Аудиторы увлеклись креативом

Аудиторский рынок Челябинска до сих пор не оправился от удара, нанесенного мировым финансовым кризисом. Несмотря на то, что количество проверок уже не падает, как в 2009 г., а число клиентов даже н

Рынок аудиторских услуг больше не растет так динамично, как до кризиса. Чтобы увеличить объемы бизнеса, аудиторские компании активно ищут новые перспективные ниши.

Аудиторский рынок Челябинска до сих пор не оправился от удара, нанесенного мировым финансовым кризисом. Несмотря на то, что количество проверок уже не падает, как в 2009 г., а число клиентов даже начало расти, большой радости (в виде растущего дохода) аудиторам это не приносит. Например, в КГ «Партнер» выручка от классического аудита в 2010 г. осталась на уровне 2009 г. Как констатирует к. ю. н., управляющий партнер КГ «Партнер» АЛЕВТИНА БЕЛЕШОВА, цены на аудиторские услуги все еще остаются низкими из-за последствий кризисных явлений и низкой платежеспособности компаний. Поэтому существенного роста рынка по итогам этого года эксперты не ожидают.

Аудит перестал быть высокооплачиваемой услугой
В 2009 г. челябинский рынок аудита просел примерно на четверть по сравнению с 2008 г. (а до этого рос на 30-40% в год). Аудиторы лишились как минимум 15% заказчиков. Вдобавок многие клиенты отказались от промежуточных (полугодовых или девятимесячных) проверок. Безусловно, потребность в аудите сохранилась, только вот ту же работу аудиторам теперь приходится делать за меньшие деньги. В АКГ «АВУАР» замечают, что в сегменте госзакупок, например, среднее падение составляет порядка 50% от начальной цены контракта. В разгар кризиса такие «скидки» объяснялись сокращением денежной массы у заказчиков, а сейчас— в большей степени клиентской привычкой. «Аудит перестал быть высокооплачиваемой услугой,— пожимает плечами партнер компании LAconsulting ТИМОФЕЙ КОТЛЯРОВ.— В кризис многие наши коллеги пошли по пути снижения стоимости, а чтобы вернуть ценник на круги своя, потребуется гораздо больше времени. Клиент уже привык, что может получить услугу за меньшие деньги».
Тревожат аудиторов и грядущие поправки в федеральном законодательстве, согласно которым от обязательного аудита будет освобожден малый бизнес с выручкой до 400 млн руб. и активами до 160 млн руб. (сейчас под обязательный аудит попадают компании с выручкой от 50 млн руб.). «Уже сейчас можно сказать, что из-за увеличения планки челябинские компании могут потерять около 60% своих клиентов. В целом по России этот показатель может достичь 80% заказчиков в регионах»,— уверяет исполнительный директор ЗАО АФ «Аудит Консалтинг Центр» ОЛЬГА ЕРМОЛАЕВА.
Раз платежеспособный спрос на классический аудит упал, компании активно занялись диверсификацией услуг. Показательно, что в ряде компаний аудит уже не приносит и половины выручки. Например, раньше в группе «АВУАР» доля классического аудита в общей структуре выручки всегда была в районе 60%, а в этом году— только 40%. Старший партнер компании АЛЕКСЕЙ ОВАКИМЯН подчеркивает, что такие изменения закономерны: «Для нас аудит— это элемент диагностики бизнеса, по результатам которого можно предложить целый пакет мер: оценку, консалтинг, юридические или бухгалтерские услуги. Я считаю, что для такой концепции, как наша, соотношение 1/3 выручки от аудита и 2/3 от сопутствующих услуг— это оптимально».
Тренд по развитию допуслуг охватывает не только старейшин, но и относительно молодых участников рынка. В портфеле услуг компании LAconsulting, которая работает на рынке только третий год, помимо аудита, есть бизнес-обучение, бухгалтерский и юридический консалтинг, семинары для акционерных обществ, в том числе с участием руководителей ФСФР. А сейчас компания занялась развитием бухгалтерского аутсорсинга. «Многие наши клиенты, у которых есть стремление создавать новые компании, не раздувая при этом штат бухгалтерии, были заинтересованы в этой услуге, и мы за нее взялись. Рынок бухгалтерского аутсорсинга широк, и работы хватает всем»,— комментирует Тимофей Котляров.
Примечательно, что всплеск спроса на некоторые дополнительные услуги был спровоцирован тем же самым кризисом, что отнял часть дохода от аудиторской деятельности. В частности, возрос интерес к финансовому анализу и консалтинговым спецпроектам по оптимизации издержек. «Все стали считать свои расходы,— улыбается генеральный директор компании «АФиНА» ИРИНА НОВИКОВА.— Хотя по большому счету это должно быть интересно всегда. Но именно кризис заставил более внимательно посмотреть на структуру себестоимости предприятия». Усилилось внимание и к кадровому консалтингу. В компании «Листик и партнеры», которая занялась этим направлением в 2010 г., поясняют: поскольку рынок труда сегодня весьма подвижен, а качественного специалиста собственными силами найти непросто, этот вид услуги очень востребован, особенно в части поиска и аттестации бухгалтеров и финансовых аналитиков.
В ГК «ВнешЭкономАудит» подмечают, что в 2009-2010гг. они наблюдали стабильный рост выручки по бухгалтерскому и налоговому консалтингу. По данным ТОП-листа «ДК» (№16/17 от 30.08.10 г.), сейчас на налоговом консалтинге крупнейшие аудиторы суммарно собирают почти треть выручки (в 2008 г.— менее 10%). Кроме того, клиенты стали чаще обращаться за услугой «налоговый аудит». Так компании, в частности, хотят минимизировать риски перед налоговыми проверками, уточняет заместитель генерального директора ГК «ВнешЭконом­Аудит» НАТАЛЬЯ ТОПОРИКОВА. Также, по ее словам, внимание повысилось к услуге Due Diligence— комплексному аудиту в интересах покупателя или инвестора для выявления «подводных камней».
Хорошие перспективы у юридического направления. «Безусловно, юристы надолго обеспечены большим объемом работы. Сейчас в консалтинговых компаниях именно юридический консалтинг лидирует в портфеле заказов»,— делится наблюдениями старший партнер компании «Листик и партнеры» ЖАННА ЛИСТИК. В группе «АВУАР» в свою очередь указывают, что усилилась популярность юридических услуг в части взыскания задолженности. В разы увеличилось количество проектов, связанных с процедурой банкротства. Показательно, что в сентябре этого года «АВУАР» расширила юридическое направление, объединившись с фирмой «Аквитенс» Константина Игонина (в прошлом одного из руководителей компании «Листик и партнеры»). Штат юристов группы увеличился в два раза. Алексей Овакимян рассчитывает, что объем работы по юруслугам в результате синергетического эффекта возрастет троекратно.
Аудиторы изобретают новые продукты
Уже практически все крупнейшие аудиторские компании включили в свой пакет предложения традиционно сопутствующие аудиту услуги, такие как консалтинг, юридическое сопровождение сделок, бухгалтерский аутсорсинг. Но поиск новых продуктов продолжается. Так, компания «АФиНА» осенью этого года занялась обучением и сертификацией специалистов кадровых служб. По рассказу Ирины Новиковой, идея родилась, благодаря богатому опыту аудиторских проверок: «Мы увидели множество ошибок в оформлении трудовых договоров, иных первичных документов. А расходы на оплату труда всегда тема животрепещущая. Так как сертификация это достаточно сложный процесс, мы решили, что для специалиста будет двойная польза: получить (обновить) знания, а затем уже сдавать экзамен. В конце сентября прошли первые занятия с последующей сертификацией».
Другим новым продуктом «АФиНЫ» в этом году стал анализ финансовых схем. Его появление в компании объясняют тем, что изменение законодательства в части повышения страховых платежей спровоцировало появление различных «рационализаторских» схем, внедряемых по принципу «сделаем, а потом посмотрим результат». «Люди кинулись в схемы совершенно бездумно, не видя ни экономической составляющей, ни налогового риска. На успех нашей услуги мы рассчитываем именно потому, что предлагаем предварительную проверку: насколько та или иная схема безопасна, и каким может быть финансовый результат от ее использования»,— уточняет г-жа Новикова.
А вот в LAconsulting поступают заказы на поиск хищений. Как рассказывают в компании, обращаются, как правило, собственники бизнеса либо топ-менеджеры, у которых есть подозрения, что сотрудники злоупотребляют своими должностными полномочиями. «У нас уже выработана определенная система поиска, и мы либо подтверждаем случай хищения, либо показываем, что потери были обоснованы экономической ситуацией»,— поясняет Тимофей Котляров. При этом эксперт признает, что компания пока не формирует эту услугу как отдельно взятое предложение: «Пытаемся продвигать ее на входящих обращениях. Такую услугу очень сложно продавать, потому что до собственника не всегда доберешься, а людям на местах, если они злоупотребляют своим положением, безусловно, это не интересно».
В компании «Листик и партнеры» в 2010 г. запустили онлайн-семинары. По словам Жанны Листик, одно из преимуществпроекта — снижение затратной части по сравнению с обычными семинарами (что сказывается и на цене для слушателей). Кроме того, компания получила возможность приглашать интересных спикеров не только со всей страны, но и зарубежных аналитиков, а также значительно расширить аудиторию слушателей. Второе направление, которое стартовало в этой компании,— аудит ИТ-безопасности (уже выполнено несколько проектов). «Сейчас мы полностью выработали структуру работ по этому направлению, выбрали стратегического партнера. Считаю, это тема будущих нескольких лет. Сегодня безопасность информационного поля компаний— одно из наиболее уязвимых мест»,— уточняет Жанна Листик.
Совершенно новое для челябинского рынка направление— энергоаудит— в октябре запустила и группа «АВУАР». Для этого в штат компании было принято дополнительно шесть человек. По словам Алексея Овакимяна, затраты на оборудование составили около 500 тыс. руб., которые планируется окупить примерно через год. Уже есть первые клиенты, и идут звонки на перспективу: компании прощупывают почву. «Дело в том, что энергоемкость российской экономики ощутимо больше, чем в любой другой стране мира. В 2009 г. был принят 261-й закон (ФЗ «Об энергосбережении»,— Прим. ред), в соответствии с которым энергозатраты наших предприятий к 2015 г. должны уменьшиться на 40%. В связи с этим и появилось такое направление деятельности, как энергоаудит— способ выявить возможности для снижения энергопотребления за счет применения новых технологий, других источников питания, возможностей учета энергии»,— поясняет г-н Овакимян. По его словам, пока этот вид деятельности не популярен, о нем только говорят, но уже в 2011-2012гг. он будет весьма востребован. При этом предложение будет значительно отставать от спроса.
Универсализация чревата уходом узких специалистов
Раиса Юсупова аудитор, директор ООО «Аудит-Проф»
Тренд к расширению аудиторских услуг действительно существует. Тем не менее, мы выбрали другой путь развития. Мы не хотим браться за все, и предпочитаем вкладывать средства не в раскрутку новых направлений, а на совершенствование тех услуг, с которых мы начали еще в 1998 г.— аудит и налоговое право. Для нас дополнительный ресурс привлечения клиентов и решения сложных задач— наши партнеры: юристы, оценщики, арбитражные управляющие, специалисты по управленческому консультированию, с которыми мы работаем вот уже на протяжении 10 лет.
Челябинский рынок специалистов не такой уж большой, чтобы иметь штат высококвалифицированных специалистов буквально на всех направлениях. Образно говоря, местный рынок аудиторско- кон­салтинговых услуг не позволяет содержать «поликлинику». Кроме того, как показывает практика, как только специалист— мастер своего направления поднатореет в своем деле, он не задерживается в универсальной компании, а идет открывать свою специализированную фирму, четко заточенную под одно направление. А руководство универсальной компании начинает срочно искать замену «выбывшему специалисту», ведь вырастить своего далеко не всегда представляется возможным.
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.