Частные медицинские клиники Челябинска нашли способ не повышать цены
Частные клиники Челябинска ведут борьбу: в 2015 году к традиционно сильной конкуренции присоединились манипулирующие ценами поставщики и пациенты-экстремисты. Подробнее – в материале DK.RU.
«Деловой квартал» провел читсовет на тему «Частная медицина: развитие в новых условиях». Игроки рынка поделились с редакцией журнала своим видением основных тенденций рынка, рассказали о проблемах и победах импортозамещения в отрасли, а также обозначили основные направления инвестирования в развитие частной медицины в 2015 г. Главными негативными факторами ожидаемо стали резкое повышение издержек на ведение ибзнеса, дефицит кадрового состава и – неожиданно – растущий экстремизм пациентов в отношении клиник.
Екатерина Захарова, заместитель директора Клиники Современной Флебологии
Если несколько лет назад клиники, «пылесосившие» своих пациентов, вполне уверенно чувствовали себя на рынке, то сейчас такое положение дел постепенно становится невозможным – растет осведомленность пациентов, их уровень требований к частной медицине. Сейчас конкуренция идет через врачей, все завязано на людях – без квалифицированного врача, с накопленной базой пациентов самая оснащенная клиника никому не будет нужна. А потенциал у этого рынка огромный – никому еще не удавалось сделать так, чтобы люди перестали болеть и умирать. Но если рынок ритуальных услуг в Челябинске поделен давно основательно, то в медицине у качественно работающей клиники есть все шансы на успех. Даже в нынешнее непростое время. По некоторым направлениям, например, прием специалистов при 12-часовом рабочем дне расписан на месяц-два вперед. Но такого быть не должно, ведь мы имеем дело с болезнями. Поэтому, например, те же инвесторы Сколково, с которыми я тесно сотрудничаю, всегда с интересом рассматривают предложения по частной медицине, ища незанятые или конкурентные ниши.
Елена Коляда, главный врач медицинского центра «Лотос»
Экономические потрясения, разумеется, внесли свои коррективы в нашу работу. Во-первых, снизился поток пациентов по некоторым, так сказать, несрочным направлениям – например, терапии. Но за счет других лечебных профилей мы с этим справились. Во-вторых, нам пришлось побороться с некоторыми поставщиками, необоснованно поднявшими цены на свою продукцию. Пришлось привлекать юристов, серьезно консультироваться, чтобы избежать манипуляций и добиться положительного результата. В-третьих, мы провели серьезную работу по минимизации издержек по расходным материалам, а это одна из основных статей расхода, наряду с фондом оплаты труда. Мы обратили свое внимание на российских производителей оборудования и, надо отметить, нашли некоторое количество устраивающей нас по качеству продукции. Плюсы работы с отечественными производителями очевидны: сокращение сроков поставок расходных материалов, своевременный ремонт и сервисное обслуживание, простота коммуникаций. В итоге по некоторым направлениям медицинской помощи получилось даже снизить стоимость услуг.
Алексей Братенев , финансовый директор клиники «Аллергостоп»
Для нас как для нового игрока на рынке частной медицины главной проблемой стало даже не повышение стоимости расходных материалов и оборудования (которое мы чудом успели закупить до валютного скачка), а трудность в привлечении врачей на постоянную работу. И проблема даже не в дефиците квалифицированных кадров. Мешает, во-первых, отсутствие у нашего центра положительной репутации – мы ведь открылись всего полгода назад, поэтому врачи осторожничают. А с другой стороны, мы как небольшая клиника не можем предложить им широких возможностей по обучению и повышению квалификации, что является одним из конкурентных преимуществ больших клиник. А раз нет врачей в штате, страдает расписание – мы не можем принять пациента, к примеру, в срочном порядке. И эту проблему придется решать в самое ближайшее врея – экология в Челябинске не улучшается, поток пациентов с аллергическими заболеваниями будет только увеличиваться.
Сергей Казарин, заместитель директора клиники «Панацея» по медицинской части
Мы не заметили кризиса 2008-2009 годов, не видим никаких особенных сложностей и сейчас. Даже больше скажу – уровень недовольства государственной медициной растет с каждым годом, а куда еще идти пациентам? Только в частные клиники. Однако у этой медали есть и обратная сторона – с ростом числа пациентов мы отмечаем и увеличение числа судебных разбирательств. Еще немного, и мы придем к тому же, с чем уже живут и работают клиники за рубежом – когда количество штатных юристов равно количеству штатных врачей, и медики начинают больше времени проводить в судах, чем в кабинетах. Кто от этого пострадает в первую очередь? Пациенты. Хотя и для клиник, в случае проигрыша по крупному иску, есть шанс даже разориться.
Алексей Фролов, коммерческий директор клиники FMC
Этой осенью мы планируем открыть второй хирургический стационар. И не мы одни анонсировали новые проекты в 2015 г. По-моему, это прекрасное доказательство того, что рынок частной медицины расти не переставал. Да, просела немного эстетическая хирургия, терапия, но на плановые операции мы наблюдаем тот же поток. А после того, как мы провели работу по смене некоторых поставщиков и в результате снизили стоимость расходников по некоторым позициям на 40%, удалось даже без повышения стоимости лечения не потерять рентабельность.