«Бизнесу нужны не признания в любви к предпринимателям, а реальная поддержка»

Многие уже называют 2019 год «годом перемен» для Челябинской области: новый губернатор, новая экономическая и промышленная политика, тренд на «здоровый региональный протекционизм».

О том, как чувствует себя в этих условиях банковский рынок, какие видит перспективы взаимодействия с бизнесом и на что делает ставку в развитии, «Деловой квартал – Челябинск» побеседовал с Константином Вагановым, руководителем Абсолют Банка в Челябинске.

У Челябинской области сложилась репутация не самого перспективного и даже депрессивного региона России с точки зрения экономики. С точки зрения представителя банковской сферы, это соответствует действительности?

— На мой взгляд, не соответствует. Да, Челябинская область не избалована вниманием инвесторов, но может быть, именно это и дает нам ускорение! Вы замечали, что в «тепличных условиях», когда приносят «все готовенькое на блюдечке», нет мотивации расти и не ждать «волшебного пенделя»? Именно сложные задачи и дефицит комфорта создают предпосылки для развития, повышения эффективности и производительности. У нас на Южном Урале все рассчитывают только на себя, на свои силы. Но в результате «сталь закаляется»: выковываются сильные компании и яркие харизматичные руководители, настоящие патриоты региона. Часто любят шутить про «суровый челябинский характер». В этом есть правда: мы можем показаться не очень любезными, даже резкими. Нам неинтересна лесть. Но зато наше слово, наше обещание — веское, как удар молота, и мы «прём» на проблемы, словно танк Т-34 (вы, конечно, помните, что это тоже наш челябинский супербренд).

Впрочем, это все эмоции, а по факту Челябинская область – один из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ. У нас успешно развиваются металлургия и машиностроение, энергетический комплекс, добыча полезных ископаемых. Их гармонично дополняют сильное сельское хозяйство, животноводство и мясопереработка. Пожалуй, нет региона в стране, где не подавали бы к столу продукты питания, произведенные в нашей области. Более того, мы их экспортируем — в Казахстан, Китай, Восточную и Западную Европу.

Но главное достояние — это люди. В Челябинской области благодаря сложным наукоемким производствам сконцентрировано значительное количество высококвалифицированных трудовых ресурсов, у нас мощный научный и образовательный потенциал. Так о какой депрессивности региона можно говорить?

С предприятиями в каких отраслях ваш банк наиболее эффективно сегодня выстраивает партнерские отношения в регионе и почему? От чего это зависит?

— В корпоративном направлении мы ориентируемся не на отрасли сами по себе — смотрим на конкретные предприятия и принципы управления ими. Нет такого, что «с этими отраслями работаем, а с этими – нет, они неблагонадежные». Мы ведь не на планете Кин-дза-дза, где господствовало простое правило цветовой дифференциации штанов: малиновые штаны – хорошо, желтые – средне, зеленые – вообще плохо.  И в сильной отрасли есть слабые игроки, и в потенциально слабой может созреть «крепкий орешек». Стричь под одну гребенку – заведомо тупиковый путь, он не для нас. Тем более, что мы продаем не столько услуги и продукты, сколько комплексные решения для реализации задач, стоящих перед компаниями. Но, безусловно, есть отрасли, относительно которых у Абсолют Банка накоплена более глубокая экспертиза — это, например, транспорт и железнодорожные перевозки, ведь мы — банк-партнер ОАО «РЖД». Здесь наши клиенты получают особые преференции, и это востребовано, поскольку Челябинск — один из крупнейших транспортных узлов России, он расположен на перекрестке автомобильных и железных дорог, связывающих Сибирь с европейской частью России, а Урал — с Казахстаном. Еще одно наше преимущество и в перспективе залог синергии — то, что Челябинск – узловая станция на историческом пути Транссиба, здесь находится управление Южно-Уральской железной дороги.

Малый и средний бизнес в Челябинской области дает около 25% валового продукта Челябинской области. Каким должен быть банк, чтобы эти предприятия увидели для себя выгоду от партнерства с ним? И, в свою очередь, каким предприятиям идут на встречу банки? Какие продукты пользуются большим интересом сегодня?

— Независимо от масштабов бизнеса, компаниям важна не только линейка финансовых инструментов, но и то, насколько надежен банк, предлагающий ее. В этом приоритет для корпоративного клиента сегодня. Только потом, после прохождения этого главного фильтра, речь заходит о технологиях и сервисе. Даже когда выбирают вроде бы такой «простой» продукт, как РКО. Бизнесу нужны не красивые слова в дорогой рекламной упаковке и признания в любви к предпринимателям. У них сразу возникают вопросы: а что вы можете предложить в комплексе?  Есть ли банковские гарантии, контрактное финансирование, депозиты для юридических лиц, факторинг, лизинг? Надежен ли ваш банк? Кто за ним стоит?

Яркий тренд последних лет — малый и средний бизнес кардинально изменил подход к банковским продуктам. Если раньше правдами и неправдами большинство компаний МСБ стремились получить кредиты на бизнес и негодовали из-за того, что банки чаще всего «не отвечали взаимностью» из-за высоких рисков, то сегодня мы наблюдаем достаточно успешную адаптацию к реалиям. Как оказалось, корпоративный кредит — вовсе не панацея. И чаще всего, даже не самый выгодный вариант сотрудничества. Мы видим, что малый и средний бизнес Южного Урала «продвинулся» и грамотно внедряет в свои процессы лизинг, в том числе недвижимости и оборудования; факторинг; активно пользуется депозитами, чтобы деньги не просто «спали» на счетах, а приносили процент. Но настоящим «хитом» стали банковские гарантии онлайн. В Челябинской области традиционно большой пул госзаказчиков, а сейчас по указанию правительства минимум 20% контрактов они должны заключать с компаниями МСБ. Банковские гарантии подогревают интерес, это точно. Предприниматели Южного Урала активно развивают свою деятельность в сегменте госзакупок, участие в аукционах и тендерах для них — канал выхода на заказчика с высокими гарантиями исполнения обязательств по контрактам. В первом полугодии 2019 года мы выдали почти в 2 раза больше онлайн-гарантий, чем в аналогичный период прошлого года, эта динамика значительно выше рынка, там прирост всего 20%. Преимущества — доступная стоимость, дистанционность, безбумажность, но главное — высокая скорость. Мало кто может похвастаться тем, что клиент уже через час видит выпущенную по заявке гарантию.

Для юридических лиц и для состоятельных клиентов, которых Челябинской области не так уж мало, актуален вопрос сохранения и приумножения денежных средств. Что сегодня служит ориентиром при выборе банка, которому можно доверить миллионы?

— Принцип «чем выше ставка, тем лучше», то есть там, где речь идет о суммах выше застрахованных АСВ, перестал действовать еще в 2014 году. Более того, повышение ставок по депозитам заметно выше среднерыночного уровня может стать для юридических лиц и vip-аудитории тревожным «звоночком», говорящим о том, что кредитная организация столкнулась с проблемами и теряет устойчивость. Рынок, в том числе и на Южном Урале, такие примеры видел не раз. Красивые цифры в отчетах по МСФО и РСБУ и величина активов тоже перестали быть «охранной грамотой». Особенно после того, как громко обрушивались некоторые «колоссы на глиняных ногах» из федерального топ-10 кредитных организаций. Сегодня владельцам крупных капиталов по-настоящему важна репутация банка, то, насколько понятны и прозрачны акционеры, их готовность поддерживать кредитную организацию и инвестировать денежные средства в ее развитие, а также насколько легко идет на контакт и дает обратную связь топ-менеджмент банка. И, конечно, в приоритете — способность банка сохранять с клиентами теплые отношения и оправдывать их доверие на протяжении длительного времени. Только в этом случае суммы размещенных средств постепенно будут прирастать, а в банк будут приходить по рекомендациям, благодаря дружеским, семейным и профессиональным связям.

За счет чего сегодня конкурируют средние банки на Южном Урале?

— Скажу так: не случайно есть выражение «золотая середина». Крупные банки зачастую неповоротливы, теряют возможность гибкого подхода к клиенту и скорость решений у них хромает. У маленьких региональных игроков клиентоориентированность может быть преимуществом, однако из-за масштаба бизнеса не всегда есть реальные возможности дать адекватные решения под задачи конкретной компании. Если говорить именно об Абсолют Банке, то наша сильная сторона — в том, что фокус внимания всегда направлен на клиентов, партнеров и их потребности. Как писал Лао Цзы в трактате «Дао Дэ Дзин»: «Если вы хотите что-то получить, приобретите намерение вначале что-нибудь дать!»

Как изменился Абсолют банк за последнее время и какие у вас, как у управляющего Абсолют Банком в Челябинске, приоритетные задачи на будущее? На что будете делать ставку?

—  Прошло почти полтора года с тех пор, как банк принял новую стратегию развития, основные цели которой — повышение эффективности работы и сфокусированное развитие в тех нишах, где у банка есть конкурентные преимущества и высокая профессиональная экспертиза. Процесс технологической трансформации уже принес положительные результаты. Мы активно внедряем современные диджитал-технологии и идем по пути цифровизации. В корпоративном бизнесе Абсолют Банк делает ставку на развитии комплексных решений для ОАО «РЖД» и компаний транспортной отрасли. Для этого у нас полная экспертиза и мы уже участвуем в глобальных проектах, предусмотренных стратегией развития холдинга РЖД. В розничном бизнесе — продолжаем демонстрировать положительную динамику выше среднего рыночного уровня. Банк улучшил свою позицию в топ-10 ипотечных кредитных организаций, вошел в топ-3 по банковским гарантиям, первым запустил «цифровую гарантию», что говорит о том, что мы всерьез делаем ставку на технологии.

Что касается Челябинской области, то благодаря внедрению цифровой платформы мы вышли на 3 место по объемам выдачи ипотеки, сразу после двух крупнейших игроков этого рынка. Однако делать паузу мы не можем! В розничном направлении планируем к концу года улучшить результаты на 25-30%, в корпоративном – на 15%.

На мой взгляд, если хочешь достигать целей, то надо привыкать меняться и не жить прошлым. Меняются рынок, технологии, и готовность к переменам — это необходимость.

Как говорил Стив Джобс, «нет Суперменов, есть команда». И в этом плане Абсолют Банку в Челябинске повезло. Наша команда – сплав сильных разносторонних личностей. Но я понимаю и свою огромную ответственность как руководителя. Если главный капитал – это люди, то надо быть эффективным управляющим этого капитала. А значит, в любых условиях смотреть на три шага вперед.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.