«Челябинск — большой город-призрак» — Вахтанг Чикаберидзе, DevelopmentPRO

Челябинск обезлюдел: даже на главных улицах нет прохожих. Чтобы спасти город, который расползается новыми кварталами-гетто, необходимо отказаться от привычного деления на районы — Вахтанг Чикаберидзе.

Вахтанг Чикаберидзе, управляющий партнер DevelopmentPRO:

— Челябинск болен сложной урбанистической болезнью. И самый страшный симптом — на улицах почти нет людей. После дорожной революции в Челябинске практически не осталось улиц с хорошим пешеходным трафиком. Все пересели за руль, мчатся на больших скоростях, а парковочных мест мало, поэтому стрит-ретейл практически вымер как класс.

Что такое хороший пешеходный трафик? Около тысячи человек в час. Даже центр Челябинска – это улицы, где проходимость меньше ста человек в час. Что это значит для бизнеса? В среднем из проходящих мимо заглядывают в магазин 3-5%. Получается, за час – только три посетителя. И не каждый уйдет с покупкой. Стрит-ретейл – это основа локального патриотизма. Мудрые власти защищают местного предпринимателя. Ведь малый бизнес никогда напрямую не конкурирует с крупными торгово-развлекательными монстрами, где размещаются преимущественно магазины федеральных и мировых брендов.

Крупные инфраструктурные проекты и «революции» при прошлой власти серьезно подорвали бизнес локальных мелких и средних предпринимателей, заставили его мигрировать из региона — и экология здесь ни при чем.

Торговля предполагает достаточно большие первоначальные вложения и прибыль с оборота. А когда в магазин заходит три человека в час, средний чек — тысяча рублей, а стоимость аренды — 1,5-2 тысячи за квадратный метр, то 80-90% выручки магазина уходит на аренду. А в товаре же не 90% наценки — 20-30%, в крайнем случае — 50%. Бизнес убыточен, это простая арифметика.

Даже на главной улице города пешеходный трафик настолько маленький, что магазины закрываются один за другим. Их места занимают те, кто раньше не мог даже мечтать занять улицы на первой линии: риелторы, туристические агентства, барбершопы и прочие. Мы с друзьями как-то провели эксперимент на одной из центральных улиц – бросили пачку денег. Час прошел — ее никто так и не поднял.

Главная беда Челябинска — низкая плотность населения. Это практически город-призрак. Он как бы есть, но его фактически нет. Если сопоставить пространственные карты, то Челябинск по территории практически равен Москве, но у нас живет около миллиона жителей, а там — двенадцать! Если бы в Челябинске была такая же плотность, весь город разместился бы на территории между Теплотехническим институтом и железнодорожным вокзалом.

Квадратный метр нормальной дороги стоит около двух тысяч рублей, а сколько еще требуется на обслуживание, ямочный и капитальный ремонт – представляете, какая это была бы экономия для бюджета? При той же собираемости налогов в Челябинске на содержание городской инфраструктуры и ремонта дорог требуется на 30% больше, чем в Екатеринбурге и раз в пять больше, чем в Москве, в пересчете на число жителей. И метро, которое стоит 40 миллиардов рублей, а будет перевозить всего 1-2% населения, совершенно не нужно в городе с такой низкой плотностью. Да, есть свои тонкости: в черте города располагаются огромная свалка и промышленные зоны, которые сложились исторически. Но ситуация, когда чуть ли не половина жителей города трудилась на крупных заводах и жила в прилегающих к ним рабочих поселках, давно изменилась. Да и многие работники заводов перебрались на северо-запад, подальше от чадящих труб.

Самый ценный ресурс, который есть у человека, — это время. И на что сегодня вынуждены тратить его челябинцы? На бесконечные перемещения за рулем автомобиля. Люди живут в спальном районе, едут на работу в центр города, отвозят детей в школу и секции, едут в мегамолл за покупками — и снова через весь город. Даже чтобы на велосипеде в парке покататься, сначала садятся в автомобиль. Мы к этому, к сожалению, привыкли и уже не замечаем.

Как же вдохнуть жизнь в обезлюдевшие кварталы? Можно развивать центр, переселить людей с окраин — но это чревато социальным бунтом. Или, наоборот, развивать периферию – но опять же, в ущерб центру. Но есть и третий путь – создание устойчивых агломерационных центров (УАЦ). В мире уже есть удачные примеры, причем в совершенно разных форматах, но суть одна: это то место, где 50-100 тысяч человек компактно живут, работают, водят детей в школу и детский сад, занимаются спортом, ходят на шоппинг, гуляют в парке — то есть проводят 80% своего времени на одной территории. Так, к примеру, до 2000 года Лондона де-факто не существовало. Было 30 графств с собственным управлением, городской средой и достопримечательностями. До сих пор есть рейтинг таун-центров, это нормальная внутригородская конкуренция.

Важная характеристика УАЦ — все важные объекты расположены не далее двух-трех остановок общественного транспорта, так что легко дойти пешком, а прогулочные зоны начинаются сразу за порогом дома. И второе — это единая управляемая структура.

Почему Кировка так и не стала популярным местом для прогулок? Потому что пешеходная зона есть, а единого пространства, плана развития, афиши событий, гравитации брендов – нет. Мало замостить улицу плиткой и перекрыть проезд транспорта, чтобы привлечь людей.

У каждого района должна быть своя фишка, уникальная особенность. Так, на ЧМЗ есть район с немецкими домами: жить в них неудобно, но снаружи они прекрасны и находятся между тремя центрами притяжения: бассейн, кинотеатр и дворец культуры. Если их «сшить», получится прекрасный УАЦ с собственным архитектурным обликом.

В Челябинске уже есть районы, где есть все, что нужно для комфортной городской жизни, — осталось только выстроить правильные связи. А есть районы, где все нужно создавать практически с нуля: сносить старую инфраструктуру и проектировать целые комплексы. Но для начала – привлечь инвестиции, найти желающих заняться строительством, пообещав: да, сейчас здесь низкая плотность и почти нет пешеходного трафика, но ситуация изменится.

В идеале в Челябинске должно быть около 10-15 УАЦ. Нельзя просто разделить город по районам, это разные территории. Помните, раньше говорили — я с АМЗ, я со «Спартака»? В крови у людей это есть, просто надо использовать по-хорошему, в добром смысле, чтобы у горожан появилось чувство малой родины, ответственности за свой двор, сквер у дома. А сегодня, с одной стороны, каждый является домовладельцем, но не может ни о чем договориться с соседями, потому что не знаком с ними: встречается только на парковке или в лифте – не лучшее место для разговоров.

Почему сейчас люди в Челябинске покупают меньше квартир? Не только потому, что денег не хватает. Все равно первичный рынок, который в лучшие годы составлял 40 миллиардов рублей, схлопнулся не до нуля. Покупают только те, кому семьей в однокомнатной квартире жить уже невыносимо. Всюду одна и та же панель, поэтому выбирают, руководствуясь только ценой. Хоть на Смолино, хоть на Вишневой горке – все равно нужно два автомобиля в семье, детей возить в садик и школу, и нет рядом ни бассейна, ни кинотеатра, ни кафе, ни парка. Смысл переплачивать?

Непонятно, что еще является меньшим злом — точечная застройка старых районов или вот эти отрезанные от города новые микрорайоны с дешевым жильем, которые моментально превращаются в гетто, где люди с низкими доходами начинают маяться со скуки и думать, чем бы занять себя вечером. А покупка автомобиля (а лучше двух на семью) — это еще миллион. Банки дают автокредит максимум на пять лет, так что платить придется те же 8-10 тысяч рублей, как за ипотеку. В итоге на семье висит две ипотеки.

И если мыслить форматом УАЦ, то челябинская агломерация должна быть гораздо меньше, чем планировалось изначально: нет смысла включать районы с катастрофически низкой плотностью населения. Люди фактически выбрали для себя формат загородной жизни — почему бы и нет.

Материал подготовлен специально для рубрики "Особое мнение Челябинск"

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.