Бизнес-игрок

Начав свою карьеру на телевидении осветителем, Стани­слав Похлебаев попробовал себя в самых разных бизнесах: от рекламного агентства до ночного клуба. В любом деле он руководствуется принципом

Начав свою карьеру на телевидении осветителем, Стани­слав Похлебаев попробовал себя в самых разных бизнесах: от рекламного агентства до ночного клуба. В любом деле он руководствуется принципом «бизнес – это как игра: должно быть интересно». Создать компанию-лидера на незнакомом рынке Станиславу помогло умение учиться на своих ошибках.
 досье

Станислав Похлебаев
Год рождения – 1968.
ОБРАЗОВАНИЕ: 1986-1987 гг. – ЧелГУ, филологический факультет.
КАРЬЕРА: 1989-1991 гг. – осветитель телерадиоцентра Комитета по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома.
1991-1993 гг. – телеоператор в ассоциации «Канал-ТВ».
1993-1995 гг. – руководитель телерадиокомпании ТВС. 1995 г. – работа в студии «Инфо-ТВ».
1996 г. – главный редактор телеканала «ДАШЕ».
1997 г. – руководитель рекламной службы ТВС.
2003-2005 гг. – совладелец ночного клуба «Привилеgия».
С 1997 г. – учредитель, директор туристической компании «РОЗА МИРА плюс».
Семья: жена, сын.
ХОББИ: путешествия, семья, lounge-музыка.

Свою первую зарплату Станислав получил в 14 лет, когда, будучи восьмиклассником, стал устраивать танцевальные мероприятия: вел дискотеки в школах, техникумах и на предприятиях. «Незаконное» предпринимательство, как характеризует эту деятельность сам Стани­слав, приносило неплохой доход – 25 руб. за один вечер. Уже тогда необходимость учиться конкурировала с возможностью самому зарабатывать деньги. Станислав признается, что последнее всегда брало верх. Этим объясняется и неоконченный филфак, после которого Станислав попал в армию.

Готовить почву для дальнейшей жизни Похлебаев стал еще в армии. Детская мечта о поступлении во ВГИК на режиссуру документального кино не осущест­вилась, но привела его на телевидение. Первая запись в трудовой книжке свидетельствует о том, что начинал Станислав осветителем в телерадиоцентре Комитета по телевидению и радиовещанию Челябинского облисполкома, где проработал более двух лет. За это время он освоил работу корреспондента и режиссера на пульте телевидения.

Телевидение на коленке

В 1991 г. в Челябинске появился первый негосударственный канал. Персонал для нового телевидения набирал руководитель ассоциации «Канал-ТВ» Сергей Попов, он и предложил Станиславу поработать телеоператором. Это была первая карьерная ступенька будущего бизнесмена.

– Было замечательно, потому что появилась перспектива реализоваться, поучаст­вовать в становлении телевидения. Я благодарен Сергею Владимировичу, который развивал в нас самостоятельность. Время было дикое для всей страны, телевидение делалось фактически на коленке. Нет картинки? Брали листочек бумаги, рисовали на нем ручкой, карандашом или фломастером и показывали это в эфире. Это и было коммерческое телевидение.

Практически на чистом энтузиазме коллектив канала скоро вырос в отдельное творческое объединение, которое работало в рамках телеканала. Один день эфирного времени принадлежал исключительно им. Подростковый опыт музыкального ведущего пригодился Станиславу при создании телевизионной программы о музыке.

– Это был творческий проект, который вырос потом в телерадиокомпанию ТВС. Передача о музыке включала и переводные программы, и музыкальные обзоры. Нам удалось тогда реализовать многокамерную съемку концертов, для того времени очень сложный проект. Тогда же мы устраивали телеигру для зрителей в прямом эфире. Рейтинг обеих программ был одним из самых высоких в Челябинске.

Почему вы ушли оттуда?

– Телевидение коммерческое, мы стали зарабатывать деньги, и Сергей Владимирович предложил оформить эти отношения официально – мы организовали компанию, зарегистрировали юридическое лицо и заключили договор о партнерстве с ассоциацией «Канал-ТВ». Нам давали эфирное время в рамках вещания канала, мы готовили программы и продавали рекламу.

Новую компанию вы организовали в партнерстве?

– Да, но руководителем сформированной компании был я. (Смеется.) Так получилось. Я не боялся этого, но и не скажу, что сильно стремился. Нас было трое: я, Азат Галеев и Игорь Сиркин. Идея о партнерстве зародилась сама собой. Азат – профессиональный звукорежиссер, шоумен, Игорь занимался техническими вопросами, а я взял на себя административные функции: у меня хорошо получалось налаживать контакты, заниматься внешней политикой, связями с общественностью. Других вожаков не было, и приходилось руководить. (Смеется.)

В середине 90-х учредителями было принято решение реструктурировать телеканал, вещание было переформатировано, и 1 мая 1995 г. на 23-м канале официально начала работу негосударст­венная телерадиокомпания «Восточный экспресс». По словам Станислава, родился отличный городской канал, однако для их творческого объединения ситуация была критической.

Спасло то, что они были уже известны в среде телевизионщиков. Когда в 1996 г. в Челябинске образовался еще один негосударственный канал «ДАШЕ», ребята получили предложение возглавить его редакцию и наполнить вещание программами собственного производства.

– Учредитель канала зарабатывал день­ги тем, что продавал рекламу. Чтобы ее смотрели, ему нужно было заполнение эфирного времени. Предложение было просто «шоколадным», но мы долго думали, потому что понимали ответственность, которая ложится на нас: «ДАШЕ» – 12-й метровый канал, и ему обеспечен уверенный прием во всем Челябинске. Это была еще одна ступенька карьерной лест­ницы – и моей, и всей компании.

Коллектив Станислава Похлебаева работал по-прежнему в рамках компании ТВС, но уже на профессиональном уровне. Компания росла, а о том, что телеканал востребован, свидетельствовали высокие рейтинги.

У вас уже накопился достаточный опыт работы на телевидении, не возникала мысль о создании своего телеканала?

– Мысль возникла, но слишком поздно, когда уже много сил уходило на производство телепродукта. Тогда партнерст­во казалось нормальным, устраивало всех, хотя, когда телеканал не твой, в любой момент вещатель может сказать: «Я меняю программу, меняю редакцию, до свидания!» Однажды так и произошло. Владелец принял решение продать телекомпанию, новый хозяин о сотрудничест­ве с ТВС даже не думал.

Три рекламные площадки

Как и много раз потом, крутой поворот в карьере Станислава обеспечили старые знакомства. Еще в 1992 г. Станислав сотрудничал с московским рекламным агентством «Юнитон-Максимум», входящим в холдинг Сергея Лисовского. В этой компании г-н Похлебаев покупал фильмы, с ней работал во время предвыборной кампании Бориса Ельцина.

В переломный момент Станиславу позвонил сотрудник из «Юнитон-Максимум» и предложил заняться продажами рекламы. Опыт подобной работы уже был, поэтому Станислав согласился: «Я сказал, что буду продавать его рекламу, а потом поинтересовался, где же ее продавать. Он мне ответил: на первом канале, на ОРТ. Я от удивления чуть со стула не упал!»

Эта работа в корне отличалась от того, чем вы занимались. Почему вы отказались от собственных программ?

– Для собственного продукта в то время мы просто не нашли место сбыта. Не было такой практики, чтобы отдельная компания производила продукт, а какой-то телеканал его покупал. Слишком рано мы появились на свет, поэтому вся работа ТВС была сведена к функции рекламного агентства, которое производило и размещало рекламу на первом канале. Позже мы подключили второй ресурс – точно такие же рекламные ставки на НТВ. Еще через пару лет привели в Челябинск питерское радио «Модерн» и организовали здесь его вещание.

Запросто так привели радио из Петербурга?

– Мы знали, что радио «Модерн» ищет партнеров в регионах. Им было интересно увеличить зону своего вещания, для этого нужен был представитель, которым и стала наша компания. Радио «Модерн» получило лицензии на вещание, а мы обеспечили оборудование и получили возможность продавать всю рекламу на радио.

Таким образом, компания ТВС успешно работала на трех рекламных площадках: ОРТ, НТВ и радио «Модерн». Однако примерно в тот же период начало выход в регионы московское рекламное агент­ство «Видеоинтернешнл». Как вспоминает Станислав, задача компании была захватить 60% рынка телерадиорекламы: «Все, что им не удавалось продавать напрямую, они продавали под агентские договоры. То есть была возможность прийти к ним, как в супермаркет, и разместить рекламу сразу на всех телеканалах – идея шикарная. Ее поддержал министр связи, но компании ТВС, как и агентствам других регионов, она не дала жить». В течение трех лет ТВС рассталась со всеми тремя площадками. Последним ресурсом была реклама на «Модерне», но учредитель перепродал всю сеть вещания другому радио.

Компания была закрыта?

– Нет, ТВС существует и сегодня, это студия по производству телевизионного и радиопродукта, только без своих площадок, без собственных видеоресурсов. Я по-прежнему ее учредитель.

Путевка в туризм

Процесс передачи рекламных площадок шел параллельно с освоением нового направления бизнеса – туристического. Еще в 1996 г., случайно попав в ознакомительную поездку в Израиль, которую турагентства организуют для своих сотрудников, он задумался о создании собственной компании. Вместе с партнером Станислав организовал турфирму «РОЗА МИРА плюс».

– Баловство, конечно, но я тогда думал: «Буду путешествовать чаще и дешевле!» (Смеется.)

Почему вы расстались с партнером?

– Инициатива создания компании была его, я согласился: хорошо, ты руководи, а все, что нужно, обеспечу я. То есть фактически компания была создана на мои деньги, а возглавил ее он. В его работу я не вмешивался, до тех пор пока не столкнулся с тем, что компания не платит по счетам. Тогда я решил посмотреть, что происходит. (Смеется.) Посмотрел. У компании были долги по зарплате, по парт­нерским договорам. Я сказал, в чем его ошибка, но он не согласился со мной, мы поссорились и разошлись.

Это был конфликт интересов?

– Моя ошибка была в том, что я подписал договор о создании предприятия 50 на 50, и этот человек, не вложив ни копейки собственных денег, был соучредителем. Когда мы стали расставаться, он потребовал половину. На бумаге было одно, а де-факто – совсем другое. Получилось так, что у меня осталась туристическая компания, обязательства перед персоналом и долги, которые надо было возвращать.

Почему вы решили продолжить, на первый взгляд, убыточный бизнес?

– Во-первых, я не считал его убыточным, во-вторых, как истинный джентльмен, я решил, что должен «жениться». В 1999 г., возглавив туристическую компанию, я подумал, что если я потратился на эту фирму, то вложу в нее еще силы, финансы, верну все долги и сохраню лицо перед партнерами и клиентами. Но раз уж пришлось вникнуть в бизнес, я посчитал это определенной диверсификацией и окунулся в него с головой.

В чем причина успеха на совершенно незнакомом для вас рынке?

– Начал с того, что сел за бумаги и стал читать законодательные акты о туризме. Научиться можно всему, и абсолютно неважно, какое направление бизнеса вы развиваете: можно с неменьшим успехом продавать металл вагонами либо гвозди банками или воспитывать детей в школе. Вопрос ведь в том, любить или не любить свое дело.

Станислав вспоминает, что по результатам исследования 2003-2004 гг. «РОЗА МИРА плюс» заняла первое место в рейтинге узнаваемости туристических фирм. Хотя сейчас игроков на туристическом рынке стало больше, г-н Похлебаев не сомневается, что компания входит в десятку лидеров.

За счет чего удается держать такие позиции?

– Наша компания существует на рынке уже десять лет, благодаря этому накоплен значительный опыт. И, хотя в туризме продаются услуги третьих лиц, мы даем стопроцентную гарантию качества. Методом проб и ошибок мы находим партнеров, в которых уверены.

Туристический бизнес информационно очень емкий, важно обладать полными сведениями. Если информация по какому-то направлению нужна нашему клиенту, то мы ее найдем, выкопаем и доставим, даже если это тур в Папуа-Новую Гвинею. Своим клиентам мы говорим правду и продаем то, что есть на самом деле, не давая лишних обещаний.

Игрушки бизнесмена
Я знаю, что примерно в это же время вы стали руководить ночным клубом, что это? Диверсификация бизнеса?

– У всех взрослых мужчин есть свои игрушки. По большому счету, любой бизнес – это тоже игрушка, игра. Если вы умеете создавать игру на своем игровом поле, придумывать для нее интересные правила, то ваш бизнес получается.

Клуб был такой игрушкой. Я пришел к владельцу с предложением взять клуб в аренду и работать. Сомнения были у него самого, у персонала, но они решились отдать его... (Смеется.) Поиграться.

Цель заработать тоже была, но моя вина в том, что она стояла на втором месте. А генеральная идея была показать городу, как можно отдыхать. Мы с партнером хотели сделать вечеринку в стиле нью-йоркского клуба Studio 54, клуб назвали «Привилеgия».

Сколько просуществовал клуб?

– Он проработал два года. Честно скажу, суперприбыли не было. Просто слишком велики были ежемесячные затраты на то, чтобы из андеграунд-клуба «Гараж» сделать вечеринку в духе Studio 54. Сегодня я понимаю, что начинать надо было не с этого. Нужно было снести стены и построить другой клуб. Через два года владелец здания просто продал его, резко возросла арендная плата, и мы отказались от этой идеи.

Окончательно?

– Я думаю, все-таки нет. В жизни столько всего интересного, и столько хочется успеть сделать, что иногда думаешь, почему так мало часов в сутках? Мне хочется поучаствовать в создании приятного заведения с lounge-музыкой и живым исполнением, интересного диджей-бара.

Вы готовы сейчас развивать совершенно новое для себя направление бизнеса?

– Сейчас нет такой необходимости, но я бы с легкостью взялся за стоящее дело – главное, чтобы это было мне интересно. А будет это туристическая фирма или производство пластмассовых крышечек для трехлитровых баночек или зубной пасты, или многотонные поставки металла – неважно. Пока я прикладываю все усилия, чтобы заниматься тем, чем я сегодня занимаюсь, на профессиональном уровне. Тот бизнес, который не развивается, умирает – это железное правило, и туристический бизнес не исключение.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.