Благотворительность должна быть взаимовыгодной сделкой

Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области Мне рассказывали такую историю. Российский бизнесмен, переехавший в Штаты, через три года вполне себе вежливых отношений с соседями вдруг неож

Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области
Мне рассказывали такую историю. Российский бизнесмен, переехавший в Штаты, через три года вполне себе вежливых отношений с соседями вдруг неожиданно для себя заметил, что с ним перестали разговаривать. Встревожившись, он за советом обратился к своему адвокату и тот ему объяснил причину: вы прожили тут несколько лет и ни разу не жертвовали своих средств на благотворительность. Если человек живет в элитном квартале, зарабатывает нормальные деньги и не участвует в благотворительности, с ним явно что-то не так. Так думает современное западное общество — это уже норма морали. И причина возникновения подобной культуры вовсе не в американском альтруизме или благодушии, а в государственном регулировании. Меценатство в США подкреплено законодательными актами, позволяющими уменьшать налоги и социальные расходы для бизнесменов.
В России таких механизмов нет, и это сильно тормозит развитие благотворительности.
Представьте: бизнесмен заплатил все налоги (размер которых не стоит недооценивать), и тут ему предлагают еще пожертвовать некую сумму на благотворительность — я думаю, он крепко задумается, прежде чем сделать это. В лучшем случае. Некоторые бизнесмены участвуют в благотворительных акциях только на условиях анонимности. Они дают деньги, но делают это инкогнито, чтобы налоговая служба лишний раз не обратила на них внимание. У нас ведь до сих пор один из самых распространенных методов сбора средств — прозрачные ящики-копилки в общественных местах. Я думаю, не стоит рассказывать про их эффективность.
В нашей области ситуацию немного спасает новая возможность, которую открыли для себя благотворительные фонды, — крупные, яркие представления. Фонд «Андрюша», благотворительный прием «Добрые сердца», спектакль «Ревизор» и т. д. — все это, без сомнения, прорыв. По качеству проводимых мероприятий мы уже в шаге от американского и европейского уровней, такие события уже собирают звезд федеральной и мировой величины. Тому пример — концерт, организованный фондом «Андрюша», в котором участвовали Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. Информационные круги от такого шоу расходятся гораздо шире, при этом напрямую влияя на собираемость. Как я знаю, спектакль «Ревизор» собрал около 1,3 млн руб. Представьте, если бы в ход пошли прозрачные копилки, — фонд бы не насобирал и десятой части.
Неплохо было бы позаимствовать на Западе и еще одно направление — точечную благотворительность. Смысл ее крайне прост. Любой бизнесмен — это чей-то отец или, может быть, дедушка. Он помогает тем учреждениям, которые посещают его дети или внуки. Если опять-таки доводить эту логику до европейского уровня, то там бизнесмены помогают не только тем учреждениям, которые посещают их родные, но и даже тем, которые просто находятся в этом районе. Как они рассуждают: если дети, живущие на этой улице, будут посещать музыкальную школу, ходить в изостудию, хоть как-то окультуриваться, они с меньшей вероятностью будут хулиганить, бить сыну бизнесмена лицо, отбирать телефон или предлагать героин. Предприниматели воспитывают культурные традиции микрорайона, тем самым делая жизнь своих детей комфортней.
В Челябинской области точечная благотворительность развита из рук вон плохо и присутствует пока на уровне поборов на новые шторы. Руководители еще не продвинуты в этом плане — их можно понять, они, конечно же, не профессиональные сборщики средств. К тому же благотворительная деятельность у нас воспринимается как подачка, милостыня. Мешает русская ментальность: ты просишь — значит, ты попрошайка, значит, ты нищий. Это стыдно. С таким подходом никто денег не даст. Нужно всегда предлагать что-то взамен, нужно учитывать интересы благотворителей. Пускай этот бартер будет виртуальным: директор поздравит Ивана Иванова по радио, вручит ему грамоту на родительском собрании. Когда обращаешься за благотворительностью, необходимы ответные действия, об этом все забывают. Что стыдного в том, что ты предлагаешь сделку? Он тебе — деньги, ты — реализацию его тщеславия.
Культура благотворительности в России и Челябинской области коренным образом изменится вслед за нашим законодательством. Но я не испытываю напрасных надежд: наши законы принимаются очень тяжело. И не будем скрывать: они принимаются скорее для тех, кого мы впоследствии называем благотворителями, чем для тех, кто в этой благотворительности нуждается. 
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.