Бизнесу нужна не помощь, а четкие постоянные правила игры
Прежде чем говорить о поддержке малого бизнеса (МБ), нужно понять, что он из себя представляет структурно.
Раньше при небольших вложениях и достаточном усердии торговый бизнес приносил своему владельцу неплохие дивиденды, а потому и не рассматривался чиновниками как нуждающийся в поддержке. В 90-е гг., когда на улицу выбросили ненужных, как тогда казалось властям предержащим, инженеров, учителей, врачей, именно торговый бизнес дал им то, что не смогло дать государство — уверенность в завтрашнем дне и более-менее стабильный доход. Были ли среди них таланты? Вспомните фамилии нынешних первых-вторых лиц области и почитайте газеты 10–15-летней давности — все они вышли из малого торгового бизнеса.
Но сегодня ситуация резко изменилась: торговля уже не гарантирует процветания, более того, в условиях жесткой конкуренции со стороны сетевых ритейлеров у малого бизнеса стремительно уменьшается норма прибыли, а непрозрачная политика административных органов ставит под сомнение сам факт выживания МБ в торговой сфере.
Нужны примеры? Согласно плану горадминистрации, в Челябинске в 2012 г. собираются снести около 100 павильонов и киосков, которые, заметим, имеют законных собственников, просто с ними не продляют договор аренды на землю. Думаете, киоски снесут просто так? На их месте сразу возведут новые павильоны, но торговать в них можно будет за немалую арендную плату. Выгодно это малому предпринимателю? Сомневаюсь: уровень рентабельности в торговле слишком мал. Найдутся ли благодарные клиенты? Не факт: Комсомольский проспект, перекрестки Молодогвадейцев — Кашириных, Ленина — Энгельса уже заставлены пустыми павильонами.
Другой пример. Торговому бизнесу со стороны власти неоднократно транслировалось: не хотите проблем с киосками — выкупайте квартиры на первых этажах, переводите в нежилое и «будьте счастливы». Но не тут-то было: мало того, что сейчас есть ограничения по переводу жилых помещений в нежилые, так еще и в рукаве у администрации припасен «козырь». Согласно СНИП «Общественные здания и сооружения», высота потолка в магазине должна составлять не менее трех метров, тогда как в выкупленных квартирах (в 95% случаев) она не более 2,5 м. Как только власти захочется, можно в любой момент закрыть абсолютно все магазины на первых этажах жилых домов. А ведь магазины у дома — возможность для жителей купить хлеб, молоко, полуфабрикаты.
Еще один пример, куда более печальный. В рамках борьбы с алкоголизмом (важность ее я не оспариваю) запретили продажу пива в павильонах. Конечно, хорошо, что торговцам дали почти полтора года на подготовку к вступлению закона в силу, но ведь по факту они ничего сделать не могут. «Картонное» пиво, при всей его неполезности, дает МБ такой оборот, который позволяет продавать хлеб и молоко с наценкой в 5–7%. Если мы сейчас уберем пиво, на чем будут зарабатывать продавцы? Замещающего-то товара нет: в нормальной экономике требуется на это 3–5 лет.
Такие непродуманные действия временщиков во власти способны просто погубить МБ в торговле. Если вы думаете, что это приведет к повышению качества и уровня услуг в сетевых магазинах, то заблуждаетесь: в отсутствие конкуренции они не будут сдерживать цены или работать на улучшение ассортимента и сервиса.
Но главное: за снесенными киосками и закрытыми магазинами стоят живые люди. Розничная торговля все еще прерогатива тех же учителей, инженеров и врачей, выкинутых на обочину в 90-е. Они сделали себя сами, без помощи во время кризисов, это золотой фонд нации. И только наша страна это не понимает.
Владимир Ленин почти сто лет назад назвал мелкого лавочника самым инертным и реакционным классом, и был совершенно прав. Эти люди отлично понимают, что ответственны за свою семью и семьи своих продавцов, товароведов, водителей, грузчиков… Они не спешат к революционным изменениям жизни, но и свою копеечку потерять вовсе не намерены. И их невозможно удовлетворить ни разовыми пособиями, ни обучающими курсами, им нужны прозрачные и постоянные правила игры.
Олег Фомин, председатель Челябинской областной общественной организации «Союз предпринимателей»
Колонка написана специально для журнала "Деловой квартал"







