Аудит по собственному желанию - 21.02.2011

В 2011 г. и без того напряженную ситуацию на рынке аудиторских услуг еще больше обострят поправки в законодательстве, избавившие мелкие компании от принудительных проверок. Чтобы избежать потери р

В 2011 г. и без того напряженную ситуацию на рынке аудиторских услуг еще больше обострят поправки в законодательстве, избавившие мелкие компании от принудительных проверок. Чтобы избежать потери рентабельности, аудиторы стараются всеми доступными способами удержать имеющихся клиентов и привлечь новых.

В 2010 г. в законе «Об аудите» появилось несколько значительных изменений. В их числе— отмена лицензирования аудиторских компаний и обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО). Изменен порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата аудитора. Увеличился перечень ситуаций, в которых нельзя проводить аудит (в частности, аудиторская компания не может проводить аудит страховой организации, в которой застраховала свою ответственность). Но наибольшее влияние на состояние рынка, по словам экспертов, окажут поправки, освобождающие от обязательного аудита малый и средний бизнес, чья выручка не превышает 400 млн руб., а сумма активов— 160 млн руб.
За последние годы рынок аудита испытал серьезные потрясения. Падение рынка составило около 20-25%, уменьшилось количество клиентов и существенно снизилась стоимость среднего чека. К началу 2011 г. многие аудиторские компании еще не в полной мере оправились от кризиса, и отмена обязательного аудита, достигающего в среднем 40% от совокупного оборота, может существенно сократить их доходы.

Аудиторы готовятся к резкому уменьшению спроса
Комментируя изменения в законе, ИРИНА НОВИКОВА, генеральный директор компании «АФиНА», утверждает, что они станут практически смертельным ударом для регионального аудитора: «Выручку в 400 млн в нашем регионе имеют порядка 1% всех субъектов предпринимательства. Как правило, это крупные компании и обслуживаются они либо московскими аудиторами, поскольку там находится учредитель, либо в одной из компаний «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG). Региональному игроку побороться за такого клиента не удастся». Эксперт не исключает использования аудита и в инициативном порядке, но уточняет, что в первую очередь это будет зависеть от личной финансовой грамотности руководителя конкретной компании. «А для многих собственников аудитор почему-то ассоциируется с представителем фискальной службы, основная цель которого— найти нарушения и наказать. Хотя это в корне неверно, наше предназначение – помогать бизнесу сохранять активы и приумножать прибыль, вовремя указывать на возможные сложности и узкие места»,— сетует г-жа Новикова.
Не скрывает своего возмущения и ЖАННА ЛИСТИК, старший партнер компании «Листик и партнеры»: «Если изменения в законодательстве преследуют цель разрушить рынок аудиторских услуг, тогда действия правительства вполне понятны. Потери даже крупных региональных игроков могут составить до 30-40%. Никакую пользу малому и среднему бизнесу, чья бухгалтерия зачастую находится в удручающем состоянии, отмена обязательного аудита также не принесет». Гораздо большей нагрузкой на предпринимателей г-жа Листик считает высокие налоговые ставки, которые, между тем, регулярно увеличиваются.
Несмотря на значительную долю обязательного аудита в структуре выручки, некоторые игроки рынка стараются рассуждать оптимистично. ТАТЬЯНА СЕВАСТЬЯНОВА, генеральный директор аудиторской фирмы «Аудит-Классик», утверждает, что необходимость перемен была очевидной: «В большинстве предприятий малого, а часто и среднего бизнеса руководящий пост занимает единственный собственник, который владеет всей информацией о происходящем в компании. Для него обязательный аудит— это, по сути, пустая трата денег». Возможно, продолжает она, такому собственнику будет правильнее потратить освободившиеся средства, например, на аудит управленческой эффективности.
Однако у крупных предприятий, которые обязаны предоставлять результаты финансовой деятельности сторонним лицам: акционерам, инвесторам, финансовым институтам и т.д., потребность в аудите, по словам г-жи Севастьяновой, неизбежно возникнет. И для таких компаний отмена обязательного аудита ничего не изменит, резюмирует АЛЕКСАНДРА САФИНА, директор Департамента аудита и консалтинга АКГ «АВУАР»: «Наши клиенты воспринимают аудит не как обременительную обязанность, а как возможность профессионально и со стороны оценить сильные и слабые стороны своей компании».
Все же эксперты сходятся в том, что законопроект, безусловно, спровоцирует падение спроса на аудиторские услуги. В большей степени от него пострадают небольшие игроки. Для борьбы за крупных клиентов у них не хватит ресурсов: количества квалифицированных сотрудников, технологий проведения аудита в зависимости от задач клиента, даже имиджевой составляющей— для многих потенциальных заказчиков отзывы об аудиторской компании, количество и уровень реализованных ею проектов являются основным фактором, влияющим на принятие решения о сотрудничестве.
Партнер компании LAconsulting ТИМОФЕЙ КОТЛЯРОВ отмечает, что конкуренция всегда идет между игроками одного уровня: компании, занимающие позиции в первой десятке, и те, кто находится на 30-40-ом месте, не могут на равных бороться за клиента. С коллегой соглашается и г-жа Севастьянова: «Получить выгодный заказ от крупного клиента все чаще можно только с помощью тендера. Но у маленькой аудиторской фирмы для победы, а порой даже для участия в нем не хватает ресурсов. И в изменившихся обстоятельствах логично предположить, что часть из них просто уйдет с рынка, а другие будут вынуждены продолжать развитие исключительно в смежных областях».
Новые сегменты теснят классический аудит
Отмена обязательной проверки малого и среднего бизнеса лишила аудиторов объемного сегмента рынка. Однако наряду с этим изменения произошли и в других законодательных документах. И они, наоборот, позволили аудиторам найти новые перспективные направления развития.
Среди наиболее востребованных услуг эксперты выделяют энергоаудит. Его популярность у клиентов связана, в основном, с изменениями в законодательстве, обязывающими предприятия оптимизировать свои затраты на энергоснабжение. По результатам аудиторской оценки, помимо энергопаспорта, предоставляется отчет с рекомендациями по оптимизации и снижению затрат на энергоресурсы.
Кроме того, растет спрос на налоговый аудит, утверждает заместитель генерального директора «ВнешЭкономАудит» НАТАЛЬЯ ТОПОРИКОВА: «Клиенты часто обращаются за налоговым аудитом. Законодательство год от года усложняется, ужесточается налоговый контроль, а помощь аудиторов позволяет минимизировать риски перед налоговой проверкой. Много внимания уделяется сейчас и вопросам налогового планирования».
Эксперты рынка указывают также на рост числа компаний, которым необходимы отчетность по МСФО и ее аудит. Это результат принятия закона «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно ему компании, чьи бизнес-интересы лежат как внутри страны, так и за ее пределами, должны оформлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с правилами МСФО. «Составление отчетности в соответствии с МСФО методом трансформации позволит потенциальным иностранным инвесторам провести финансовый анализ и оценить, насколько выгодным и прозрачным может быть сотрудничество с российской компанией»,— поясняет Александра Сафина.
Дополнительные услуги помогут сохранить прибыль
Чтобы не потерять обороты, все большее число компаний идет по пути диверсификации. Сопутствующие услуги и смежные области становятся зоной роста для аудиторских фирм, а также основным полем конкурентной борьбы между лидерами рынка. «Будущее за аудитом в его широком понимании— как комплекса предложений, направленных на решение текущих задач клиента»,— резюмирует АЛЕВТИНА БЕЛЕШОВА, управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер».
Доля аудита в совокупном обороте компаний постепенно снижается. К примеру, в компаниях «АВУАР» и «Аудит-Классик» говорят о 40%-й доле классического аудита в общей структуре выручки по результатам 2010 г. (против 60% и 50% процентов в 2009 г. соответственно). Средний чек на аудиторские услуги с конца 2008 г. также демонстрирует отрицательную динамику. В общей сложности ко второму полугодию 2010 г. он опустился до отметки в 88 тыс. руб. (в 2008 г. величина среднего чека составляла около 110 тыс. руб.).
Несмотря на начавшийся экономический подъем, эксперты не предсказывают значимый рост цены аудиторских услуг, отчасти и по вине нового закона. «Думаю, что в ближайшие 1-2 года ситуация кардинально не поменяется. На докризисные показатели мы выйдем еще не скоро, но постараемся поддержать текущий уровень цен»,— уверяет Тимофей Котляров.
В классический набор дополнительных услуг аудиторов входят: бизнес-образование (системные курсы для специалистов различных служб предприятий: бухгалтерской, кадровой, экономической и пр.), бухгалтерский, юридический, налоговый и финансовый консалтинг, подбор персонала, оценочная деятельность. Растет количество обращений по услуге Due Diligence — комплексному аудиту в интересах покупателя или инвестора, дающему возможность определить «узкие места» и выявить резервы организации работы внутри компании.
Сопутствующие услуги есть практически у каждой компании, входящей в первую десятку аудиторских фирм Челябинска. К примеру, для «Аудит-Классик» таким новым направлением стало внедрение продуктов на основе 1С. А в компании «АФиНА» занялись обучением и сертификацией специалистов кадровых служб, а также анализом финансовых схем. «Листик и партнеры» активно продвигает аудит кредитных организаций.
СРО повысят расценки аудиторов
Демпинг на рынке аудиторских услуг стал стихийной реакцией на резкое уменьшение обращений клиентов в кризисный 2009 г. Сейчас компании постепенно приходят к пониманию, что цены необходимо стабилизировать.
Но, в отличие от лидеров рынка, привлекающих клиентов возможностью комплексного оказания услуг, у мелких компаний чаще всего существует только один способ бороться за клиента— снижать цены. Отчасти этому способствует тот факт, что клиент не всегда четко понимает политику ценообразования в сфере аудита, подчеркивает г-н Котляров. А готовность некоторых компаний работать ниже себестоимости не только не помогает отрасли преодолеть кризис, но и значительно тормозит рост и развитие. «Выбирая аудитора лишь по цене, многие компании из года в год, начиная с конца января, устраивают настоящий телефонный марафон, обзванивая все фирмы по списку и выясняя, у кого цены ниже. О качестве при этом речь не идет,— говорит г-жа Новикова.— Хотя аудитор сродни стоматологу: да, это может быть неприятно, дорого, но в конечном итоге, при регулярных визитах, удается сэкономить существенную сумму денег и при этом избежать налоговых конфликтов».
Низкая цена— не всегда показатель непрофессионализма аудитора. Нередки случаи, когда компания способна качественно выполнять работы по проверке бухгалтерии небольшого предприятия, назначая за свои услуги цены немного ниже среднерыночных. Однако, предупреждают эксперты, чаще всего за необоснованным снижением стоимости услуг стоит лишь желание получить как можно большее количество заказов, что негативным образом отражается на качестве исполнения проверок.
«Конечно, каждый заказчик стремится сэкономить. Но при этом нужно понимать, что услуги, оказываемые профессионалами не могут стоить дешево. Ведь аттестованный аудитор – это человек с несколькими образованиями, сдавший множество экзаменов, ежегодно повышающий и подтверждающий свою квалификацию. И его услуги должны оплачиваться соответственно»,— объясняет г-н Котляров. С ним согласна и г-жа Топорикова: «Рекламные обещания качественного годового аудита за 40 тыс. руб. чаще всего оказываются профанацией, и заказчик, заплатив пусть и небольшие деньги, получает формальный документ, не содержащий никакой полезной информации».
В целом, ведущие игроки рынка уверены, что низкой стоимости услуг недостаточно для массового оттока клиентов в небольшие фирмы. Но при этом признают, что демпинг все же существенно осложняет работу: приходится прилагать усилия и пытаться объяснить клиенту, что качественные услуги дешево стоить не могут. И получается это далеко не всегда.
Возможно, свою роль в борьбе с демпингом сыграют саморегулируемые организации. По словам Александры Сафиной, СРО имеет возможность разработать и рекомендовать аудиторским организациям методику расчета минимальной стоимости аудиторских услуг. Эти меры могут создать для всех участников рынка равные возможности и регулировать взаимоотношения между заказчиками и исполнителями. А вот Жанна Листик этой уверенности не разделяет: «Фактическая польза от действий СРО пока что стремится к нулю. Скорее всего, разработка минимального набора нормативных документов и установление единых тарифов возможны только при активной заинтересованности самих игроков рынка».
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.