«Челябинск есть за что полюбить. А если не получается: сражайтесь или уезжайте»

Основатель компании «Инпро» Елена Винникова — об уральском мерче, отличиях в менталитете Челябинска и Екатеринбурга и разнице снесенной телебашни и метеорита.

«Урал — это энергетика, которая навсегда меняет каждого». «Урал: уехать нельзя остаться». «Урал — край сильных людей». Этими слоганами лишь несколько лет назад стала известна челябинцам компания «Инпро», которая существует на рынке более 20 лет: после того, как превратила Урал в бренд, а коллективные мысли уральцев — в слоганы. Теперь с символикой территории каждый месяц сотнями появляются кружки, наклейки, карандаши и даже чаи. Выпускает их «Инпро» с помощью сорока станков, пятидесяти человек в штате компании, уральских ремесленников и других рекламных агентств. Центральные офисы компании располагаются в Челябинске и Екатеринбурге, а продукцию заказывают компании со всей России.

«Челябинск есть за что полюбить. А если не получается: сражайтесь или уезжайте» 1

Но в 1995 году «Инпро» стартовала как обычный производитель корпоративной канцелярии. Челябинские, позже — южноуральские, а затем уральские предприниматели заказывали у компании в «девяностые» и «нулевые» футболки, флажки и прочие товары с логотипом своей организации. «Инпро» закупала, украшала символическими принтами эту продукцию и доставляла заказчику. Но ситуация изменилась в 2008 году — наступил очередной экономический кризис.

До этого клиент говорил: «У нас мероприятие, нужны флажки и бейджики с логотипом компании». И мы занимались только этим. Но в 2008 году стало понятно: мы хотим, чтобы люди видели нас не просто как поставщика футболок с корпоративными символами, — рассказывает основатель и гендиректор компании Елена Винникова.

Такие решения часто приходят руководителям именно в кризисное время, уверена предприниматель: когда стабильность уходит, появляется резерв времени, возможность остановиться и придумать что-то новое. И все-таки в 2008 году эти размышления «Инпро» ни к чему не привели — продукция с  «уральскими» символами оказалась на прилавках только в 2014-м, когда в России начался новый виток экономических проблем, связанных с санкциями и многочисленными международными конфликтами.

Мы долго думали. Сначала очень хотели сделать что-то для Челябинска. Но развивали еще и  филиал в Екатеринбурге, поэтому для нас эта территория стала целой — Урал. И ее характерность более показательна, потому что в отдельно взятом городе очень сложно выявить много знаковых исторических моментов, уникальные черты людей, здания и так далее, — рассказывает Елена Винникова.

Начали в «Инпро» с того, что выбрали «суровые» материалы для сувениров — выпустили эмалированные кружки, граненые стаканы, бетонные магниты. Логотипом сделали слово «Урал» — вывели его буквами с острыми углами: так, чтобы само слово было похоже на горы. А потом устроили мозговой штурм: какие символы использовать, чтобы «зашло», и уральцам это было не просто знакомо, но интересно.

«Это огромная работа — понять, каким должен быть этот бренд, на чем сделать акценты. Понятно, что у Челябинска есть герб. Да, верблюд. Но будет ли людям это вкусно и интересно? Что Урал значит для жителей? Природа, грузовик «Урал», плохая экология — что?», — говорит Елена Винникова.

Первые значки уральской линейки вышли с изображением машины, мотоцикла и велосипеда «Урал». Автомобили выпускали в советское время на южноуральском «УралАЗе» — в Миассе, мотоциклы — на Ирбитском мотоциклетном заводе в Свердловской области, а велосипеды в города России привозили из Перми. Когда стало понятно, что людям такие символы нравятся, «Инпро» решили продолжать искать их в истории. Выяснилось, что в прошлом столетии уральские заводы, которые работали на военную промышленность, обязаны были выпускать и «товары личного пользования». Поэтому существовали и мясорубки «Урал», и венчики, и даже гитара и пылесос.

Да, об этом известно не всем. Но ведь когда у человека на одежде или сумке непонятный значок, это провоцирует на разговор об этом символе. Так, с одной стороны, раскрывается история региона, с другой, человек со значком самовыражается, показывает свою причастность к определенной социальной группе: он — уралец, — рассказывает директор «Инпро».

«Челябинск есть за что полюбить. А если не получается: сражайтесь или уезжайте» 2

Портрет писателя Павла Бажова, эмалированные кружки от достославного Магнитогорского металлургического комбината также вошли в коллекцию. А потом компания решила сформулировать то, что волнует уральцев, и выпустила сначала мерч «Уехать нельзя остаться», а потом и манифест Урала. Мерч понравился не только жителям территории между Сибирью и Центральной Россией, и был скопирован… украинской компанией. А манифест ушел на панно — с ним выпускаются кружки, ежедневники и открытки.

Из сувениров с разными фразами люди выбирают «Сурово сильно», «Урал — край самых сильных людей», но «Уехать нельзя остаться» — самая популярная фраза. И не только в Челябинске, в Екатеринбурге тоже. Сложно сказать, что люди хотят сказать этим, но чаще всего эту фразу дарят тем, кто уехал. С таким смыслом, типа: «Помни о месте, где ты жил», — рассказывает Елена Винникова.

«Челябинск есть за что полюбить. А если не получается: сражайтесь или уезжайте» 3
Манифест Урала ставит точки над i Фото: vk.com/vseprostovche

О том, что копия тельняшки с надписью «Уехать нельзя остаться», появилась на Украине, специалисты «Инпро» узнали случайно — из ленты в Instagram. Никаких разбирательств челябинские производители сувениров не устраивали: было лишь обидно, что зарубежные коллеги не признались в том, за что так сражаются современные бизнесмены, — в нарушении авторских прав.

Конечно, мы тоже иногда видим чужие работы и думаем: «Блин, почему не мы это придумали? Это же на поверхности было». Но если захотели скопировать, так напишите нам: «Ребят, вы такие классные, можно мы вас скопируем?» — считает Елена Винникова.

«Челябинск есть за что полюбить. А если не получается: сражайтесь или уезжайте» 4

Манифест и слоганы, посвященные территориям, нужны людям в качестве точек над i. Современный человек теряет навык тонко выражать свои ощущения и чувства, поэтому, когда он видит, что это делает кто-то другой, ему это нравится, уверена руководитель «Инпро». И все же посвятить манифест Сибири или Дальнему Востоку компания не готова: чтобы подобрать слова так, чтобы «зашло», нужно жить в том месте, о котором ты пишешь.

Нужно понять много факторов, чтобы оформить ощущения в манифест. Мы видим, что даже на территории Урала люди из разных городов очень отличаются. Есть образ уральца, есть образ челябинца. Я не занималась историей и не хочу сказать, что у меня есть объективное знание. Но субъективно, например, Екатеринбург и Челябинск очень сильно отличаются. Так, например, в Екатеринбурге, Перми больше людей простых и конкретных. А в Челябинске любят поговорить, посидеть, понять человека. Здесь даже встречи по работе идут дольше, — считает Елена Винникова.

Различия между уральцами создатель уральского бренда видит и в говоре. В качестве примера она приводит книжку «Слова Урала»: некоторые слова в Челябинске вообще не используются. Например, в южноуральской столице не называют трамвай «тромвиком», а очки — «чичами», эти слова вообще не знакомы челябинцам.

В манифесте мы хотели показать простые правила горожанина. Хотели сказать, какая интересная территория, на которой мы живем. Да, наверно, классно жить у моря, где тепло и цветут цветы круглый год. Но и это место есть за что полюбить. А если не получается, сражаться или уезжать, — считает Елена Винникова.

При этом любовь к родному городу у жителей Екатеринбурга заметна намного сильнее, чем у челябинцев. И показательны — уровень продаж сувениров и реакция на них, уверена руководитель компании. Дело в том, что сувенир — это впечатление от города, места в нем, символического здания, мероприятия, которое охватило всех жителей. В Челябинске таких символов не хватает. Во время размышлений об этом Елена Винникова приходит к сравнению взрыва телебашни в Екатеринбурге и падения метеорита в Челябинске.

Историей с телебашней жили все. К нам приходили активисты, которые защищали телебашню, пока ее не снесли. И мы продавали открытки с телебашней, перечисляя им деньги. Когда ее снесли, мы выпустили пару сотен металлических и деревянных значков с ее изображением. Но в течение месяца после сноса не хватало никаких запасов — все хотели эти значки. А производили их в Китае, поэтому мы не могли их выпускать очень оперативно.

Такая трепетная реакция на изменения — это показатель любви к пространству, считает предприниматель. Похожее событие в Екатеринбурге — строительство Храма-на-воде, выступая против которого, сотни екатеринбуржцев несколько раз «обнимали» пруд, взявшись за руки. На Южном Урале на подобные вещи реагируют довольно пассивно: территория не наполнена символами.

В Екатеринбурге часто известные люди прибегают к нам, покупают суверниры. Они рассказывают, что едут в другой город и подарят их друзьям. Складывается ощущение, что в Челябинске намного меньше любят свой город. Будет желание жить здесь, больше активных классных мероприятий — таких, как фестиваль «Все просто», — на которых мы будем видеть больше интересных людей — и покупать сувениры начнут чаще. А пока… Неужели здесь в тренде только негативные мемы? И нам очень хочется рассказывать об успешных элементах настоящего в Челябинске. Они есть?

Сейчас компания упорно ищет новые продукты, которые смогут рассказать об Урале и представить характер региона. Самыми колоритными являются малые ремесленные производства, расположенные на Урале. Но даже поиск самобытных специй, например, привел к разочарованию: большая часть продукции совсем не уральская, а произведена за рубежом.

Обратились в несколько местных компаний, а у них все импортное. Даже чеснок выращен не здесь. Мы нашли только одного производителя, которые выращивает иван-чай. А прийти к бабушке, которая выращивает что-то в саду, а потом сушит на печке, — неправильно, потому что нет технологии и ответственности.

Правда, несмотря на то, что «Инпро» отказывается играть на негативных настроениях челябинцев и продолжает с помощью манифестов отговаривать людей от переезда, а с помощью значков и наклеек напоминает о том, чем может гордиться Урал, в прошлом году компания решилась на жест. Весной 2017 года, когда после расследования политика Алексея Навального* о многомиллиардном имуществе премьер-министра России Дмитрия Медведева, начались массовые протесты в городах-миллионниках. Тогда символом акций стала желтая мультяшная «уточка», домик для которой был обнаружен в одном из имений премьер-министра. В тот период «Инпро» и выпустила значок с этой уточкой.

У нас не было цели — выехать на хайпе, мы хотели выразиться. Выпустили серию значков с уточкой, автомобильный номер. Написали пост в соцсетях, и все такие написали: «Классно, классно, классно». А продажи не зашли. Никак, — рассказывает Елена Винникова.

Несмотря на то, что продукция «Инпро» улучшает имидж Челябинской области, контактов с властью у компании нет. По мнению предпринимателя, у чиновников другие задачи, и совместные проекты с государством будут ограничивать творчество.

У них есть задание — продвижение территории. И, наверно, увидев наш манифест, они скажут: «Классно, но надо три слова изменить. А, и вот это». И я их понимаю, понимаю, почему они захотят убрать эти слова. Но захочу ли я их менять? Не знаю. Потому что мы уже делаем так, и людям так нравится.

* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.