Бизнес-услуги Думать за клиента

Структура спроса на рынке бизнес-услуг за минувший год поменялась радикально. Классический аудит, который был локомотивом рынка последние несколько лет, больше не пользуется большим спросом — заказ

Структура спроса на рынке бизнес-услуг за минувший год поменялась радикально. Классический аудит, который был локомотивом рынка последние несколько лет, больше не пользуется большим спросом — заказчики не хотят тратить деньги на простое подтверждение внутренней финотчетности. А вот финансовый анализ, который до кризиса клиенты заказывали разве что от скуки, переживает бум интереса. Компаниям, озабоченным оптимизацией издержек, профессиональный взгляд на бизнес-процессы со стороны важен как никогда.

Иллюзии
300 тысяч? Не стоит напрягаться
2008-й был последним годом активного роста челябинского рынка аудита. До наступления сложных времен клиент часто платил за иллюзии. «В период становления рынка аудит преподносился как суперуслуга, нечто феерическое, стоящее сумасшедших денег», — вспоминает старший партнер АКГ «Авуар» Алексей Овакимян. Была целая категория клиентов, которые платили за услуги, фактически не особо и нужные. «Если бухгалтеру было лень заглянуть в справочник, она могла позвонить и спросить у консалтера», — улыбается Овакимян. Стоили такие услуги сравнительно недорого, но и себестоимость их была копеечная — проконсультировать по телефону клиента, назвав ему номер закона из базы «Консультант+», мог любой специалист, не отрываясь от своей основной работы.
Финансовый анализ, хоть и пользовался некоторым спросом, каких-то особых телодвижений у клиента не вызывал. Среди клиентов царила финансовая беспечность. «Провели мы аудит, приходим к собственнику: смотрите, в этом месте 300 тыс. руб. неэффективно потрачены. А он в ответ машет рукой: ребята, займитесь чем-нибудь серьезным. Ну что я из-за 300 тысяч буду сейчас напрягаться?», — вспоминает Алексей Овакимян.
Страхи
От демпинга до фальшивых заключений
Рынок бизнес-услуг вторичен и в значительной степени зависит от благосостояния своих клиентов. Осенью 2008 г., когда на ряде рынков началась настоящая паника с урезанием бюджетов «по живому», среди аудиторов бродили самые жуткие слухи.
Многие пребывали в уверенности, что теперь клиенты практически перестанут платить за финансовый консалтинг. Время показало, что эти опасения были обоснованными лишь частично. Компании отказались лишь от тех услуг, без которых смогли обойтись, тех, которые и так были не очень-то нужны. А вот спрос на практические рекомендации, позволявшие снизить издержки компании, не только сохранился, но даже вырос. Сохранился и спрос на проектный консалтинг.
Еще одним профессиональным страхом для аудиторов стал демпинг. «Многие компании, и московские и местные, предлагают цены, фактически означающие, что они готовы работать за еду», — разводит руками Овакимян. Однако в последнее время ситуация немного выправилась. Клиенты все чаще понимают, что за копейки и работа будет выполнена дурно, а за бесполезные вещи челябинцы больше платить не хотят. В целом на рынке снижение цен не превысило 10-15%.
Третьим мифом оказались опасения, что из-за потери платежеспособности компании массово начнут заказывать фальшивые заключения, когда никаких проверок на самом деле не проводится. Однако этот сегмент остался стабильно немногочисленным. Если компании нужен качественный аудит, она по-прежнему готова заплатить.
Уроки
Надо видеть дальше клиента
Начиная с осени 2008 г., спрос на услуги ауди­торов стал более здоровым, отмечает Овакимян. Спрос на классический аудит просел почти в два раза. Зато резко вырос спрос на аудит, сопряженный с финансовым анализом и элементами консалтинга. Все просто. Классический аудит предназначен для сторонних лиц, не принимающих активного участия в оперативном управлении. Например, собственник в виде независимого аудиторского заключения получает подтверждение отчетности, которую ему формирует руководство компании. А так как у большинства челябинских компаний собственник сам и занимается управлением, то ценность такой проверки для него ничтожна, объясняет Овакимян. А вот смысл финансового анализа в том, что аудитор не просто формирует заключение, он еще и выдает определенные рекомендации, например, где еще в компании можно снизить издержки. Сегодня для компании даже 10 тыс., найденные аудитором, крайне важны. «Ничего революционного! Просто еще раз подтвердилось: продавая какую-то услугу, надо ставить себя на место заказчика и понимать, что именно ему нужно. Надо думать немного дальше него, что его компании потребуется в ближайшей перспективе», — рассуждает об уроках кризиса Алексей Овакимян.
Те аудиторские компании, которые вовремя уловили тренд роста спроса на сопутствующие услуги, практически не потеряли в деньгах. Стоимость проверки в 2009 г. упала в среднем всего на 10-15%. А вот те, кто продолжал предлагать классический аудит и не успел перестроить свою продуктовую линейку, оказались в очень сложном положении и, теряя качественный персонал, начинают покидать рынок. «Небольшие аудиторские компании, не успевшие приспособиться к изменениям, не смогут пережить сложный период», — считает директор ООО «Листик и партнеры» Жанна Листик.
Если в 2008 г. к крупным челябинским компаниям рынка аудита относили 10-12 игроков, то сейчас, по мнению Алексея Овакимяна, определения «крупная» достойны не более 6-7 компаний. Зато на рынке появились не слишком добросовестные игроки. «Переход рынка на систему саморегулируемых организаций спровоцировал увеличение компаний-однодневок — СРО нужны новые члены, и требования к качеству ауди­торов порой занижаются. Кроме того, недобросовестные аудиторы пользуются тем, что СРО проверяет качество ауди­тора сравнительно нечасто — раз в пять лет», — делится генеральный директор ООО «АФиНА» Ирина Новикова.
Рентабельность аудиторов заметно снизилась, и теперь, чтобы заработать те же деньги, надо сделать примерно на треть больше работы. «Раньше на рубль выручки приходилось 60-70 копеек затрат. Теперь — 90-95 копеек», — делится расчетами Алексей Овакимян.
Возможности
Отсрочка на год
Покупать классический аудит в его стандартном виде люди больше не хотят. К обычному аудиторскому заключению теперь почти всегда добавляется консалтинговый пакет в виде рекомендаций на основе сделанного финансового анализа. Часто вместе с аудиторским контрактом продается юридическое сопровождение. Спрос на юридические услуги в последние полгода резко вырос: одни клиенты столкнулись с большим количеством неплатежей и просрочек, другие, задолжав, сами стали объектом судебного преследования.
В среднесрочной перспективе, если не будет новых макроэкономических ударов, челябинский рынок аудита ждет расслоение по принципу «крупный-мелкий». Те компании, которые смогут сохранить контракты с крупными клиентами, продолжат укрупняться, покупая мелких конкурентов и переманивая их персонал. Их козырем станет репутация и наработанный клиентский портфель. Небольшие же аудиторы сконцентрируются на среднем и малом бизнесе. Их уделом станет бухгалтерский консалтинг.
Сколько-нибудь заметного роста рынка аудита раньше 2011 г. игроки не ждут. «Договоры на аудит заключаются, как правило, на год. И в 2009 г. мы отрабатывали договоры, заключенные в 2008-м. А вот договоры, которые мы заключали в течение 2009-го и которые будут исполняться до конца 2010 г., заключались, можно сказать, по очень скромным ценам. И расправить плечи смогут только те компании, которые этот тяжелый период переживут и доживут до 2011 г. «В ближайшие полтора-два года с рынка вынуждены будут уйти мелкие ауди­торские компании. Выжить будет проще тем, кто оказывает сопутствующие услуги», — считает генеральный директор ЗАО АФ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова.
До 2011 г. локомотивом рынка останутся юридические услуги: работа с дебиторской задолженностью, взыскание долгов, суды с должниками Во многом именно за их счет аудиторы будут компенсировать падение рентабельности других бизнес-направлений.
В конечном итоге, рынок аудита будет расти, уверен Овакимян: «Основной принцип аутсорсинга — каждую вещь должен делать тот, у кого это лучше всего получается. Например, у предприятия есть текущие задачи — составление бухгалтерской отчетности, подготовка первичных документов. А есть задачи ситуационные: сокращение издержек, например. Здесь и появляемся мы, аудиторы, и решаем эти задачи. Кроме того, растет количество собственников, которые отстраняются от оперативного управления бизнесом. И сторонний ревизор в лице ауди­тора будет нужен всегда».

Основные события
декабрь 08
1 | Начала падать средняя стоимость услуг аудиторских компаний. Клиенты стали массово отказываться от продления долгосрочных контрактов на финансовый консалтинг и бухгалтерское сопровождение.
январь 09
1 | С 1 января вступил в силу новый ФЗ «Об аудиторской деятельности», передавший контроль за аудиторскими организациями от Минфина к региональным СРО. Новый закон также ужесточил требования к количеству аттестованных аудиторов.
февраль 09
1 | Катастрофическими темпами растет дебиторская задолженность. Больше половины клиентов задерживает платежи по существующим договорам.
апрель 09
1 | Накопление критической массы неплатежей привело к резкому росту обращений компаний за юридическими услугами: взыскание долгов, работа с дебиторской задолженностью.
март 09
1 | Основной доход аудиторам стали приносить услуги, до сих пор считавшиеся дополнительными: оценка активов, финансовый анализ, юридическое сопровождение, финансовый консалтинг. Рентабельность классического аудита упала до 3-5%. Началось массовое перетекание высококвалифицированных аттестованных аудиторов в более стабильные компании.
сентябрь 09
1 | Ситуация на рынке аудита начала стабилизироваться. Большая часть компаний сумела приспособиться и теперь предлагает сразу комплекс услуг. Количество основных игроков сократилось до 6-7.

Цифры
15%
на столько просел рынок бизнес-услуг в 2009 г.
2011 г.
рынок аудита снова окрепнет
6-7
крупных компаний осталось на рынке (в 2008 г. — 12)
250 млн руб.
объем челябинского рынка аудита и сопутствующих услуг в 2009 г.
Самое читаемое
  • Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»Глава «Ленты» Владимир Сорокин: «Безжалостно режем издержки и уменьшаем цену»
  • Владимир Городенкер: «Самолет» надо спасать, его банкротство будет ударом для всего рынка»Владимир Городенкер: «Самолет» надо спасать, его банкротство будет ударом для всего рынка»
  • Запас прочности металлургических предприятий стремительно истощается: грозит рецессияЗапас прочности металлургических предприятий стремительно истощается: грозит рецессия
  • Цены из-за повышения НДС в январе более чем в два раза превысили прогноз ЦБ РФЦены из-за повышения НДС в январе более чем в два раза превысили прогноз ЦБ РФ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.