«Бизнесу нужны не признания в любви к предпринимателям, а реальная поддержка»

«Бизнесу нужны не признания в любви к предпринимателям, а реальная поддержка»
Иллюстрация: Абсолют Банк

Многие уже называют 2019 год «годом перемен» для Челябинской области: новый губернатор, новая экономическая и промышленная политика, тренд на «здоровый региональный протекционизм».

О том, как чувствует себя в этих условиях банковский рынок, какие видит перспективы взаимодействия с бизнесом и на что делает ставку в развитии, «Деловой квартал – Челябинск» побеседовал с Константином Вагановым, руководителем Абсолют Банка в Челябинске.

У Челябинской области сложилась репутация не самого перспективного и даже депрессивного региона России с точки зрения экономики. С точки зрения представителя банковской сферы, это соответствует действительности?

— На мой взгляд, не соответствует. Да, Челябинская область не избалована вниманием инвесторов, но может быть, именно это и дает нам ускорение! Вы замечали, что в «тепличных условиях», когда приносят «все готовенькое на блюдечке», нет мотивации расти и не ждать «волшебного пенделя»? Именно сложные задачи и дефицит комфорта создают предпосылки для развития, повышения эффективности и производительности. У нас на Южном Урале все рассчитывают только на себя, на свои силы. Но в результате «сталь закаляется»: выковываются сильные компании и яркие харизматичные руководители, настоящие патриоты региона. Часто любят шутить про «суровый челябинский характер». В этом есть правда: мы можем показаться не очень любезными, даже резкими. Нам неинтересна лесть. Но зато наше слово, наше обещание — веское, как удар молота, и мы «прём» на проблемы, словно танк Т-34 (вы, конечно, помните, что это тоже наш челябинский супербренд).

Впрочем, это все эмоции, а по факту Челябинская область – один из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ. У нас успешно развиваются металлургия и машиностроение, энергетический комплекс, добыча полезных ископаемых. Их гармонично дополняют сильное сельское хозяйство, животноводство и мясопереработка. Пожалуй, нет региона в стране, где не подавали бы к столу продукты питания, произведенные в нашей области. Более того, мы их экспортируем — в Казахстан, Китай, Восточную и Западную Европу.

Но главное достояние — это люди. В Челябинской области благодаря сложным наукоемким производствам сконцентрировано значительное количество высококвалифицированных трудовых ресурсов, у нас мощный научный и образовательный потенциал. Так о какой депрессивности региона можно говорить?

С предприятиями в каких отраслях ваш банк наиболее эффективно сегодня выстраивает партнерские отношения в регионе и почему? От чего это зависит?

— В корпоративном направлении мы ориентируемся не на отрасли сами по себе — смотрим на конкретные предприятия и принципы управления ими. Нет такого, что «с этими отраслями работаем, а с этими – нет, они неблагонадежные». Мы ведь не на планете Кин-дза-дза, где господствовало простое правило цветовой дифференциации штанов: малиновые штаны – хорошо, желтые – средне, зеленые – вообще плохо.  И в сильной отрасли есть слабые игроки, и в потенциально слабой может созреть «крепкий орешек». Стричь под одну гребенку – заведомо тупиковый путь, он не для нас. Тем более, что мы продаем не столько услуги и продукты, сколько комплексные решения для реализации задач, стоящих перед компаниями. Но, безусловно, есть отрасли, относительно которых у Абсолют Банка накоплена более глубокая экспертиза — это, например, транспорт и железнодорожные перевозки, ведь мы — банк-партнер ОАО «РЖД». Здесь наши клиенты получают особые преференции, и это востребовано, поскольку Челябинск — один из крупнейших транспортных узлов России, он расположен на перекрестке автомобильных и железных дорог, связывающих Сибирь с европейской частью России, а Урал — с Казахстаном. Еще одно наше преимущество и в перспективе залог синергии — то, что Челябинск – узловая станция на историческом пути Транссиба, здесь находится управление Южно-Уральской железной дороги.

Малый и средний бизнес в Челябинской области дает около 25% валового продукта Челябинской области. Каким должен быть банк, чтобы эти предприятия увидели для себя выгоду от партнерства с ним? И, в свою очередь, каким предприятиям идут на встречу банки? Какие продукты пользуются большим интересом сегодня?

— Независимо от масштабов бизнеса, компаниям важна не только линейка финансовых инструментов, но и то, насколько надежен банк, предлагающий ее. В этом приоритет для корпоративного клиента сегодня. Только потом, после прохождения этого главного фильтра, речь заходит о технологиях и сервисе. Даже когда выбирают вроде бы такой «простой» продукт, как РКО. Бизнесу нужны не красивые слова в дорогой рекламной упаковке и признания в любви к предпринимателям. У них сразу возникают вопросы: а что вы можете предложить в комплексе?  Есть ли банковские гарантии, контрактное финансирование, депозиты для юридических лиц, факторинг, лизинг? Надежен ли ваш банк? Кто за ним стоит?

Яркий тренд последних лет — малый и средний бизнес кардинально изменил подход к банковским продуктам. Если раньше правдами и неправдами большинство компаний МСБ стремились получить кредиты на бизнес и негодовали из-за того, что банки чаще всего «не отвечали взаимностью» из-за высоких рисков, то сегодня мы наблюдаем достаточно успешную адаптацию к реалиям. Как оказалось, корпоративный кредит — вовсе не панацея. И чаще всего, даже не самый выгодный вариант сотрудничества. Мы видим, что малый и средний бизнес Южного Урала «продвинулся» и грамотно внедряет в свои процессы лизинг, в том числе недвижимости и оборудования; факторинг; активно пользуется депозитами, чтобы деньги не просто «спали» на счетах, а приносили процент. Но настоящим «хитом» стали банковские гарантии онлайн. В Челябинской области традиционно большой пул госзаказчиков, а сейчас по указанию правительства минимум 20% контрактов они должны заключать с компаниями МСБ. Банковские гарантии подогревают интерес, это точно. Предприниматели Южного Урала активно развивают свою деятельность в сегменте госзакупок, участие в аукционах и тендерах для них — канал выхода на заказчика с высокими гарантиями исполнения обязательств по контрактам. В первом полугодии 2019 года мы выдали почти в 2 раза больше онлайн-гарантий, чем в аналогичный период прошлого года, эта динамика значительно выше рынка, там прирост всего 20%. Преимущества — доступная стоимость, дистанционность, безбумажность, но главное — высокая скорость. Мало кто может похвастаться тем, что клиент уже через час видит выпущенную по заявке гарантию.

Для юридических лиц и для состоятельных клиентов, которых Челябинской области не так уж мало, актуален вопрос сохранения и приумножения денежных средств. Что сегодня служит ориентиром при выборе банка, которому можно доверить миллионы?

— Принцип «чем выше ставка, тем лучше», то есть там, где речь идет о суммах выше застрахованных АСВ, перестал действовать еще в 2014 году. Более того, повышение ставок по депозитам заметно выше среднерыночного уровня может стать для юридических лиц и vip-аудитории тревожным «звоночком», говорящим о том, что кредитная организация столкнулась с проблемами и теряет устойчивость. Рынок, в том числе и на Южном Урале, такие примеры видел не раз. Красивые цифры в отчетах по МСФО и РСБУ и величина активов тоже перестали быть «охранной грамотой». Особенно после того, как громко обрушивались некоторые «колоссы на глиняных ногах» из федерального топ-10 кредитных организаций. Сегодня владельцам крупных капиталов по-настоящему важна репутация банка, то, насколько понятны и прозрачны акционеры, их готовность поддерживать кредитную организацию и инвестировать денежные средства в ее развитие, а также насколько легко идет на контакт и дает обратную связь топ-менеджмент банка. И, конечно, в приоритете — способность банка сохранять с клиентами теплые отношения и оправдывать их доверие на протяжении длительного времени. Только в этом случае суммы размещенных средств постепенно будут прирастать, а в банк будут приходить по рекомендациям, благодаря дружеским, семейным и профессиональным связям.

За счет чего сегодня конкурируют средние банки на Южном Урале?

— Скажу так: не случайно есть выражение «золотая середина». Крупные банки зачастую неповоротливы, теряют возможность гибкого подхода к клиенту и скорость решений у них хромает. У маленьких региональных игроков клиентоориентированность может быть преимуществом, однако из-за масштаба бизнеса не всегда есть реальные возможности дать адекватные решения под задачи конкретной компании. Если говорить именно об Абсолют Банке, то наша сильная сторона — в том, что фокус внимания всегда направлен на клиентов, партнеров и их потребности. Как писал Лао Цзы в трактате «Дао Дэ Дзин»: «Если вы хотите что-то получить, приобретите намерение вначале что-нибудь дать!»

Как изменился Абсолют банк за последнее время и какие у вас, как у управляющего Абсолют Банком в Челябинске, приоритетные задачи на будущее? На что будете делать ставку?

—  Прошло почти полтора года с тех пор, как банк принял новую стратегию развития, основные цели которой — повышение эффективности работы и сфокусированное развитие в тех нишах, где у банка есть конкурентные преимущества и высокая профессиональная экспертиза. Процесс технологической трансформации уже принес положительные результаты. Мы активно внедряем современные диджитал-технологии и идем по пути цифровизации. В корпоративном бизнесе Абсолют Банк делает ставку на развитии комплексных решений для ОАО «РЖД» и компаний транспортной отрасли. Для этого у нас полная экспертиза и мы уже участвуем в глобальных проектах, предусмотренных стратегией развития холдинга РЖД. В розничном бизнесе — продолжаем демонстрировать положительную динамику выше среднего рыночного уровня. Банк улучшил свою позицию в топ-10 ипотечных кредитных организаций, вошел в топ-3 по банковским гарантиям, первым запустил «цифровую гарантию», что говорит о том, что мы всерьез делаем ставку на технологии.

Что касается Челябинской области, то благодаря внедрению цифровой платформы мы вышли на 3 место по объемам выдачи ипотеки, сразу после двух крупнейших игроков этого рынка. Однако делать паузу мы не можем! В розничном направлении планируем к концу года улучшить результаты на 25-30%, в корпоративном – на 15%.

На мой взгляд, если хочешь достигать целей, то надо привыкать меняться и не жить прошлым. Меняются рынок, технологии, и готовность к переменам — это необходимость.

Как говорил Стив Джобс, «нет Суперменов, есть команда». И в этом плане Абсолют Банку в Челябинске повезло. Наша команда – сплав сильных разносторонних личностей. Но я понимаю и свою огромную ответственность как руководителя. Если главный капитал – это люди, то надо быть эффективным управляющим этого капитала. А значит, в любых условиях смотреть на три шага вперед.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.