Подписаться
Курс ЦБ на 12.05
74,15
90,00

Анастасия Кузьминова: «Владельцы бизнесов устали от своего ярма. Нужен супермен»

Анастасия Кузьминова: «Владельцы бизнесов устали от своего ярма. Нужен супермен»
Иллюстрация: личный архив

«Дети, готовые встать в упряжку, есть не у всех, выручки падают, продал бы — да кто купит… Руки тянутся пролистать телефонную книгу. Нужен, ясно, супермен: непорочный и успешно-опытный».

Анастасия Кузьминова, кандидат экономических наук, директор аналитического агентства «Соинвест»:

Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем
(или «Требуется супермен в пожизненное рабство»)

Судя по количеству предложений, прилетевших буквально за несколько месяцев, кризис передачи управления малым и средним бизнесом в Челябинске нарастает. В прошлые годы активность была ниже. Владельцы бизнесов все сильнее устают от своего ярма, дети, готовые встать в упряжку, есть не у всех, выручки падают, продал бы — да кто купит… Руки тянутся пролистать телефонную книгу. Нужен, ясно, супермен: непорочный и успешно-опытный. Чтобы работал как вол 24х7 и получал… эээ… нуууу… рыночную зарплату. На худой конец — и баба сгодится, в смысле «супервумен».

Знаю тех, кто начал решать проблему загодя, еще лет 10 назад. Те, кто сумел найти компромисс, достигли желаемого. У руля наемные менеджеры, владельцы свободны, живут сообразно средствам и устремлениям. Бизнес как-то живет, особо не растет, если падает — по рынку, все тихо, чинно, благородно.  

Но таких немного. Кто-то не хочет платить конкурентоспособную материальную компенсацию, и таких, по-моему, большинство. Кто-то ищет человека предпринимательского склада, а не «унылых манагеров», находит — а человек «вдруг» злоупотребляет доверием, или чего хуже, отжимает бизнес. Кому-то просто страшно, и есть повод отложить решение проблемы. Авось пока сам.

Обобщая опыт владельцев, успешный и не очень, видишь следующее. Первое. Ищут и находят среди тех, кого давно знают. Репутация рулит. Второе. Зарплата директора определяется не челябинскими ставками рынка труда, скорее, московскими. Большинство тех, кого вы ищете, уже уехали, остальные — знают, сколько заработают, если уедут, и хотят надбавку к этой сумме за то, что останутся рядом с трубами. Третье. Если предприятие проблемное (99% — такие), и от директора ожидается решение этой проблемы — нужно определить хороший бонус сверх зарплаты. Четвертое. Нанимаете менеджера и ждете, что он будет управлять вашим бизнесом долго — начинайте разговор с того, как он обеспечит свое светлое будущее после расставания с вами. Пятое. Не стоит ждать чуда: менеджер не сделает прорыва. Растить бизнес — работа собственника, если мы говорим не о публичных компаниях. А мы не о них говорим. Менеджер будет сохранять завоеванные позиции до тех пор, пока рынок существует. Шестое. При долгосрочном найме проговаривайте сценарии.

Люди смертны (простите, и вы тоже), у них вырастают дети со своими планами на родительский бизнес. Всё еще сложнее, если в бизнесе несколько партнеров. И, наконец, седьмое. Письменная фиксация условий сделки обязательна, хотя на практике это далеко не 100%-ная гарантия.

Теперь взглянем на ситуацию глазами наемного директора, эта роль хорошо знакома автору на собственном опыте и примерах друзей. Первое. Вы становитесь обладателем солидарной ответственности по обязательствам компании, которую принимаете под свое руководство. Ясно, по тем, к которым вы причастны. Но вы и глазом не успеете моргнуть, как станете причастны ко всему. Есть примеры, когда деньгами все не ограничивается, а заканчивается колонией. Да-да. Вы будете стараться «вытащить» бизнес, и можете за это сесть. Если кто-то еще читает, второе. Редкие счастливцы будут отвечать только за свои решения, чаще всего даже в не очень крупных сделках решающим останется мнение собственника, а подпись будет стоять ваша. Третье. Бонусы, которых вы ожидаете, станут предметом ежегодного торга, потому что цели будут стоять амбициозные, не сомневайтесь, а условия, в которых вы их будете достигать, на практике окажутся сложнее ожидаемого. Поэтому если вы не любитель торговаться о своей зарплате — готовьтесь к экономии за ваш счет, при этом собственник будет уверен, что щедр к вам. Четвертое. Как бы вы ни старались быть хитрой гайкой, все оговорить на берегу и в договоре записать, жизнь обязательно повернется неожиданной стороной, и все желанные пенсионы, парашюты и просто бонусы могут запросто пойти прахом.

О, ужас. Где же выход? Есть доля случаев, где с обеих сторон выполняются три условия: доверие, уважение, справедливость. Нанять управляющего или наняться в качестве такового — более рискованно, чем вступить в брак. Но ведь мы вступаем, еще и детей растим. Так что всё возможно, нужно только найти свою «половинку». Только не стоит искать любви. Это в чистом виде отношения по расчету, но, в отличие от брачных уз, они дают свободу одному и достаток другому.

И в завершение, как подготовить бизнес к передаче в управление. Для начала, определитесь, будете ли вы искать управляющих на каждое бизнес-направление в отдельности, или одного на весь холдинг. Первый вариант — на порядок легче. Если выбрали этот путь, разберите свою «кучу малу» из разных бизнесов на отдельные, полностью автономные блоки. Да, и бухгалтерию. Согласна, это чревато ростом налоговых платежей. Это инвестиции в успех вашей операции «преемник», точнее, первый транш, но они вернутся экономией на оплате управляющих.

Второе: закройте все проекты, которые еще не вышли в ноль, и без ваших титанических усилий/связей/знаний — не выйдут. Закройте и распродайте все, что не приносит вам прибыли. Ваши убыточные игрушки – только ваши. Свой основной, кормящий бизнес освободите, по возможности, от своих близких родственников. Оставьте своих проверенных людей в финансовом и кадровом блоке для контроля. Если у вас есть служба безопасности — прекрасно, она, естественно, остается.

Далее. Выведите наиболее ценные активы в отдельное владение и максимально спрячьте аффилированность (если вдруг не сделали этого раньше). Наладьте систему контроля: вы должны видеть и слышать, что происходит на предприятии, в прямом смысле, и в любой момент иметь возможность открыть любой рабочий документ. Камеры, электронный документооборот, идеально отлаженный учет.

Перед вступлением в должность нового управляющего, закажите аудиторскую проверку. Это важно для обеих сторон. Кстати, выполняя эти операции, вы можете неожиданно увидеть, что ваши дела пошли в гору, и нужда нанимать менеджера временно отпала. Так тоже бывает.

Самое читаемое
  • Банковская конкуренция может помочь россиянам сберечь накопленияБанковская конкуренция может помочь россиянам сберечь накопления
  • Бывший главврач омской клиники, где лечили Навального, пропал на охоте. А потом нашелсяБывший главврач омской клиники, где лечили Навального, пропал на охоте. А потом нашелся
  • 55-этажный небоскреб в Челябинске: что появится вместо сгоревшего дома на Российской?55-этажный небоскреб в Челябинске: что появится вместо сгоревшего дома на Российской?
  • «Политик не вытащит партию с высоким антирейтингом»: о недоверии горожан к Текслеру«Политик не вытащит партию с высоким антирейтингом»: о недоверии горожан к Текслеру
  • «Нельзя списывать все на буллинг. А то неумелые борцуны любой конфликт будут так называть»«Нельзя списывать все на буллинг. А то неумелые борцуны любой конфликт будут так называть»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.