Анна Трахтенберг, социолог УрО РАН: «Госуслугами пользуются недовольные властью»

«Чем выше доверие к органам власти, тем охотнее люди пользуются электронными услугами — в мире такая тенденция. В России всё наоборот», — старший научный сотрудник УрО РАН Анна Трахтенберг.

Старший научный сотрудник УрО РАН Анна Трахтенберг:

Когда мы говорим о вовлечении граждан в пользование государственными услугами, информационной безопасности и об электронном правительстве, то мы должны помнить о том, что у людей есть свои представления о том, как это всё правильно делать и для чего.

Мы несколько лет изучаем, как жители России учатся пользоваться государственными услугами. Выводы получились парадоксальные: граждане и государство двигаются навстречу друг другу, но каждый это не вполне осознаёт.

Изучая отношении населения к инновациям, мы заметили несколько парадоксов. Во-первых, то, что в логике разработчиков – исключение, в голове гражданина – правило. Разработчики считают, что человек либо будет пользоваться электронными услугами, либо традиционными. У гражданина в голове эти способы рядом: «Хочу пользоваться и электронными, и традиционными».

Дело в том, что у каждого есть и способы пользования новыми технологиями,  и старые, хорошо отработанные, способы взаимодействия с чиновниками. Как только государство появилось, его жители сразу придумали, как взаимодействовать с властью. Эти способы передались и современным гражданам.

В России одна из важнейших тактик – взаимодействовать лично, взывать к лучшей стороне руководителя необходимого ведомства.

Русский человек хочет установить с чиновником неформальный контакт, надеясь, что у того проснётся совесть, и он наконец выполнит то, о чём его просят. Это для наших граждан очень важно! Это такой способ контролировать чиновника. Это наша специфика - граждане чувствуют себя слабыми, и со своей позиции действуют именно так.

Кроме того, чем важнее услуга, тем сильнее они хотят решать этот вопрос лично! Как они размышляют? Вот решается вопрос с пенсией или с устройством ребёнка в школу. Эти вопросы суперважные, от них будущее зависит, так что житель России предпочитает решать этот вопрос лично. 

Мы в исследованиях спрашиваем людей, пользуются ли они электронными услугами. Отвечают: «Да, пользуемся, но этого недостаточно. Нам надо лично с начальником ведомства переговорить».

Следует учесть, что происходит и встречный процесс со стороны государства. Сейчас инициируется глобальный переход на персонифицированные услуги, которые будут оказываться в проактивном режиме. То есть до того, как гражданин за ними обратился. Законодательно это пока даже запрещено, но тенденция есть. И такое оказание персонифицированных услуг требует больших и достоверных баз данных.

Здесь появляются два вопроса: доверия гражданина к интернету и государству. В мире такая тенденция: чем выше доверие к органам власти, тем охотнее люди пользуются электронными услугами. У нас всё наоборот: чем выше доверие к органам власти, тем менее охотно граждане пользуются электронными услугами.

Логика такая: если и так хорошо, то зачем менять это хорошее на сомнительное лучшее? А готовы пользоваться электронными услугами именно те наши граждане, которые не очень доверяют органам власти, которые не удовлетворены качеством государственных услуг.

Что касается доверия к интернету, то здесь опять же парадокс. Сейчас русский человек  просто не воспринимает всерьёз вопрос об информационной безопасности. Уговорить его позаботиться о защите персональных данных практически невозможно.

Логика такая: кто я такой, чтобы за мной следить и пытаться узнать мои данные?

Вообще, конечные пользователи всего, что для них придумывается, мыслят по принципу «чёрного ящика». То есть, почему оно работает, им непонятно – оно обязано работать. Поэтому когда оно перестаёт работать, люди начинают справедливо возмущаться, но понимать, почему оно сломалось, всё-таки не хотят.

Примерно также мы относимся, например, к автомобилю. Представить себе водителя, который способен поднять капот и понять, что же там внутри происходит, уже достаточно сложно. Иными словами, информационные технологии уходят в стадию рутинизации. То есть они становятся привычной деталью ландшафта, которой пользуются, совершенно не задумываясь.

В итоге сейчас мы находимся в ситуации очень интересной, с точки зрения науки. А с точки зрения практики, очень сложной. Старое и новое пытаются совместно породить некий гибрид. Каким он будет? Ответ зависит от действий государства. И от изобретательности граждан.

Текст подготовлен Екатериной Омельченко в рамках проекта «Особое мнение Челябинск» на основе выступления Анны Трахтенберг на Всероссийском форуме «Инновационное общество-2017: Умный регион. Безопасность и инновации» 17 мая 2017 г. в Челябинске.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.