используемые площадки выставочными центрами язык не поворачивается. Двухэтажное полуофисное помещение площадью 1000-1500 кв.м или спортзал не только не позволяют разместить современные экспозиционные стенды, провести зрелищную презентацию, но и не обеспечивают элементарных удобств посетителей.
Налицо диспропорциональность в развитии территории, имеющей колоссальный промышленный потенциал, развитую металлургию, металлообработку, машиностроение, важнейшее транспортно-логистическое значение и не имеющей возможности полноценно включиться в межрегиональный и международный товарооборот из-за отсталости подходов и отсутствия инфраструктурных объектов продвижения, а значит, выставочный центр необходим и корректировка генерального плана развития города вопрос времени.
Сегодня мы добровольно отдаем возможности для развития другим регионам. Ведь, к примеру, не Челябинск, а Екатеринбург претендует на проведение EXPO2020, и причина тому – не чьи-то козни или лоббистские способности, а наличие в городе современной выставочной инфраструктуры, способной на достойном уровне принять международных участников. Ежедневное посещение этого мероприятия составляет порядка 150 000 зарубежных и отечественных гостей, а это ко всему и доходы бюджета, которые в десятки раз превышают доходы самих выставочно-ярморочных комплексов. Но, видимо, Челябинск в этом не нуждается. Будем надеяться, что – пока.