Бороться за пешехода

Предприниматели, саботирующие требование властей убирать прилегающую территорию, ведут себя крайне недальновидно, если не сказать жестче - попросту глупо.

Возможно, покажется странным мое утверждение, но затраты, которые коммерсанты понесут, следя за чистотой на подходах к своим магазинам и офисам, станут не самым бесполезным вложением в их бизнес. И утверждаю я это вовсе не как чиновник, а как человек, который очень любит гулять по городу. Если, конечно, город это позволяет.

По разным причинам Челябинск не располагает к длительным прогулкам. Сейчас он вообще довольно враждебен к пешеходу. Дело не в суровой уральской зиме: нынешний февраль был почти бесснежным и непривычно теплым. К тому же, кто бывал в Европе, тот знает: климат в иных ее уголках зимой еще менее комфортный нашего.

Проблема и не в пресловутых перекосах «дорожной революции»: все это поправимо, и власти этими перекосами рано или поздно просто будут вынуждены заняться. Однако разворот города к тем, кто передвигается по нему со скоростью не шестьдесят (а то и больше), а всего пять (а то и меньше) километров в час, будет гораздо длительнее, если к ним быстро не повернется лицом городской бизнес. Объясню, почему.

Упоминание «дорожной революции» не случайно. Начав ее, власти сделали стратегический выбор. Один известный в Челябинске журналист как-то верно подметил: город буквально шепчет тебе «Купи автомобиль!». Нормально, что города идут разными путями, и Челябинск выбрал свой, отчасти обусловленный исторически, в силу логики своего развития и становления в качестве мегаполиса. Этот выбор на сегодня можно считать легализованным вполне ощутимой поддержкой со стороны населения. Нравится это кому-то или нет.

Бизнесу, особенно малому, придется с этим мириться и как-то к этому приспосабливаться. Сказано это, конечно, без особого энтузиазма, потому что любой владелец небольшого магазина или заведения, подумав, подтвердит: потенциальный клиент на автомобиле скорее доедет до крупного торгового центра, чем спешится и заглянет к нему…

Разумеется, никакая «дорожная революция» и подталкиваемая ею дальнейшая автомобилизация не уничтожит пешехода в Челябинске как класс. Но в городе, где приоритет в пользовании городского пространства все больше отдается автомобилям, объективно сужаются возможности перемещаться пешком. Тем более гулять по городу, получая от города удовольствие, но главное - создавая в городе ту самую активность, которая оборачивается звонкой монетой для магазинчиков и кафешек.

Тем более странной выглядит позиция той части лавочников и рестораторов, которая взялась протестовать против эдикта об уборке. Из окна своего офиса я каждый день вижу одну и ту же картину: на противоположной стороне улицы по тротуару идут люди. Точнее сказать, они по нему бегут, внимательно глядя себе под ноги и в силу этого совершенно не обращая внимания на витрины и вывески. О том, чтобы заглянуть внутрь, не может быть и речи: без крайней нужны забота у всех одна – побыстрее преодолеть потенциально опасный участок. А пожилые люди и мамочки с колясками стараются перейти на другую сторону, где и вовсе никаких магазинов нет. Все это обидно, ведь злополучный тротуар на самом деле конструктивно вполне себе сносный. Даже выложен модной плиткой. Только почему-то его никто не хочет чистить, от чего летом там почти всегда непролазная грязь, а зимой – снежная каша и гололед…

Я уж не говорю про отсутствие собственных инициатив, которые позволили бы предпринимателям «обуютить» часть городского пространства рядом с их бизнесом, а значит, создать больший пешеходный трафик прямо у дверей их заведений и, в конечном итоге, добавить себе клиентов. Ландшафтные решения, малая архитектура, стрит-арт или иллюминация – все это, конечно, сейчас появляется. Но чаще всего - как будто «из-под палки», «без души», без понимания необходимости. От того часто и выглядит соответствующим образом и по этой причине практически не работает.

Никто не станет спорить: самая чистая и уютная улица в Челябинске – пешеходная Кировка. Там любят бывать люди, и невооруженным глазом видно, что туда стремится бизнес. Большой знаток неписаных законов городской жизни Ян Гейл считает, что успешный город – это город, в котором любят бывать его жители, следовательно, надо создать условия для того, чтобы жители полюбили ходить по городу пешком. От себя добавлю: особенно придется попотеть в городе, где пешеходу не особенно уютно. И еще вопрос, кто в этом заинтересован больше – власть или бизнес.

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.