«Бумажное генпланирование — это деньги, выброшенные на ветер»

«Если бы кто-то решился создать экскурсионный маршрут «Непостроенный Челябинск», — это стало бы бомбой. Сегодня центр города — в застывших мегапроектах».

Вахтанг Чикаберидзе, управляющий партнер DevelopmentPRO:

— В ноябре в Екатеринбурге прошел 100+ Forum Russia. Радует, что с каждым годом мероприятие становится все масштабнее и интереснее и уже не зацикливается только на огромных проектах. Как известно, Екатеринбург — не только столица конструктивизма, где памятники архитектуры расположены компактно и при этом хорошо сохранились, но и второй по высоте город в стране. Однако на самом мероприятии, который изначально позиционировалось как международный форум высотного и уникального строительства, звучали веские аргументы против небоскребов.  

Эксперты из совершенно разных областей сходятся во мнении, что типовые многоэтажные дома — это не то жилье, где люди мечтают жить. Это, скорее, стоит воспринимать как некое  транзитное состояние города. Для офисов высокая этажность — неотъемлемое свойство, но при выборе пространства для жизни люди во всем мире придерживаются иного подхода. Выходя из дома, они хотели бы видеть небо, а не бетонные стены. Единство экспертных мнений было и при обсуждении, что экологичность зданий и материалов, из которых они построены, становится крайне важным фактором. Как и то время, которое люди тратят на дорогу от дома до места работы.

И государство будет пристально следить, менять градостроительные правила. Существующая на данный момент норма по допустимой плотности застройки в мегаполисах явно занижена и не дает возможности создавать комфортную городскую среду, где можно легко перемещаться без автомобиля, пешком.

В весьма обширной четырехдневной программе форума были, по большому счету, несколько главенствующих тем, которые красной нитью прошли через выступления спикеров из разных стран. Прежде всего, это тотальная оцифровка: цифровая модель зданий, общественных пространство и цифровое будущее мегаполисов. Стоит отметить, что проектировщики и девелоперы уже практически перешли на цифровые модели, теперь дело только за застройщиками. Уже созданы специальные программы, которые позволяют инженерам одновременно работать в проекте над разными узлами, координировать и стыковать все в режиме онлайн — это дает возможность проектировать здания быстрее и без потерь. Запланированное и фактически построенное порой заметно различаются, и чтобы минимизировать эти несостыковки, необходим постоянный визуальный контроль. Оцифровка позволяет решить эту проблему за счет минимальных ресурсов и без длительных согласований.

Цифровые двойники зданий — это уже ближайшее будущее, и уже пора переходить с отдельных цифровых моделей на полностью оцифрованную среду. Бумажное генпланирование, двухмерное, сегодня воспринимается как деньги, выброшенные на ветер.

Цифровое моделирование процессов уже получило широкое распространение в военной и нефтяной отрасли — там уже привыкли воспринимать это как цифровой актив. Срок полезной эксплуатации здания растягивается на десятилетия, конвертировать одну цифровую модель в другую, более информативную и современную, можно буквально нажав одну кнопку, нет необходимости отстраивать заново ее с нуля.

Второй важный момент — это экономия, которую позволяет извлечь цифровая модель уже в процессе эксплуатации здания: благодаря этому собственник точно знает, где и какое установлено оборудование, когда было последнее техническое обслуживание, до какого времени действует гарантийный срок.

Цифровой подход применим и в благоустройстве — при желании каждое дерево можно внести в цифровую модель города с полной информацией о том, кем и когда оно высажено, когда производилась обрезка.

Гибридное благоустройство, когда деревья высаживаются не ради галочки в отчете, а там и в таком количестве, где они действительно необходимы, в советское время было хорошо развито, но потом, к сожалению, крепко забыто.

На форуме шла живая полемика по всем направлениям: какими должны быть плотность города, этажность зданий, магистральный вид транспорта — метро или скоростной трамвай. Как вернуть городу заброшенные пустыри, превратив их в интересные арт-объекты. Яркий пример — старый мост в Сеуле, который уже не использовался по прямому назначению, переоборудовали в гербарий, в котором собрано все многообразие растительности Южной Кореи. И сегодня туда ежедневно приходит на экскурсии огромное количество людей. Мало кто знает, но схожая идея была в свое время реализована в Челябинске, на проспекте Ленина, на отрезке от Алого поля до парка. Но эта задумка градостроителей была забыта, не превратилась ни в цифровой актив, ни в пресловутый селфи-фактор, о котором сейчас говорят на каждом углу. А если бы кто-то решился создать экскурсионный маршрут «Непостроенный Челябинск», в котором объединились бы все недострои и невоплощенные проекты — это вообще стало бы бомбой.

Сегодня центр города — в застывших мегапроектах. Подобные проекты вызывают ожесточенную критику во всем мире — как правило, они неизбежно связаны с перерасходом бюджета и затягиванием сроков. И есть огромный риск, что строительство так и не будет завершено. Как, собственно, и случилось с челябинским метро или конгресс-холлом.

Между тем, появление пусть и точечных, но красивых, интересных, оригинальных, а главное — завершенных проектов не только способствовало бы преображению облика города, но и помогло вернуть утраченное доверие инвесторов. 

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.