Аудитор с комплексом отличника
**************************************************************************************************************************************досье Светлана Киселёва Образование: 1995 г. – с отличием оконч
досье
Светлана Киселёва
Образование: 1995 г. – с отличием окончила Челябинский государственный университет, специальность «Экономическое планирование»
1996 г. – с отличием окончила Челябинский государственный университет, специальность «Финансы и кредит»
Карьера: 1991 г. – финансово-брокерская фирма «Алиса», главный бухгалтер
1995 г. – «Новая индустриальная компания», главный бухгалтер
1996 г. – «Аудит Классик», аудитор-эксперт
2001 г. – «ВнешЭкономАудит», генеральный директор
2002 г. – признана победителем всероссийского конкурса «Лучший аудитор России»
2003 г., ноябрь – стажировка в США по теме «Развитие аудиторской практики»
Семья: замужем, есть дочь
Хобби: музыка (игра на фортепиано), путешествия, горные лыжи.
Наличие двух экономических специальностей Светлана объясняет просто: еще в школе, когда она задумалась об образовании, выбор между консерваторией и экономическим факультетом пал в сторону более «рыночной» специальности. В постперестроечные годы специальность экономического планирования стала неактуальна, поэтому параллельно Светлана начала изучать финансы и кредит.
– У меня было хорошее время для вхождения в профессию. Закон о бухгалтерском учете появился только в 1991 г., тогда же начала выстраиваться налоговая система. Опыта работы ни у кого не было, его никто и не требовал. Мой первый директор (это была финансово-брокерская фирма «Алиса») пришел в университет и просто за руку поймал: «Вы знаете бухучет? Будете главным бухгалтером?» А мы шли как раз с лекции о бухгалтерском учете, и я ответила «да». Я подумала: раз другие могут, значит и я смогу.
Практика в реальной компании дополнила теоретическое экономическое образование. К 1994 г. Светлана не только училась на круглые пятерки сразу на двух специальностях, но и вела бухгалтерию шести предприятий, да еще и начала консультировать. В качестве главного бухгалтера она проработала до 1996 г.
– В определенный момент я пришла к генеральному директору и предложила – давайте займемся и другими видами деятельности, например, строительством? Дело в том, что профессию главного бухгалтера на тот момент я изучила досконально, и мне требовалось дальнейшее развитие. Поэтому, когда осознала, что директор не готов «бежать за главным бухгалтером», я начала искать компанию, которая будет удовлетворять моим амбициям.
Со своей новой профессией Светлана познакомилась в гостях у одногруппницы, Татьяны Севастьяновой, начав ходить на консультации к ее маме, Алевтине Севастьяновой, директору и учредителю компании «Аудит-Классик», и понемногу присматриваться к профессии аудитора.
– Мне безумно понравилось то, что она делала. Аудитор – вроде бы то же самое, что и бухгалтер, требуется знание тех же законов, но каждая проверка – это новый объект, новая жизнь. В аудите воплотилось все то, о чем я мечтала. Это и необходимость постоянного профессионального роста, и возможность передавать знания людям – сотрудникам, клиентам, и, наконец, это авторитет мнения аудитора, от решения которого зависит очень много.
В мае 1996 г. Светлана перешла в «Аудит-Классик» и начала работать помощником аудитора. А уже через год она самостоятельно проводила проверки крупных предприятий.
Когда вы решили создать собственный бизнес?
– Опять повторилась ситуация с разговором с собственником и предложениями по развитию компании. У меня все шло как по западным учебникам – пять лет прошло, надо что-то менять в жизни, двигаться дальше. Я знала, что могу больше. И тогда же осознала две вещи: первое – если работать в России, то нужно работать на себя, а второе – человек должен состояться к 33 годам. А меня просто эксплуатировали за оклад, и я понимала, что в рамках чужой компании никак не улучшу свое положение. Я нашла единомышленников, и мы покинули «Аудит-Классик».
Как отреагировали на ваш уход собственники?
– Они понимали, что мы создаем конкурирующую компанию, поэтому расставались мы тяжело. Я даже по себе сужу – когда сотрудник уходит к конкурентам, мне это как ножом по сердцу. Тогда мы решили, что не будем переманивать клиентов и создадим компанию с чистого листа. Первый год был самый сложный из-за ограниченного бюджета и отсутствия заказчиков. Мы не пользовались ничьей помощью, никакими кредитами. Минимальный капитал позволил снять комнату в Челябгипромезе, там были три стола, три компьютера и мы – такие красивые и умные. (Смеется.)
Почему вы решили привлечь партнеров, а не открывать компанию самостоятельно?
– Поскольку уже тогда мы решили создать многофункциональную компанию, то сразу разграничили зоны ответственности с учетом накопленного к тому времени опыта: Татьяна Лобко взяла на себя бухгалтерский и налоговый консалтинг, Татьяна Апалькова – юридическое направление, а мне остался аудит и общее управление компанией. Я уверена, что руководитель аудиторской фирмы должен и сам быть квалифицированным аудитором. Если еще четыре года назад такое почти не встречалось, то сейчас внесены изменения в закон об аудиторской деятельности, и топ-менеджеры пошли в институты за экономическим образованием.
Первых клиентов как нашли?
– В первый год было не больше десятка клиентов. Самым неожиданным для нас оказался факт, что не так-то просто завоевать доверие компаний. Мы были уверены – нужно дать рекламу, и клиенты твои, но это ерунда. Предприятия не хотели работать с нами даже бесплатно.
Поскольку бюджет был небольшим, мы крутились, как могли: открыли горячую телефонную линию, стали проводить семинары. Помню, что первый семинар я проводила в кафе: под звуки музыки рассказывала клиентам про изменения в законодательстве
В самом начале было стремление всем понравиться. Сейчас я понимаю, что это невозможно, да и не нужно. А тогда мы практиковали индивидуальный подход, года два у нас не было даже директора по аудиту, я выполняла все обязанности сама, контролировала каждый документ. Мне важно было выполнить заказ так, чтобы никто не мог сказать, что Киселёва что-то сделала некачественно.
Как вы набирали персонал?
– Поначалу мы просто устраивали конкурс среди выпускников вузов, предлагали им возможность карьерного роста. Тогда в студентах с минимальным опытом работы мы старались распознать будущих специалистов-аудиторов. С самого начала я выстроила систему оценки работников. Сама составляла тесты по бухучету, налогообложению, праву. Раз в месяц проводила тестирование. Вовлекла их в это, как я называю, соцсоревнование, даже вознаграждения ввела: кто лучше всех пройдет «экзамен» – получает премию. Параллельно объясняла на примерах: ошибка, допущенная в тесте, – это ошибка при проверке клиента.
Американская мечта
Развитию компании в значительной степени помогло активное участие Светланы в разнообразных конкурсах. В 2003 г. она победила во всероссийском конкурсе «Лучший аудитор». Однако самым ощутимым толчком для роста компании стала победа в тендере Министерства имущественных отношений РФ.
– Я деятельный человек, поэтому мне всегда нужны соревнования. Но это был просто неописуемый случай, когда маленькая компания в десять человек из какого-то там Челябинска выигрывает крупнейший федеральный конкурс и получает огромный заказ на проверку 60 предприятий России. Для нашей компании это был значительный рывок. Когда мы получили признание в Москве, я почувствовала, что мы идем в правильном направлении.
В 2003 г., после победы в конкурсе на лучшего аудитора России, по приглашению Госдепартамента США Светлана приняла участие в бесплатной стажировке. Знакомство с американской системой аудита помогло ей в организации процессов внутри челябинской компании.
– Тогда я поняла, что нам есть к чему стремиться хотя бы потому, что американскому аудиту 100 лет, а нашему – десять. Пришло понимание того, что нужны внутрифирменные стандарты, рабочие документы, контроль качества, система мотивации. Если ты видишь, что сотрудник приносит тебе деньги, то нужно делать его партнером. Необязательно вводить его собственником в компанию, но на уровне распределения прибыли надо делиться с ним.
Я знаю, что вы одними из первых в Челябинске ввели отдел контроля качества аудита. Для чего вам это было нужно?
– Главная задача отдела контроля качества – не допустить внутренних ошибок. Да, у нас бывали ошибки, но я не вижу в этом ничего страшного, потому что уверена – все поправимо, главное – не скрывать их. Даже если ты выявил ошибку через два месяца, нужно срочно звонить и говорить, что ты был не прав. Потому что некачественно выполненная работа аудитора – это штрафы у клиентов, неверные решения управленцев, собственников, а значит – увольнения людей.
Для аудитора главное – репутация. А в России престиж нашей профессии подорван, он не такой, как в Америке. Было много случаев, когда контролирующие органы пытались получить информацию о моем клиенте, но я не предоставила ее. В свою очередь, несмотря на то что с клиентами у нас доверительные отношения, мы всегда принципиальны. Если они просят нас подготовить аудиторское заключение без проверки, мы никогда не идем на это.
– Да, приходилось. Не очень хороший в этическом плане человек, даже если он профессионал, не будет работать у нас.
Например, у нас была проверка в другом городе, и одного из аудиторов там пышно кормили и торжественно провожали на поезд. Я же считаю, что основной принцип аудитора – независимость. А если ты берешь подачки от клиента, то какая это независимость? Если не хватает профессионализма, то можно указать на слабые места и поправить, подтянуть их. А как можно изменить этические нормы? Наша компания не школа – их нужно было менять давным-давно.
Вам часто приходится работать за пределами Челябинска?
– В нашей компании сложилась нетипичная ситуация – в других городах у нас нет ни представителей, ни филиалов, однако много клиентов и в Москве, и в Петербурге. Мы просто выезжаем и проводим там аудит. В Санкт-Петербурге все, конечно, очень удивляются, особенно бухгалтеры – у нас что, мало местных?
Но я вообще хочу сломать границы, потому что уверена: в будущем у нас их не будет, клиентам не важно, где мы находимся. Мне нравится Билл Гейтс, который не обосновался ни в Нью-Йорке, ни в Вашингтоне, и тем не менее, у него одна из крупнейших компаний в мире.
Большинство аудиторских компаний концентрируются на двух-трех видах деятельности. Чаще всего это аудит, бухучет и консалтинг. Светлана Киселёва регулярно открывает новые направления, а недавно начала издавать собственный журнал.
– В работу трех основных департаментов я уже не вмешиваюсь – там действуют отработанные технологии, я сейчас занимаюсь развитием новых услуг.
Например, международные стандарты финансовой отчетности – сфера, пока мало знакомая российскому рынку; бухгалтерский аутсорсинг, ведение бухгалтерского учета, бизнес-обучение. В течение пяти лет мы проводили семинары, но обучение было второстепенной услугой на фоне бухгалтерского консалтинга, а сейчас решили вывести ее на новый уровень.
Ваше решение о развитии нового направления зависит от человека, который будет им заниматься?
– Все направления я выстраиваю под людей. Например, кадровый консалтинг мы организовали, когда познакомились с замечательным специалистом. В нашей компании сложилась своя корпоративная культура, и, когда человек приходит, сразу понятно – «наш» он или «не наш». Требования простые – честность, профессионализм, стремление к развитию. Ксения Тысевич прошла свой этап доверия, поэтому я уже не вмешиваюсь, я могу только высказать идеи, что-то подкорректировать.
С другой стороны, любая новая услуга – это реакция на потребность рынка. Тот же кадровый консалтинг возник, когда несколько клиентов обратились к нам с просьбой: найдите нам бухгалтера. Сначала мы искали бесплатно, в рамках благотворительности, но потом поняли, что вредим и себе, и клиенту, потому что ко всему необходимо подходить профессионально.
В конце прошлого года вы начали издавать собственный журнал. Расскажите, как появилась эта идея?
– Идея журнала родилась очень давно. К каждому семинару, который мы проводили, мы готовили информационно-методический материал. К тому же мы много консультируем, пишем обзоры. Мы стали рассылать тексты в ведущие журналы. А когда московское издательство «Финансовая Россия» объявило конкурс в Челябинске на издание официального приложения к их журналу «Главбух», мы этот конкурс выиграли. С марта 2004 г. по март 2006 г. выпускали журнал, но не имели право его издавать самостоятельно, и мне это не нравилось. Идея собственного журнала вызрела в конце 2006 г. Мы создали макет, придумали название и начали его издавать – уже вышел второй номер.
Вы упомянули, что для вас значима граница в пять лет, «Внешэкономаудиту» уже шестой год, вы собираетесь менять свою жизнь?
– Да, граница есть до сих пор, но сейчас в компании все мои амбиции воплощаются в жизнь, желания становятся возможными, поэтому мне пока нравится то, чем я занимаюсь.