Подписаться
Курс ЦБ на 03.12
74,06
83,81

Человек года — Александр Федоров

Александр Федоров стал первым промышленником за последние два десятилетия, кто буквально заставил уральских губернаторов гордиться тем, что в их регионах расположены металлургические предприятия

Александр Федоров, генеральный директор ЗАО «Группа ЧТПЗ», депутат областного Заксобрания, практически единогласно признан редакцией «Делового квартала» Человеком года. Усилиями Федорова и его команды, похоже, создан новый бренд, новое лицо уральской тяжелой промышленности. Пока другие промышленники рассуждали о необходимости модернизации производства, Группа ЧТПЗ реализовала сразу несколько мегапроектов всероссийского масштаба. Остановить Александра Федорова не смог даже мировой финансовый кризис.

белый металлург

Александр Федоров стал первым промышленником за последние два десятилетия, кто буквально заставил уральских губернаторов гордиться тем, что в их регионах расположены металлургические предприятия. До этого власти гораздо чаще воспринимали тяжелую промышленность как неизбежное наследие советской эпохи— с постоянными экологическими проблемами, перманентно тлеющей социальной напряженностью в моногородах и т.п. Фактически Группа ЧТПЗ возглавила процесс реальной модернизации региональной промышленности, реконструируя уже имеющееся производство и создавая новое— по принципиально иным, западным образцам и технологиям. Метзаводы, бывшие унылым символом советского индустриального наследия, начали превращаться в светлые чистые предприятия европейского образца. Белая металлургия— как антоним черной. Очень по-европейски. Никаких чумазых мартеновцев эпохи всеобщей индустриализации, никаких закопченных чадящих труб. Рабочие— с высшим образованием, едва ли не в белых халатах.

Оптимизм во время чумы
Во второй половине 2010 г. Александр Федоров буквально купался в лучах славы. На торжественные открытия его мегапроектов в Челябинске и Первоуральске приезжали первые лица страны, пресса не скупилась на репортажи, а региональные власти— на восторженные отзывы. Но путь к триумфу был нелегок.
Модернизация ЧТПЗ шла с 2002 г., причем темпы и масштабы постоянно росли. В 2004 г. был начат выпуск керамического флюса (импортозамещающее производство). В 2005-м— освоено производство труб большого диаметра с толщиной стенок до 22 мм (для участия в поставках под строительство нефтепровода «Восточная Сибирь— Тихий океан»). В 2006 г. запущен второй участок наружного антикоррозионного покрытия труб большого диаметра (ТБД). В 2009-м— участок внутреннего покрытия ТБД. И конечно, апофеозом модернизации стал запуск в 2010 г. двух главных проектов ЧТПЗ: «Высота 239» и «Железный Озон 32».
Это сейчас становится понятно, что неф-тяники все-таки собираются реализовать практически все свои докризисные проекты, правда, с некоторым опозданием. А в 2009-м мало кто верил в будущее обилие заказов на продукцию нового трубного производства. Строительство проектов ЧТПЗ начинал в благополучные 2007-2008гг. Естественно, что большую часть инвестиций составляли заемные средства. С началом кризиса зарубежные банки прекратили финансирование проектов, ставших, по их мнению, слишком рискованными. Самый, пожалуй, сложный период наступил весной-летом 2009 г. Федоров как менеджер оказался в угрожающей ситуации: на предприятии висит несколько незавершенных проектов, в которые уже вложено около миллиарда долларов собственных и заемных средств, а на их завершение требуется еще полмиллиарда. При этом почти все проекты рассчитаны на резкое увеличение объемов производства, в то время как даже уже имеющиеся линии загружены далеко не полностью. Перед проектом «Высота 239» всерьез замаячила перспектива консервации и превращения в классический долгострой.
Но на публике Федоров только улыбался. Челябинская пресса того времени называет топ-менеджера Группы ЧТПЗ «излучающим оптимизм». Пригодились недюжинные лоббистские навыки и деловые и политические связи. Сначала Федорову удалось добиться внесения ЧТПЗ в список системообразующих предприятий Челябинской области. С  этой бумагой Александр Федоров вылетел в Москву на прием к министру промышленности и торговли ВИКТОРУ ХРИСТЕНКО. После сложных переговоров, при заочном участии тогдашнего челябинского губернатора ПЕТРА СУМИНА (Федоров вообще очень тепло отзывается о роли экс-губернатора, который, по его словам, сильно помог ЧТПЗ в этот момент), Христенко подписал бумагу о предоставлении ЧТПЗ государственных гарантий по кредитам. С этих позиций Федоров начал переговоры сразу с несколькими крупнейшими российскими банками. И к ноябрю 2009-го вопрос с финансированием был решен окончательно. Часть денег дал Газпромбанк, 8 млрд руб. на завершение строительства «Железного Озона 32» дал Сбербанк.
Тяжелым решением стала продажа Челябинского цинкового завода, который на тот момент (лето 2009 г.) оказался для Группы ЧТПЗ непрофильным активом. Его продажа Уральской горно-металлургической компании позволила получить часть остро необходимых живых денег (эксперты оценивают сделку в 2,3-2,6 млрд руб.) и сконцентрировать все управленческие и инвестиционные усилия на ключевых для Группы проектах.
Параллельно с работой по поиску финансирования новых проектов, в 2009 г. Александр Федоров вплотную занимался оптимизацией издержек на основном производстве. Спад производства составил около 30%, цеха работали неполную неделю, что называется, «от загрузки»: есть заказ— есть работа, нет заказа— объявляется пауза. Федоров лично ходил по цехам, беседовал с рабочими, объя-снял особенности сложившейся ситуации, убеждал в целесообразности изменений ритма работы. В итоге издержки удалось сократить на рекордные 2,5 млрд руб.
Лобовых массовых увольнений Группе ЧТПЗ удалось избежать. Сначала закрыли вакансии, прекратили набирать новых рабочих— штатная численность частично оптимизировалась за счет естественной текучести кадров. Когда этого оказалось недостаточно, торжественно отправили «на заслуженный отдых» около 70% рабочих, достигших пенсионного возраста. Были организованы общественные работы. За счет компании началось переобучение— люди находили новую работу, не покидая предприятия.
В черном-черном городе...
С легкой руки Александра Федорова промышленный маркетинг перестал восприниматься как фантазии иностранных консалтеров. Сейчас термин «белая металлургия» усилиями маркетинговой службы ЧТПЗ стремительно теряет кавычки, становясь привычным обозначением передового, технологичного, экологически чистого производства. Оказывается, трубы можно делать, работая за компьютером в белой спецодежде: компьютеризированный пункт управления производством «Высоты-239» располагается прямо на открытой площадке посреди ярко освещенного цеха.
Никакого священного трепета перед бессмысленными традициями советского времени, когда предприятия и их изделия часто назывались труднопроизносимыми словосочетаниями и аббревиатурами, Федоров не испытывает и называет новые цеха романтично: «Железный Озон 32», «Высота 239». Не удивлюсь, если окажется, что термин «белая металлургия», уже ставший фирменным маркетинговым знаменем ЧТПЗ, придумал тоже он. Уж очень в его стиле. Изначально проект «Высота-239» должен был называться в лучших советских традициях: «Трубоэлектросварочный цех Челябинского трубопрокатного завода». Естественно, объявили конкурс на лучшее название. Победил рабочий с участка формовки. Евгений Гаас: «Я предложил назвать цех «Высота-239», поскольку на этой отметке над уровнем моря располагается наше новое производство».
Сейчас Федоров внедряет на ПНТЗ и ЧТПЗ систему «кайдзен»: «тойотовскую» философию непрерывного совершенствования производственного процесса всеми его участниками. Он активно привлекает к управлению бизнесом западных менеджеров. На официальном сайте ЧТПЗ трое из семи членов совета директоров— люди с иностранными фамилиями.
«Железный Озон 32» (он же— электросталеплавильный цех Первоуральского новотрубного завода) стал одним из самых высокопроизводительных производств Европы: 950 тыс. т стали в год будут выпускаться силами всего 318 человек. Получается 3400 т на человека. Для России пока что этот показатель составляет 1100 т. Внешне новый цех тоже разительно отличается от привычных «советских» производств: здание выкрашено в черно-красно-оранжевые цвета. Запустив «Железный Озон 32», Федоров смог отказаться от давно устаревших мартеновских печей ЧТПЗ, отравлявших промышленным дымом несколько поколений челябинцев. Около 60% всех рабочих «Железного Озона 32»— с высшим образованием, примерно половина стажировалась в Германии, Китае, Италии и Словении на аналогичных производствах.
Высокая производительность труда будет оплачиваться соответственно: зарплата рабочих на новых производствах будет выше на 20-50% по сравнению с другими цехами: большинство персонала работают смены по 12 часов (вместо 8, как в других цехах завода), у каждого рабочего— 3-4 специальности (а не одна-две, как обычно).
В 2011 г. Группа ЧТПЗ продолжит развиваться. «Мы полностью попадаем во все перспективные программы, которые намечены топливно-энергетическим комплексом России. Это касается, прежде всего, проектов «Газпрома» и «Транснефти». Год назад был наполнен нефтью первый танкер, которая пришла по первой очереди ВСТО (трубопровод «Восточная Сибирь— Тихий океан», Прим. ред). Данный трубопровод, наверное, на 30% построен из труб Челябинского трубопрокатного завода. Сегодня уже есть решение по строительству второй очереди, и в проекте все большие позиции занимает одношовная труба. Мы надеемся на преимущества по участию в данном проекте. Кроме этого, мы участвуем с трубой 1420 практически во всех проектах «Газпрома». Это и «Северный поток», и «Южный поток», и наши дальневосточные программы: Сахалин—Владивосток—Хабаровск»,— поделился планами в интервью «Деловому Уралу» Александр Федоров.
Методика Как выбирали «Человека года»
Победителей проекта «Человек года» определяли путем экспертного голосования среди бизнес-сообщества Челябинска. В ноябре редакция «Делового квартала» сформировала лонг-лист по 7 номинациям: аудит, бизнес-образование, автобизнес, банковские услуги, строительство, ИТ, политика. Анкеты были разосланы отраслевым экспертам: руководителям челябинских компаний, собственникам, топ-менеджерам. Голосовать за себя было запрещено, но можно было вписать свой вариант. В результате экспертного опроса были сформированы шорт-листы из нескольких номинантов и выбраны победители. Голосовать за кандидатов в номинации «Политика» было предложено всем экспертам. В подсчете учитывались и анкеты, заполненные авторизованными пользователями портала dk.ru, но при подсчете голосов им был присвоен минимальный вес— 10%.
Победителя самой главной номинации— «Человек года в Челябинске»— определила сама редакция. Александр Федоров
Родился 1 февраля 1952 г. в г. Камень Алтайского края.
Образование: 1975 г. — ЧПИ (ныне ЮУрГУ), факультет «Двигатели, приборы и автоматы»
Карьера: С 1975 г. работает на ЧТПЗ. Прошел путь от слесаря до начальника производства. С 1996 г. генеральный директор ЧТПЗ.
Депутат Законодательного собрания Челябинской области четырех созывов (1996, 2000, 2005 и 2010 гг.). Член правления областного Союза промышленников и предпринимателей Член наблюдательного совета Фонда развития трубной промышленности России. Член президиума политического совета Челябинского регионального отделения партии «Единая Россия» Имеет ряд научных публикаций, 5 патентов и 2 авторских свидетельства на изобретения.
Самое читаемое
  • Гипермаркет российского аналога IKEA в Челябинске откроется в бывшем конгресс-холлеГипермаркет российского аналога IKEA в Челябинске откроется в бывшем конгресс-холле
  • «Ариант» открыл в Челябинске фирму по производству спирта«Ариант» открыл в Челябинске фирму по производству спирта
  • На улице Труда вместо современного делового центра пока появится лишь «Макдоналдс»На улице Труда вместо современного делового центра пока появится лишь «Макдоналдс»
  • «Ариант» открывает в Челябинске гастропространство для любителей вина и мяса«Ариант» открывает в Челябинске гастропространство для любителей вина и мяса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.