Аудиторы ищут рецепты выживания

эксперты Алевтина Белешова управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер» Светлана Киселёва генеральный директор группы «ВнешЭкономАудит» Жанна Листик старший партнер компании «Листик и партне

Платежеспособность заказчиков падает от месяца к месяцу, и выручка аудиторских компаний идет на спад. Чтобы не потерять клиентов, аудиторы пересматривают ценовую политику и соглашаются на кредиты и взаимозачеты. Одним из основных трендов на рынке становится наращивание объемов бизнеса за счет максимальной диверсификации услуг.

эксперты
Алевтина Белешова
управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер»
Светлана Киселёва
генеральный директор группы «ВнешЭкономАудит»
Жанна Листик
старший партнер компании «Листик и партнеры»
Ирина Новикова
генеральный директор компании «АФиНА»
Алексей Овакимян
старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар»

Насколько упала цена на аудиторские услуги?
Где аудиторы ищут деньги?
Почему спрос на аудит будет расти?

Аудиторы почувствовали недоброе влияние мирового финансового кризиса одними из первых. «В октябре-ноябре у многих наших клиентов был шок. Те, кто попал в тяжелое финансовое положение, начали массово сокращать издержки, в том числе бюджеты на аудит», — вспоминает ИРИНА НОВИКОВА, генеральный директор компании «АФиНА». По ее словам, некоторые клиенты отказались от обязательной проверки и предпочли заплатить штраф налоговым органам, а изрядная часть тех, кто раньше заказывал проверку в два этапа (по полугодиям или за девять месяцев плюс четвертый квартал), решили проводить проверку в один этап, что немного дешевле. Кроме того, ряд компаний-заказчиков попросту свернул бизнес. «У нас был сорван контракт с крупной московской компанией. Мы работали с ними по Урало-Сибирскому региону, готовились к командировке, но получили звонок из Москвы: «Работы не будет, мы уходим из региона». Это была первая половина осени. Уже тогда мы поняли, что все будет очень серьезно», — рассказывает АЛЕВТИНА БЕЛЕШОВА, управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер».

Аудиторы меняют ценники

Рынок аудиторских услуг последнее время демонстрировал хороший рост — по 30-40% ежегодно. В этом году рынок не вырастет, полагают многие эксперты. По мнению Алевтины Белешовой, в сегменте классического аудита игроки и вовсе потеряют до 10% выручки. Конечно, потребность в аудите у подавляющего большинства клиентов пока сохраняется. «Многие руководители начинают работу с нами задолго до сдачи годовой отчетности. Возможно, только сейчас они начали осознавать важность аудиторской проверки», — предполагает ЖАННА ЛИСТИК, старший партнер компании «Листик и партнеры». Однако теперь ту же работу аудиторам зачастую приходится делать за меньшие деньги. «Денежная масса у предприятий уменьшилась, и многие клиенты говорят, что не могут себе позволить провести проверку на наших условиях», — замечает г-жа Белешова.

Заказчики просят снизить расценки, и аудиторы вынуждены менять цены. Ирина Новикова признается, что компания «АФиНА» для значительной доли клиентов снизила стоимость услуг. В группе «Партнер» готовы делать скидки для постоянных или просто интересных клиентов, а в группе «Авуар» клиентам, заказавшим обязательный аудит, предлагают бесплатную услугу антикризисного консалтинга. В компании «ВнешЭкономАудит» оставили ценники на уровне прошлого года. «Это было сделано для того, чтобы сохранить достигнутые в 2008 г. объемы выручки в условиях падающего рынка. Кроме того, чтобы сохранить качество, нам приходится пересматривать основные бизнес-процессы и технологии работы. В сегодняшних условиях для нашей компании определяющим становится повышение эффективности бизнеса, а также диверсификация услуг и разработка новых продуктов», — делится СВЕТЛАНА КИСЕЛЁВА, генеральный директор группы «ВнешЭкономАудит».

Другая проблема, с которой столкнулись аудиторы, — задержка платежей. «Дебиторская задолженность очень большая: сейчас нам должны примерно 10% годового оборота», — досадует АЛЕКСЕЙ ОВАКИМЯН, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар». В новой ситуации аудиторы вынуждены соглашаться на отсрочки, кредиты и взаимозачеты. «Мы полагали, что такие формы расчета, как взаимозачет, канули в лету, а оказалось, что нет», — приводит пример г-жа Киселёва.

Главным оружием борьбы за долю рынка становится диверсификация услуг

По мнению экспертов, падение платежеспособности предприятий увеличит долю формальных аудиторских проверок, которые заказываются за символическую плату. «Думаю, сейчас мы возвращаемся к негативным тенденциям конца 90-х гг., когда аудиторские заключения просто покупались. К сожалению, находятся фирмы, готовые выдать заключение без должной проверки. Это неприятно для компаний, которые дорожат своей репутацией», — сетует Алевтина Белешова. В то же время, как отмечают участники рынка, остается довольно большая доля клиентов, которым нужно вдумчивое заключение аудитора. Такие заказчики хотят видеть, какие налоговые и правовые риски у них существуют, что особенно актуально в кризисное время.

Несмотря на сложный период, в 2009 г. аудиторские фирмы планируют увеличить клиентскую базу. Так, в группе «Авуар» запланировали рост на 50% в течение года. Игроки намерены заполучить новых клиентов, во-первых, за счет тех, кто впервые будет заказывать аудиторскую проверку, во-вторых, за счет миграции клиентов из других фирм. Алексей Овакимян замечает, что сейчас даже небольшие компании, заинтересованные в качественном аудите, хотят получать заключения от фирм с именем, у которых своя структура, стандарты, методологии, внутренние регламенты и контроль качества. Эксперты полагают, что кризис — благодатное время для передела рынка. По словам Светланы Киселёвой, выживут те компании, которые могут принести клиентам реальную помощь: «Когда у людей не очень много денежных средств, они начинают тщательнее задумываться, куда их потратить». «Думаю, ряд небольших аудиторских компаний, не успевших приспособиться к изменениям и не имеющих финансовой подушки безопасности для того, чтобы пережить сложный период и сохранить кадровый состав, уйдут с рынка либо присоединятся к более крупным игрокам. Остальные займут освободившуюся долю рынка», — присоединяется Жанна Листик.

В условиях, когда денежная масса предприятий сокращается и цена на услуги аудиторов падает, участники рынка намерены наращивать объемы бизнеса за счет оказания максимально возможного количества услуг. «Раз мы не можем увеличить цену, будем увеличивать объем работы за счет повышения технологичности и широкого спектра услуг», — отмечает г-жа Киселёва. В новых условиях игроки готовы биться за каждого клиента, и сделать это проще, если заказчик, по выражению г-жи Белешовой, имеет возможность принести все свои проблемы в одну компанию. Г-жа Листик поддерживает коллег: «Комплексное обслуживание клиента — это то, на что мы, в частности, будем делать акцент. Наши клиенты получают полное сопровождение в течение финансового года (консультирование по вопросам учета, налогам, права, юридическую поддержку). Заказчику удобно доверять свои дела одной проверенной компании, к тому же он выигрывает в цене услуг».

Аудиторы прощупывают перспективные ниши

Соотношение доходов аудиторско-консалтинговых групп от аудиторских и консалтинговых услуг по итогам 2008 г. составило 40% на 60% (данные РА «Эксперт»). Алевтина Белешова предполагает, что в ближайшее время доля выручки от сопутствующих аудиту услуг будет увеличиваться. Во многих аудиторских фирмах отмечают, что спрос на консалтинг растет. Многих клиентов сейчас очень волнует вопрос, как снизить издержки. «Для собственников анализ затрат, а также вопросы, связанные с оптимизацией налоговой нагрузки, актуальны как никогда. За один месяц количество наших клиентов по направлению консалтинга выросло так же, как за шесть месяцев прошлого года», — констатирует Светлана Киселёва. В компании «Авуар» говорят, что с ноября прошлого года число заказов на антикризисный консалтинг увеличилось раза в два. «Раньше клиента не интересовали потери, которые казались ему незначительными. У нас был случай, когда по итогам аудиторской проверки выяснилось, что заказчик — достаточно крупное челябинское предприятие — потерял несколько сот тысяч рублей. Руководство предприятия решило, что из-за такой «мелочи» не стоит тратить время. Сейчас же у людей каждая копейка на счету», — подмечает Алексей Овакимян. Клиенты, стремящиеся сегодня сэкономить везде, где только можно, стали чаще обращаться в аудиторские фирмы по вопросам трудового коллектива (например, как сократить персонал, не нарушая закон), распоряжения непрофильными активами, налогового планирования, а также финансового анализа в части управления финансовыми потоками. «Объем услуг в сегменте финансового анализа деятельности компаний растет, — уверяет Жанна Листик. — Собственники демонстрируют несколько иной подход к реструктуризации бизнеса, чем раньше, оценивая каждое из направлений деятельности на эффективность работы. Актуальна оценка профессионализма и компетентности отделов бухгалтерии, структуры работы финансовых служб».

Сейчас для компаний очень важен риск-менеджмент: выявление потенциальных рисков и рекомендации, как действовать, чтобы в эти риски не свалиться, отмечают в группе «Партнер»: «Сегодня основная задача, которую ставят перед нами наши клиенты, — риск-менеджмент и помощь менеджменту в определении рисковых событий», — говорит г-жа Белешова. В компании «Авуар» ожидают, что у клиентов могут появиться и новые запросы, в частности, как в ситуации кризиса увеличить и сохранить доходы. «В этой области челябинские аудиторы достаточного опыта не имеют, так как проблема больше относится к маркетингу. Но все зависит от желания заказчика, если ему будет нужно, мы сделаем. В этом вопросе я не исключаю консолидации аудиторских фирм с профильными компаниями, занимающимися маркетинговыми услугами», — ожидает г-н Овакимян.

Часть экспертов уверена, что в условиях кризиса останется востребованным бухгалтерский аутсорсинг. «Некоторые предприятия, попав в финансовую ловушку, сейчас экономят на бухгалтере и отдают ведение бухгалтерского учета нам, чтобы за аналогичные деньги быть уверенными в правильности учета», — подчеркивает Ирина Новикова. Что касается сегмента бизнес-образования и обучения, то он, со слов г-жи Листик, сократился, однако, несмотря на это, компания «Листик и партнеры» продолжает проводить семинары на актуальные темы — акцент сделан на финансовый анализ, налогообложение и антикризисное планирование.

В группе «ВнешЭкономАудит» считают, что в новых условиях будет востребован владельческий (инициативный) аудит, заказываемый в том числе при смене директоров или бухгалтеров компаний: «Собственники понимают, что риски очень высоки, и потери в результате непроведения аудиторской проверки могут быть несоизмеримо большими, чем затраты на собственно аудит», — комментирует г-жа Киселёва. Спрос на налоговый аудит и ведение налоговых споров также сохранится, считают эксперты. «В сегодняшней экономической ситуации потребность в решении всевозможных проблем с налогами (вопросы правильности исчисления налогов, снятие налоговых претензий до суда) весьма высока. Сегодня налоговые органы довольно жестко подходят к проведению налоговых проверок. Налогоплательщики зачастую искренне верят, что у них все хорошо с точки зрения налогообложения, а после налоговой проверки получают огромные суммы к взысканию», — обращает внимание г-жа Белешова. Также, по ее мнению, не потеряет актуальности кадровый аудит — услуга, которая сегодня весьма востребована средним и крупным бизнесом. «Сейчас идет смена поколений в кадровом учете, а передачи знаний не происходит, отсюда серьезные нарушения в кадровой документации. Чтобы избежать претензий служб занятости и проверяющих органов, все больше предприятий будет обращаться к нам за помощью», — резюмирует г-жа Белешова.

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • У осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four SeasonsУ осужденного экс-владельца банка «Югра» хотят забрать пятизвездочный отель Four Seasons
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.