Бизнесу нужна не помощь, а четкие постоянные правила игры

Прежде чем говорить о поддержке малого бизнеса (МБ), нужно понять, что он из себя представляет структурно.

Самая малочисленная его часть (буквально доли процента от общего числа) — венчурный МБ, который характеризуется высоким риском при столь же высокой возможной прибыли и требует огромного умственного потенциала. Вторая группа — производящий МБ, его доля составляет примерно 30%. Не столь прибыльный, но и гораздо менее рисковый, чем венчурный. Около 70% от всего МБ — компании, работающие в сфере торговли и услуг.

Раньше при небольших вложениях и достаточном усердии торговый бизнес приносил своему владельцу неплохие дивиденды, а потому и не рассматривался чиновниками как нуждающийся в поддержке. В 90-е гг., когда на улицу выбросили ненужных, как тогда казалось властям предержащим, инженеров, учителей, врачей, именно торговый бизнес дал им то, что не смогло дать государство — уверенность в завтрашнем дне и более-менее стабильный доход. Были ли среди них таланты? Вспомните фамилии нынешних первых-вторых лиц области и почитайте газеты 10–15-летней давности — все они вышли из малого торгового бизнеса.

Но сегодня ситуация резко изменилась: торговля уже не гарантирует процветания, более того, в условиях жесткой конкуренции со стороны сетевых ритейлеров у малого бизнеса стремительно уменьшается норма прибыли, а непрозрачная политика административных органов ставит под сомнение сам факт выживания МБ в торговой сфере.

Нужны примеры? Согласно плану горадминистрации, в Челябинске в 2012 г. собираются снести около 100 павильонов и киосков, которые, заметим, имеют законных собственников, просто с ними не продляют договор аренды на землю. Думаете, киоски снесут просто так? На их месте сразу возведут новые павильоны, но торговать в них можно будет за немалую арендную плату. Выгодно это малому предпринимателю? Сомневаюсь: уровень рентабельности в торговле слишком мал. Найдутся ли благодарные клиенты? Не факт: Комсомольский проспект, перекрестки Молодогвадейцев — Кашириных, Ленина — Энгельса уже заставлены пустыми павильонами.

Другой пример. Торговому бизнесу со стороны власти неоднократно транслировалось: не хотите проблем с киосками — выкупайте квартиры на первых этажах, переводите в нежилое и «будьте счастливы». Но не тут-то было: мало того, что сейчас есть ограничения по переводу жилых помещений в нежилые, так еще и в рукаве у администрации припасен «козырь». Согласно СНИП «Общественные здания и сооружения», высота потолка в магазине должна составлять не менее трех метров, тогда как в выкупленных квартирах (в 95% случаев) она не более 2,5 м. Как только власти захочется, можно в любой момент закрыть абсолютно все магазины на первых этажах жилых домов. А ведь магазины у дома — возможность для жителей купить хлеб, молоко, полуфабрикаты.

Еще один пример, куда более печальный. В рамках борьбы с алкоголизмом (важность ее я не оспариваю) запретили продажу пива в павильонах. Конечно, хорошо, что торговцам дали почти полтора года на подготовку к вступлению закона в силу, но ведь по факту они ничего сделать не могут. «Картонное» пиво, при всей его неполезности, дает МБ такой оборот, который позволяет продавать хлеб и молоко с наценкой в 5–7%. Если мы сейчас уберем пиво, на чем будут зарабатывать продавцы? Замещающего-то товара нет: в нормальной экономике требуется на это 3–5 лет.

Такие непродуманные действия временщиков во власти способны просто погубить МБ в торговле. Если вы думаете, что это приведет к повышению качества и уровня услуг в сетевых магазинах, то заблуждаетесь: в отсутствие конкуренции они не будут сдерживать цены или работать на улучшение ассортимента и сервиса.

Но главное: за снесенными киосками и закрытыми магазинами стоят живые люди. Розничная торговля все еще прерогатива тех же учителей, инженеров и врачей, выкинутых на обочину в 90-е. Они сделали себя сами, без помощи во время кризисов, это золотой фонд нации. И только наша страна это не понимает.

Владимир Ленин почти сто лет назад назвал мелкого лавочника самым инертным и реакционным классом, и был совершенно прав. Эти люди отлично понимают, что ответственны за свою семью и семьи своих продавцов, товароведов, водителей, грузчиков… Они не спешат к революционным изменениям жизни, но и свою копеечку потерять вовсе не намерены. И их невозможно удовлетворить ни разовыми пособиями, ни обучающими курсами, им нужны прозрачные и постоянные правила игры.

Олег Фомин, председатель Челябинской областной общественной организации «Союз предпринимателей»

Колонка написана специально для журнала "Деловой квартал"

 

 
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.