«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц

«Люди не понимают, из чего складывается цена за чашку кофе. Хорошее зерно обходится дорого. А есть в городе кофейни, где все напитки — по шестьдесят рублей. Аудитория не готова».

«Дело не в кофе» – кофейня в центре города для фрилансеров, студентов и творческой молодежи. Спустя год после открытия первого заведения появилась еще одна точка на Комсомольском проспекте с чуть измененным форматом. О том, как открыть востребованное заведение на конкурентном рынке и в чем секрет успеха, если дело не в кофе, в интервью DK.RU рассказала совладелица кофейни Дарья Скалина.

Кофейня — это ваш первый опыт в бизнесе?

— Да, это семейный бизнес. Кофейню мы открыли вместе с мужем, и это новое для нас направление. Мы максимально далеки от маркетинга, бизнеса, даже по учёбе никак с этим не соприкасались: я по образованию журналист, а муж — тренер. Он профессионально играл в хоккей всю жизнь и никогда не сталкивался с коммерческой, экономической или бухгалтерской сферой. Открытие собственной кофейни было, скорее, творческим порывом, чем осознанным решением. Просто в один момент захотелось всё бросить и удариться в творчество.

Разве бизнес – синоним творчества?

— Да, бизнес — это в первую очередь творчество. Это сейчас мы уже вникаем во все экономические процессы. Быть бизнесменом — значит решать разноплановые нестандартные задачи. Огромное количество нестандартных задач! От «забить гвоздь» и «прикрутить полочку» до серьезных бухгалтерских вопросов. Не могу сказать, что всегда была творческим человеком, просто в какой-то момент профессия столкнула со смежными направлениями: я набиралась опыта в SMM, в Stylish2010, а сейчас работаю в 12storeez. Столько моментов и встреч было в жизни, которые наталкивали на мысль: почему не могу сделать что-то своё, творческое?

«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц 1

В кофейне интересный дизайн интерьера. Кто придумал проект?

— Все полностью делали сами: во-первых, не было лишних денег, чтобы привлечь профессионального дизайнера, а во-вторых, мы четко представляли будущий интерьер. Он должен был быть простым, понятным, светлым, просторным, никаких кричащих рисунков на стенах! Европейский формат to go и небольшая посадка. А для кофейни на Комсомольском проспекте уже заказывали специальный проект. За каждый цвет стен так переживала! Там удалось воплотить больше интересных решений, до которых я своим умом не дошла бы.

Кто главный в семейном бизнесе? Как обязанности распределяете?

— Всё достаточно просто распределяется: бухгалтерский учет — на муже, он занимается всеми финансовыми и техническими вопросами: оборудованием, закупом. Я отвечаю за персонал, маркетинг и продвижение.

А почему решили открыть именно кофейню?

— Не могу сказать, почему всё началось именно с кофе. Мы с мужем не заядлые кофеманы, кофе не тот напиток, который бы мы боготворили. Была идея создать интересное пространство. Фотостудия — скорее нет, чем да, потому что в Челябинске мало помещений, которые можно было бы переоборудовать под классную студию. Какое-то место для проведения мероприятий — тоже нет, не моё. И мы подумали про формат кофейни. Мы долго жили на юге и видели там много классных заведений, в которые люди приходили, чтобы отдохнуть, пофотографироваться, позаниматься творчеством. И вот так возникла идея открыть именно кофейню.

Как выбирали название?

— Оно возникло практически сразу. Причем именно на русском языке. Сейчас слишком большое засилье разных кофеен, которые называются «Кофе…» и что-то на английский манер. Постепенно владельцы отходят от этого — все стремятся русифицироваться. Хотелось, чтобы название было понятным: во-первых, люди видят на вывеске «кофе» и сразу ясно, что это кофейня. И хотя на вывеске указано, что дело не в нем, это не говорит о том, что мы воспринимаем кофе как нечто неважное. Как раз в этом плане всё хорошо. Сейчас мы находимся на этапе регистрации названия, и это будет сертифицированный товарный знак.

Вы упомянули об открытии второй кофейни на Комсомольском проспекте. Какая из точек развивается динамичнее?

— На северо-западе, как ни странно, старт был быстрее, чем в свое время в центре города, на ул Советской. Возможно, потому что тогда о нас ещё никто не знал, пришлось активно заниматься продвижением. А здесь мы практически ничего не делали, не было на это ни сил, ни времени. На новом месте был классный интерьер, люди часто фотографировались, выкладывали посты в соцсетях, и это очень круто сработало как реклама! Для кофейни на Комсомольском мы еще не доработали до конца формат. Не буду все секреты раскрывать, но там планируется не только кофе, но и еда, и другие напитки — такой немного питерский формат. У этой кофейни огромный потенциал, помещение большое. Но «Дело не в кофе» как уютное пространство для фрилансеров, студентов, просто творческих людей здесь по-прежнему остается.

«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц 2

Кофейня ориентирована на молодую аудиторию?

— Аналитика показывает: 16-32 — это возрастной контингент, отражаемый по подключениям wi-fi. Да, это молодежь. Раньше были в основном девушки, которые любят фотографироваться, но постепенно аудитория выравнивается, приходит много и парней-студентов. Люди, которые живут неподалеку, фрилансеры нередко используют кофейню как офис, место для рабочих встреч.

– Если говорить о потреблении кофе: сейчас создается отдельная кофейная культура со своими особенностями…

— Да, к счастью, мы к этому приближаемся. В Челябинске кофе как напиток пока еще недооценен. В Москве, Питере кофе уже стал фетишем, там стремительно развивается бизнес, проводятся интересные кофейные мероприятия. Даже Екатеринбург уже намного вперед ушел. Мы изначально стремились продвигать кофейное дело: проводить каппинги, привозить гостевое зерно. И делаем это, но народ пока не воспринимает. Несколько владельцев кофеен в Челябинске — настоящих энтузиастов, которые продвигают культуру кофе, но пока приходится тяжело — аудитория не готова.

Люди не понимают, из чего складывается цена за чашку кофе. Хорошее зерно обходится дорого. А есть в городе кофейни, где все напитки — по шестьдесят рублей.

Постепенно ценителей, которые различают нюансы вкуса, станет больше. Но пока преобладают не слишком взыскательные: «Ещё добавьте, пожалуйста, три капли ванильного сиропа, пять кокосового»… Это же гасит вкус кофе! Мы пошли немного другим путём — избавились от химозных сиропов, варим сами. Если кто-то хочет напиток с сиропом — есть карамель и лаванда — это всё, что получилось приготовить из натуральных ингредиентов. Хотя клиенты постоянно спрашивают: «А где орехи?», «Где мята?». Но натуральная мята тут же свернёт молоко в капучино. А мы — за натуральное, такая идеология.

А что, кроме зерна, влияет на вкус напитка? Важно, например, какой марки кофемашина?

— Да, и это тоже. Классная, дорогая, новая кофемашина варит действительно хорошие напитки. На Советской мы делали большую ставку именно на неё, и весь интерьер выстраивали вокруг кофемашины. Мы были от неё в восторге! Как визуально, так и от вкуса напитков. А для кофейни на Комсомольском проспекте приобрели стандартную, но очень популярную модель. Нацелены на большой поток, поэтому важна стабильность. Это определенный эксперимент, самим интересно сравнить и понять, на что стоит делать упор: на новые технологии или проверенную классику.

«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц 3

Сейчас в городе сдается большое количество площадей в аренду. Означает ли это, что тот, кто планирует запустить стартап, легко найдет хороший вариант?

— Большое количество? Я бы не сказала... В Челябинске очень маленький рынок. Найти помещение для заведения с хорошим светом и видом из окна, чтобы вывеску было хорошо видно с улицы, с нормальной парковкой, кухней и складом — сложно. Мы полгода искали место. Любое. Необязательно центр. Северо-запад — тоже район достаточно популярный. Раньше казалось, что Советская не совсем активная улица, а сейчас мы обросли классными соседями: IQONS, ланчерия «Дарвин», несколько классных магазинов, крутая цветочная мастерская. Это творческое пространство! Улица немного напоминают Питер: всё очень красиво подсвечивается вечером, атмосферно. Знаю, что огромное число желающих постоянно находятся в поиске и хватаются за любую возможность, даже если приходится полностью переделывать помещение. Поэтому каждый новый дом нарасхват. Сейчас строится «Башня Свободы», все очень ждут. Скорее всего, там будет современно, ново, красиво.

На что в первую очередь стоит обращать внимание стартаперам?

— Главное — не бояться, потому что сложным все кажется только в начале. Само слово «бизнес» ассоциируется с чем-то суровым, серьезным, куда лучше не лезть. На самом деле нет! Бизнесменом может стать кто угодно, нужно просто немного посёрфить Интернет, найти все необходимые данные о налоговой, о документационной части. И заниматься творчеством. Мне сначала казалось, что это нереально: как в 90-е — все чего-то боятся… «Это же вложения, а вдруг всё потеряешь!» Ну, купишь оборудование, не пойдут продажи — уйдёшь в другую сферу. Ничего страшного! Сейчас время возможностей: всё можно пробовать, особенно в молодом возрасте. Особенно в Челябинске! Привозить идеи из заграницы, из столицы, делать город лучше. Деньги — в регионах, зря все едут в столицу: у людей и здесь есть запросы, и здесь ещё нет такой жесткой конкуренции. Так что рекомендую попробовать. А если не получилось — пробовать снова. Хотя я та ещё трусиха!

В продвижении вы сделали ставку на социальные сети. Сама ведете аккаунт в инстаграме?

— Да. Не могу доверить профиль никому. Посты не отличаются завидной регулярностью, но в них моя душа, потому что я выкладываю только то, что искренне нравится. Обожаю гостей за классный контент: успевают снимать всё и делают это профессионально. Продвижением тоже пока занимаюсь сама. Если вдруг придет толпа людей, их просто некуда будет рассадить. Для начала необходимо оборудовать новые посадочные места.

В Челябинске были интересные заведения, которые, несмотря на свою популярность, недолго продержались на рынке. Почему так происходит?

— Многие проекты проваливаются сразу, еще на этапе выстраивания концепции. Есть заведения, которые позиционируются как семейные, но при этом в интерьере — сплошной мрамор и вычурные детали. Мы же себя видим как инстаграмное, красивое место для творческих людей, фрилансеров, недорогое, где можно быстро перекусить. Концепция понятна, проста, и приходит именно та аудитория, которой это интересно. Еще момент: многие считают, что социальные сети и маркетинг — это последняя строка расходов. Да это самая важная строка! Почему-то люди недооценивают бесплатные инструменты продвижения, которые находятся на поверхности.

Мы нисколько не потратили на рекламу. Здесь важны творческие вложения, умение найти подход. В каждой сфере есть крутыши-профессионалы.

Нам, к примеру, было не стыдно пойти к Игорю Линнику и предложить: «Давайте скооперируемся». Из цветочной мастерской каждую неделю приносят композиции, в кофейне всегда красиво. Гости приходят и фотографируют. Не стыдно было прийти к Loft28 и сказать: «Давайте мы будем вашим гостям варить кофе, а вы просто разложите в магазине наши листовки». Не знаю, почему все этим не пользуются…

Причина, по которой многие заведения закрываются: о них просто не знают! Третья важная составляющая — лояльность. Клиент всегда прав.

Есть планы по расширению бизнеса?

— Для начала нужно кофейню на Комсомольском проспекте довести до кондиции. При этом есть ещё как минимум три концепции под нашим же брендом, но немного другие, с уникальным торговым предложением в каждой. Есть вариант еще одной кофейни для Челябинска, а дальше хотели бы попробовать выйти на другой рынок. И это точно будет не столица. Возможно, Ростов или Екатеринбург, который близок как по настроению людей, так и по уровню жизни, еще есть несколько вариантов. Но насовсем из Челябинска точно уезжать не собираемся.

 

Наталья Алексеева

Самое читаемое
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.