Подписаться
Курс ЦБ на 09.12
73,84
83,36

«Челябинск — город не мегастроек, а хороших точечных проектов» — Вахтанг Чикаберидзе

«Челябинск — город не мегастроек, а хороших точечных проектов» — Вахтанг Чикаберидзе
Иллюстрация: Из личного архива

Теория малых дел для городской среды Челябинска принесет большую пользу, чем масштабные «стройки века». Чиновникам не надо изобретать велосипед — достаточно просто перенять лучшие наработки Москвы.

Вахтанг Чикаберидзе, управляющий партнер DevelopmentPRO:

— За прошедшие восемь лет Moscow urban forum стал событием мирового уровня, который собирает на одной площадке лучших российских и зарубежных экспертов по городской среде, благоустройству, дорожному строительству, общественному транспорту.

Сегодня усилия крупнейших мегаполисов сфокусированы на создании нового качества городской среды, жилья, развитии транспортной и социальной инфраструктуры, усовершенствовании и расширении спектра городских услуг, привлечении туристов.

Два дня деловой программы форума структурированы вокруг таких тем, как современные технологии и сбалансированное городское развитие через усовершенствование транспортной и социальной инфраструктуры, интеграции принципов здоровья – одного из важнейших показателей качества жизни – во все сферы городского развития. И это не животрепещущая для Челябинска экологическая проблематика. В Москве, наоборот, с каждым годом становится дышать легче, потому что все больше горожан отказываются от личных автомобилей в пользу общественного транспорта.

Эксперты рассказывали о тенденциях, которые еще только проявляются в разных странах, чтобы стать определяющими трендами на ближайшие десятилетия. Интересный момент: специалисты из Москвы и Хельсинки говорили примерно об одном и том же, но отечественные  спикеры — как ни странно, на более продвинутом уровне. Потому что Москва уже накопила колоссальный практический опыт в сфере создания комфортной городской среды.

В столице научились окупать затраты на благоустройство за полтора-два года. И сейчас это распространяется на все более широкий круг общественных пространств, в том числе — на городские парки.

Эксперты с мировым именем в один голос говорят, что в современных мегаполисах парки становятся гибридными. Это уже не то место, где только деревья и цветы или аттракционы. Парки и скверы из места, где, не дай бог, кто-то соберется что-то строить, становятся полноценным городским общественным пространством — по сути, открытым зданием, без стен и крыши, но с тем же функционалом. В котором должно быть грамотное управление, регистрация посетителей, фудкорт, туалет. И сегодня москвичи в среднем проводят вдвое больше времени на открытых пространствах, чем средний европеец или американец. Хотя Москва — город не с самым теплым климатом среди мировых столиц. Сегодня в Москве воплощается принципиально новый формат — «здоровье на улице»: во всех крупных парках столицы появились специальные места, где каждый желающий может пройти экспресс-оценку своего здоровья.

Челябинск, как и Москва, любит парки. И на опыте столицы нам надо учиться тому, как перевести эту народную любовь в здоровье, в экономику. Челябинск — видимо, все-таки город не мегастроек вроде метро или исполинского конгресс-холла, а хороших точечных проектов.

Маленькие, но неоспоримые успехи — это то, в чем сегодня остро нуждается и власть, и бизнес. И наиболее очевидная сфера — именно городское благоустройство.

Свободной территории, заброшенных пустырей в центре города — море. И даже, не поверите, деньги на то, чтобы привести все это в порядок, есть. Нет реальных проектов, в которые можно заходить хоть завтра. И нет доверия между бизнесом и властью. Которое создается не в одночасье, а маленькими шагами.

К большим, масштабным проектам город сейчас объективно не готов. Громко распиаренные «стройки века»: метро, дорожная революция, ВСМ, аэропорт, крупнейший жилой квартал — оборачиваются колоссальными проблемами.

«Академ Риверсайд» превратился в гетто, метро представляет опасность для города, лидерство по авиаперевозкам мы потеряли давно, и не факт, что получится восстановить после строительства нового здания аэропорта и увеличения количества взлетно-посадочных полос. Челябинск перестал быть и серьезным транспортно-логистическим хабом, крупнейшие федеральные компании перенесли штаб-квартиры в Екатеринбург. И конгресс-холл на набережной не поднялся над землей ни на один этаж. Так может, уже пора взглянуть правде в глаза и забыть, хотя бы на время, о мегапроектах и начать шаг за шагом реально преображать город.  Челябинск должен перейти во власть дизайна, красоты и архитектуры, тогда он станет экономически состоятельным.

Скоро весь мир поедет в Москву учиться грамотному созданию городской среды. Челябинску не стоит ждать — нет ни языкового барьера, ни административного. Раз уж вся Россия кормит Москву, то стоит хотя бы перенимать лучшие наработки, уже готовые обкатанные решения. Понятно, что Москва — это мега-город, который оперирует огромным бюджетом и решает проблемы колоссального масштаба. А Челябинск — лишь один из 600 городов-миллионников. Но Челябинск мог бы занять свою нишу, постоянно перетягивая информацию, технологии, успешные наработки, которые есть в Москве, как поступает, например, Казань. Проблема только в людях: хорошо бы перетянуть в регион специалистов, которые обладают компетенциями, чтобы внедрить передовые технологии.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • В Челябинской области закрывается популярная крафтовая сыроварняВ Челябинской области закрывается популярная крафтовая сыроварня
  • В Челябинске запустят четыре новых маршрута общественного транспортаВ Челябинске запустят четыре новых маршрута общественного транспорта
  • РСА начал принимать заявления на выплаты по ОСАГО от клиентов «АСКО-Страхование»РСА начал принимать заявления на выплаты по ОСАГО от клиентов «АСКО-Страхование»
  • Челябинский торговый комплекс «Панорама» выставлен на продажу за 195 млн рублейЧелябинский торговый комплекс «Панорама» выставлен на продажу за 195 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.