«Челябинск печально знаменит низкой стоимостью жилья: это не достижение, а беда города»

«Международные саммиты — единственный шанс переломить ситуацию. Многие поставили на паузу планы эмиграции. Но это может дать эффект, как впрыскивание морфия в кровь, а не переломит депрессивный фон».

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Эта крылатая фраза из «Алисы в стране чудес» как никакая подходит для Челябинска и его строительного комплекса, считает заместитель управляющего «Концепт Строй» Татьяна Кузнецова:

— Времена, когда строительные проекты обеспечивали 100-200% маржи, давно миновали. Затянувшаяся стагнация в экономике, рост стоимости металла, бетона, ГСМ, усиление налоговой нагрузки, серьезнейшие законодательные изменения, которые перекрывают доступ к средствам дольщиков, причем без гарантий получения банковского финансирования по адекватной ставке — и все это на фоне продолжающегося падения платежеспособного спроса, которое длится уже несколько лет. И даже сократившиеся в разы запросы на приобретение жилья — по сути, «выедание» будущего спроса под давлением инфляционных ожиданий — ипотечные ставки уже пошли вверх, и люди, которые задумывались о покупке недвижимости, понимают: или сейчас, или платеж по кредиту станет просто непосильным.

Челябинск и так печально знаменит низкой стоимостью квадратного метра. И как бы не пытались преподнести это власти региона, это не достижение, а беда города: это означает, что инвестиции в недвижимость неликвидны, не позволяют быть географически мобильным — продав квартиру в Челябинске, не купить жилье не только в Санкт-Петербурге, но даже и в соседнем Екатеринбурге. А свобода перемещения капиталов и умов — двигатель развития территории. Кто остается? Те, которым деваться некуда.

Люди, которые, получив хорошее образование, сделав первые шаги в карьере в Москве или Санкт-Петербурге, возможно, были бы готовы вернуться в родной Челябинск, уже не рассматривают этот вариант, потому что боятся, что их затянет в депрессивную воронку.

На самом деле нет ни одного веского довода, чтобы вернуться: ни опережающего развития территории, ни комфортной городской среды, ни хорошей экологии, ни благоприятного климата, ни возможностей по развитию бизнеса. Типичный портрет старопромышленного региона, из которого никак не получается выпрыгнуть, несмотря на все усилия.

Ожидаемые международные саммиты, возможно, единственный шанс переломить эту ситуацию. Многие бизнесмены и жители города поставили на паузу планы эмиграции. Хотя не все и здесь однозначно. С одной стороны, если саммиты состоятся, город получит уникальный шанс перепрыгнуть сразу несколько ступеней развития, приобрести иной масштаб мышления, культурный код, городскую среду, архитектурную мысль и ее воплощение, бизнес-притязания и проекты.

Но, с другой стороны, проведение международного саммита  может дать тот же эффект, что и впрыскивание морфия в кровь: кратковременное облегчение, которое не переломит депрессивный фон.

Строительная отрасль, безусловно, встряхнется: сейчас в городе возводятся десятки объектов, требуется цемент, строительные материалы, железобетонные изделия, и даже небольшие производства строительной индустрии завалены заказами. А дальше что? Останется море однотипных объектов, которые одномоментно будут выброшены на рынок. Будут ли востребованы тысячи квадратных метров в построенных к саммиту ШОС гостиничных комплексах и офисных центрах? Или власти региона будут вынуждены выкупать пустующие площади, связав развитие региона долговой нагрузкой на десять лет вперед?

Понастроить не так сложно — в Китае вон целые города пустые стоят, про запас, на будущее. Но там иная ситуация. Очевидна глобальная задача по вовлечению города и новых объектов в будущие большие события и бизнес-цепочки крупных бизнесов и госкорпораций, формированию иного взгляда на драйверы экономики региона. Но это другая история…

За последние лет пять Челябинск растерял много народа — перспективного, бодрого, борзого в хорошем смысле слова. Сегодня региону не хватает глобального драйва.

Как может возникнуть приток населения? Будем откровенны: вряд ли среднестатистическая семья в Челябинской области планирует рожать восемь детей, как в Дагестане. И ощутимого миграционного притока ждать не приходится. Да, есть много народа в северных территориях, который активно мигрирует, потому что закончились нефтяные разработки. Но надеяться, что северяне сделают выбор в пользу Челябинска, потому что здесь низкая стоимость квадратного метра, наивно. Это многослойная история.

Не стоит сбрасывать со счетов и кардинальные изменения потребительского поведения. Если бы не это обстоятельство, застройщики могли бы, как в прошлые кризисы, потуже затянуть пояса и жить надеждой: пересидим темные времена и будет просвет. Но следует четко осознать: будущее — им не друг. Мир так стремительно меняется,  и опять приходится вспомнить Алису — сегодня приходится бежать со всех ног, чтобы хотя бы остаться на месте. Но если ретейл смог спрогнозировать эти изменения, увидеть, что все деньги уходят в интернет, в онлайн, и пересмотреть формат торговых сетей, маркетинговые стратегии, то стройка пока не готова к слому парадигмы.

Конечно, в будущем люди не будут жить в придуманных, виртуальных домах. Но застройщикам, которые хотят завтра остаться на рынке, придется серьезно поломать голову — приходит новый потребитель, с новыми запросами и ожиданиями. Молодежи нужна не столько квартира «250 квадратов в кирпиче», сколько комфортная среда, в том числе правильно организованное общественное пространство. И крупные застройщики уже закладывают это в проектах жилых комплексов.

У современной молодежи совершенно другое отношение к собственности. Поколению Z не нужны ни бриллианты, ни люксовые бренды, ни яхты. Они не обременяют себя покупкой дорогого автомобиля или квартиры, а возьмут авто в каршеринг, прилетят в любую точку мира и снимут апартаменты, чтобы жить год-два или день.

В принципе отношение к вещам становится проще: покупатель уже не выбирает керамическую плитку или паркет «раз и навсегда», на следующие двадцать-тридцать лет. И производители улавливают этот тренд: так, толщина металла в корпусе автомобиля значительно изменилась, что уж говорить об одежде — мы покупаем практически бумажные, одноразовые вещи. Вот и в жилищном строительстве начались сдвиги в эту сторону: так, все меньше используются металлические конструкции, на смену которым приходят современные композитные материалы. Даже в такой консервативной сфере мы постепенно переходим от кондовых историй «чтобы стояло на века» к новой модели потребления. Но ведь и это не все — технический прогресс и вызовы будущего дошли до стройки: 3D-дома, новые технологии проектирования, новые транспортные средства, новые источники энергии и прочее. И очевидно, чтобы строить и продавать жилье лет так через десять, все перечисленное не должно давать застройщикам спать.

А это значит, «чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». И это становится уже не фразой из сказки, а стратегической установкой.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.