Бизнес-игрок
Начав свою карьеру на телевидении осветителем, Станислав Похлебаев попробовал себя в самых разных бизнесах: от рекламного агентства до ночного клуба. В любом деле он руководствуется принципом
Станислав Похлебаев
Год рождения – 1968.
ОБРАЗОВАНИЕ: 1986-1987 гг. – ЧелГУ, филологический факультет.
КАРЬЕРА: 1989-1991 гг. – осветитель телерадиоцентра Комитета по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома.
1991-1993 гг. – телеоператор в ассоциации «Канал-ТВ».
1993-1995 гг. – руководитель телерадиокомпании ТВС. 1995 г. – работа в студии «Инфо-ТВ».
1996 г. – главный редактор телеканала «ДАШЕ».
1997 г. – руководитель рекламной службы ТВС.
2003-2005 гг. – совладелец ночного клуба «Привилеgия».
С 1997 г. – учредитель, директор туристической компании «РОЗА МИРА плюс».
Семья: жена, сын.
ХОББИ: путешествия, семья, lounge-музыка.
Готовить почву для дальнейшей жизни Похлебаев стал еще в армии. Детская мечта о поступлении во ВГИК на режиссуру документального кино не осуществилась, но привела его на телевидение. Первая запись в трудовой книжке свидетельствует о том, что начинал Станислав осветителем в телерадиоцентре Комитета по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома, где проработал более двух лет. За это время он освоил работу корреспондента и режиссера на пульте телевидения.
В 1991 г. в Челябинске появился первый негосударственный канал. Персонал для нового телевидения набирал руководитель ассоциации «Канал-ТВ» Сергей Попов, он и предложил Станиславу поработать телеоператором. Это была первая карьерная ступенька будущего бизнесмена.
– Было замечательно, потому что появилась перспектива реализоваться, поучаствовать в становлении телевидения. Я благодарен Сергею Владимировичу, который развивал в нас самостоятельность. Время было дикое для всей страны, телевидение делалось фактически на коленке. Нет картинки? Брали листочек бумаги, рисовали на нем ручкой, карандашом или фломастером и показывали это в эфире. Это и было коммерческое телевидение.
Практически на чистом энтузиазме коллектив канала скоро вырос в отдельное творческое объединение, которое работало в рамках телеканала. Один день эфирного времени принадлежал исключительно им. Подростковый опыт музыкального ведущего пригодился Станиславу при создании телевизионной программы о музыке.
– Это был творческий проект, который вырос потом в телерадиокомпанию ТВС. Передача о музыке включала и переводные программы, и музыкальные обзоры. Нам удалось тогда реализовать многокамерную съемку концертов, для того времени очень сложный проект. Тогда же мы устраивали телеигру для зрителей в прямом эфире. Рейтинг обеих программ был одним из самых высоких в Челябинске.
– Телевидение коммерческое, мы стали зарабатывать деньги, и Сергей Владимирович предложил оформить эти отношения официально – мы организовали компанию, зарегистрировали юридическое лицо и заключили договор о партнерстве с ассоциацией «Канал-ТВ». Нам давали эфирное время в рамках вещания канала, мы готовили программы и продавали рекламу.
– Да, но руководителем сформированной компании был я. (Смеется.) Так получилось. Я не боялся этого, но и не скажу, что сильно стремился. Нас было трое: я, Азат Галеев и Игорь Сиркин. Идея о партнерстве зародилась сама собой. Азат – профессиональный звукорежиссер, шоумен, Игорь занимался техническими вопросами, а я взял на себя административные функции: у меня хорошо получалось налаживать контакты, заниматься внешней политикой, связями с общественностью. Других вожаков не было, и приходилось руководить. (Смеется.)
В середине 90-х учредителями было принято решение реструктурировать телеканал, вещание было переформатировано, и 1 мая 1995 г. на 23-м канале официально начала работу негосударственная телерадиокомпания «Восточный экспресс». По словам Станислава, родился отличный городской канал, однако для их творческого объединения ситуация была критической.
Спасло то, что они были уже известны в среде телевизионщиков. Когда в 1996 г. в Челябинске образовался еще один негосударственный канал «ДАШЕ», ребята получили предложение возглавить его редакцию и наполнить вещание программами собственного производства.
– Учредитель канала зарабатывал деньги тем, что продавал рекламу. Чтобы ее смотрели, ему нужно было заполнение эфирного времени. Предложение было просто «шоколадным», но мы долго думали, потому что понимали ответственность, которая ложится на нас: «ДАШЕ» – 12-й метровый канал, и ему обеспечен уверенный прием во всем Челябинске. Это была еще одна ступенька карьерной лестницы – и моей, и всей компании.
Коллектив Станислава Похлебаева работал по-прежнему в рамках компании ТВС, но уже на профессиональном уровне. Компания росла, а о том, что телеканал востребован, свидетельствовали высокие рейтинги.
– Мысль возникла, но слишком поздно, когда уже много сил уходило на производство телепродукта. Тогда партнерство казалось нормальным, устраивало всех, хотя, когда телеканал не твой, в любой момент вещатель может сказать: «Я меняю программу, меняю редакцию, до свидания!» Однажды так и произошло. Владелец принял решение продать телекомпанию, новый хозяин о сотрудничестве с ТВС даже не думал.
Как и много раз потом, крутой поворот в карьере Станислава обеспечили старые знакомства. Еще в 1992 г. Станислав сотрудничал с московским рекламным агентством «Юнитон-Максимум», входящим в холдинг Сергея Лисовского. В этой компании г-н Похлебаев покупал фильмы, с ней работал во время предвыборной кампании Бориса Ельцина.
В переломный момент Станиславу позвонил сотрудник из «Юнитон-Максимум» и предложил заняться продажами рекламы. Опыт подобной работы уже был, поэтому Станислав согласился: «Я сказал, что буду продавать его рекламу, а потом поинтересовался, где же ее продавать. Он мне ответил: на первом канале, на ОРТ. Я от удивления чуть со стула не упал!»
– Для собственного продукта в то время мы просто не нашли место сбыта. Не было такой практики, чтобы отдельная компания производила продукт, а какой-то телеканал его покупал. Слишком рано мы появились на свет, поэтому вся работа ТВС была сведена к функции рекламного агентства, которое производило и размещало рекламу на первом канале. Позже мы подключили второй ресурс – точно такие же рекламные ставки на НТВ. Еще через пару лет привели в Челябинск питерское радио «Модерн» и организовали здесь его вещание.
– Мы знали, что радио «Модерн» ищет партнеров в регионах. Им было интересно увеличить зону своего вещания, для этого нужен был представитель, которым и стала наша компания. Радио «Модерн» получило лицензии на вещание, а мы обеспечили оборудование и получили возможность продавать всю рекламу на радио.
Таким образом, компания ТВС успешно работала на трех рекламных площадках: ОРТ, НТВ и радио «Модерн». Однако примерно в тот же период начало выход в регионы московское рекламное агентство «Видеоинтернешнл». Как вспоминает Станислав, задача компании была захватить 60% рынка телерадиорекламы: «Все, что им не удавалось продавать напрямую, они продавали под агентские договоры. То есть была возможность прийти к ним, как в супермаркет, и разместить рекламу сразу на всех телеканалах – идея шикарная. Ее поддержал министр связи, но компании ТВС, как и агентствам других регионов, она не дала жить». В течение трех лет ТВС рассталась со всеми тремя площадками. Последним ресурсом была реклама на «Модерне», но учредитель перепродал всю сеть вещания другому радио.
– Нет, ТВС существует и сегодня, это студия по производству телевизионного и радиопродукта, только без своих площадок, без собственных видеоресурсов. Я по-прежнему ее учредитель.
Процесс передачи рекламных площадок шел параллельно с освоением нового направления бизнеса – туристического. Еще в 1996 г., случайно попав в ознакомительную поездку в Израиль, которую турагентства организуют для своих сотрудников, он задумался о создании собственной компании. Вместе с партнером Станислав организовал турфирму «РОЗА МИРА плюс».
– Баловство, конечно, но я тогда думал: «Буду путешествовать чаще и дешевле!» (Смеется.)
– Инициатива создания компании была его, я согласился: хорошо, ты руководи, а все, что нужно, обеспечу я. То есть фактически компания была создана на мои деньги, а возглавил ее он. В его работу я не вмешивался, до тех пор пока не столкнулся с тем, что компания не платит по счетам. Тогда я решил посмотреть, что происходит. (Смеется.) Посмотрел. У компании были долги по зарплате, по партнерским договорам. Я сказал, в чем его ошибка, но он не согласился со мной, мы поссорились и разошлись.
– Моя ошибка была в том, что я подписал договор о создании предприятия 50 на 50, и этот человек, не вложив ни копейки собственных денег, был соучредителем. Когда мы стали расставаться, он потребовал половину. На бумаге было одно, а де-факто – совсем другое. Получилось так, что у меня осталась туристическая компания, обязательства перед персоналом и долги, которые надо было возвращать.
– Во-первых, я не считал его убыточным, во-вторых, как истинный джентльмен, я решил, что должен «жениться». В 1999 г., возглавив туристическую компанию, я подумал, что если я потратился на эту фирму, то вложу в нее еще силы, финансы, верну все долги и сохраню лицо перед партнерами и клиентами. Но раз уж пришлось вникнуть в бизнес, я посчитал это определенной диверсификацией и окунулся в него с головой.
– Начал с того, что сел за бумаги и стал читать законодательные акты о туризме. Научиться можно всему, и абсолютно неважно, какое направление бизнеса вы развиваете: можно с неменьшим успехом продавать металл вагонами либо гвозди банками или воспитывать детей в школе. Вопрос ведь в том, любить или не любить свое дело.
Станислав вспоминает, что по результатам исследования 2003-2004 гг. «РОЗА МИРА плюс» заняла первое место в рейтинге узнаваемости туристических фирм. Хотя сейчас игроков на туристическом рынке стало больше, г-н Похлебаев не сомневается, что компания входит в десятку лидеров.
– Наша компания существует на рынке уже десять лет, благодаря этому накоплен значительный опыт. И, хотя в туризме продаются услуги третьих лиц, мы даем стопроцентную гарантию качества. Методом проб и ошибок мы находим партнеров, в которых уверены.
Туристический бизнес информационно очень емкий, важно обладать полными сведениями. Если информация по какому-то направлению нужна нашему клиенту, то мы ее найдем, выкопаем и доставим, даже если это тур в Папуа-Новую Гвинею. Своим клиентам мы говорим правду и продаем то, что есть на самом деле, не давая лишних обещаний.
Я знаю, что примерно в это же время вы стали руководить ночным клубом, что это? Диверсификация бизнеса?
– У всех взрослых мужчин есть свои игрушки. По большому счету, любой бизнес – это тоже игрушка, игра. Если вы умеете создавать игру на своем игровом поле, придумывать для нее интересные правила, то ваш бизнес получается.
Клуб был такой игрушкой. Я пришел к владельцу с предложением взять клуб в аренду и работать. Сомнения были у него самого, у персонала, но они решились отдать его... (Смеется.) Поиграться.
Цель заработать тоже была, но моя вина в том, что она стояла на втором месте. А генеральная идея была показать городу, как можно отдыхать. Мы с партнером хотели сделать вечеринку в стиле нью-йоркского клуба Studio 54, клуб назвали «Привилеgия».
– Он проработал два года. Честно скажу, суперприбыли не было. Просто слишком велики были ежемесячные затраты на то, чтобы из андеграунд-клуба «Гараж» сделать вечеринку в духе Studio 54. Сегодня я понимаю, что начинать надо было не с этого. Нужно было снести стены и построить другой клуб. Через два года владелец здания просто продал его, резко возросла арендная плата, и мы отказались от этой идеи.
– Я думаю, все-таки нет. В жизни столько всего интересного, и столько хочется успеть сделать, что иногда думаешь, почему так мало часов в сутках? Мне хочется поучаствовать в создании приятного заведения с lounge-музыкой и живым исполнением, интересного диджей-бара.
– Сейчас нет такой необходимости, но я бы с легкостью взялся за стоящее дело – главное, чтобы это было мне интересно. А будет это туристическая фирма или производство пластмассовых крышечек для трехлитровых баночек или зубной пасты, или многотонные поставки металла – неважно. Пока я прикладываю все усилия, чтобы заниматься тем, чем я сегодня занимаюсь, на профессиональном уровне. Тот бизнес, который не развивается, умирает – это железное правило, и туристический бизнес не исключение.