«Челябинск — город не мегастроек, а хороших точечных проектов» — Вахтанг Чикаберидзе

Теория малых дел для городской среды Челябинска принесет большую пользу, чем масштабные «стройки века». Чиновникам не надо изобретать велосипед — достаточно просто перенять лучшие наработки Москвы.

Вахтанг Чикаберидзе, управляющий партнер DevelopmentPRO:

— За прошедшие восемь лет Moscow urban forum стал событием мирового уровня, который собирает на одной площадке лучших российских и зарубежных экспертов по городской среде, благоустройству, дорожному строительству, общественному транспорту.

Сегодня усилия крупнейших мегаполисов сфокусированы на создании нового качества городской среды, жилья, развитии транспортной и социальной инфраструктуры, усовершенствовании и расширении спектра городских услуг, привлечении туристов.

Два дня деловой программы форума структурированы вокруг таких тем, как современные технологии и сбалансированное городское развитие через усовершенствование транспортной и социальной инфраструктуры, интеграции принципов здоровья – одного из важнейших показателей качества жизни – во все сферы городского развития. И это не животрепещущая для Челябинска экологическая проблематика. В Москве, наоборот, с каждым годом становится дышать легче, потому что все больше горожан отказываются от личных автомобилей в пользу общественного транспорта.

Эксперты рассказывали о тенденциях, которые еще только проявляются в разных странах, чтобы стать определяющими трендами на ближайшие десятилетия. Интересный момент: специалисты из Москвы и Хельсинки говорили примерно об одном и том же, но отечественные  спикеры — как ни странно, на более продвинутом уровне. Потому что Москва уже накопила колоссальный практический опыт в сфере создания комфортной городской среды.

В столице научились окупать затраты на благоустройство за полтора-два года. И сейчас это распространяется на все более широкий круг общественных пространств, в том числе — на городские парки.

Эксперты с мировым именем в один голос говорят, что в современных мегаполисах парки становятся гибридными. Это уже не то место, где только деревья и цветы или аттракционы. Парки и скверы из места, где, не дай бог, кто-то соберется что-то строить, становятся полноценным городским общественным пространством — по сути, открытым зданием, без стен и крыши, но с тем же функционалом. В котором должно быть грамотное управление, регистрация посетителей, фудкорт, туалет. И сегодня москвичи в среднем проводят вдвое больше времени на открытых пространствах, чем средний европеец или американец. Хотя Москва — город не с самым теплым климатом среди мировых столиц. Сегодня в Москве воплощается принципиально новый формат — «здоровье на улице»: во всех крупных парках столицы появились специальные места, где каждый желающий может пройти экспресс-оценку своего здоровья.

Челябинск, как и Москва, любит парки. И на опыте столицы нам надо учиться тому, как перевести эту народную любовь в здоровье, в экономику. Челябинск — видимо, все-таки город не мегастроек вроде метро или исполинского конгресс-холла, а хороших точечных проектов.

Маленькие, но неоспоримые успехи — это то, в чем сегодня остро нуждается и власть, и бизнес. И наиболее очевидная сфера — именно городское благоустройство.

Свободной территории, заброшенных пустырей в центре города — море. И даже, не поверите, деньги на то, чтобы привести все это в порядок, есть. Нет реальных проектов, в которые можно заходить хоть завтра. И нет доверия между бизнесом и властью. Которое создается не в одночасье, а маленькими шагами.

К большим, масштабным проектам город сейчас объективно не готов. Громко распиаренные «стройки века»: метро, дорожная революция, ВСМ, аэропорт, крупнейший жилой квартал — оборачиваются колоссальными проблемами.

«Академ Риверсайд» превратился в гетто, метро представляет опасность для города, лидерство по авиаперевозкам мы потеряли давно, и не факт, что получится восстановить после строительства нового здания аэропорта и увеличения количества взлетно-посадочных полос. Челябинск перестал быть и серьезным транспортно-логистическим хабом, крупнейшие федеральные компании перенесли штаб-квартиры в Екатеринбург. И конгресс-холл на набережной не поднялся над землей ни на один этаж. Так может, уже пора взглянуть правде в глаза и забыть, хотя бы на время, о мегапроектах и начать шаг за шагом реально преображать город.  Челябинск должен перейти во власть дизайна, красоты и архитектуры, тогда он станет экономически состоятельным.

Скоро весь мир поедет в Москву учиться грамотному созданию городской среды. Челябинску не стоит ждать — нет ни языкового барьера, ни административного. Раз уж вся Россия кормит Москву, то стоит хотя бы перенимать лучшие наработки, уже готовые обкатанные решения. Понятно, что Москва — это мега-город, который оперирует огромным бюджетом и решает проблемы колоссального масштаба. А Челябинск — лишь один из 600 городов-миллионников. Но Челябинск мог бы занять свою нишу, постоянно перетягивая информацию, технологии, успешные наработки, которые есть в Москве, как поступает, например, Казань. Проблема только в людях: хорошо бы перетянуть в регион специалистов, которые обладают компетенциями, чтобы внедрить передовые технологии.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.