Алексей Александров

В новых экономических условиях банкиры столкнулись с непростой задачей: им нужно было найти золотую середину в кредитовании, чтобы, с одной стороны, развивать бизнес и получать прибыль, а с друго

Сбербанк всегда выдавал деньги миллиардами. Но в два последних года кредиты, одобренные к выдаче управляющим Челябинским отделением Сбербанка Алексеем Александровым, стали буквально палочкой-выручалочкой для целого ряда системо-образующих предприятий Челябинской области.

финансовый стратег

В новых экономических условиях банкиры столкнулись с непростой задачей: им нужно было найти золотую середину в кредитовании, чтобы, с одной стороны, развивать бизнес и получать прибыль, а с другой— не допустить роста невозвратов.
В 2010-м Челябинское отделение крупнейшего банка страны смогло привлечь более 700 новых заемщиков-юрлиц и выдать более 70 млрд руб. в виде кредитов для бизнеса. В том числе 10 млрд— на реализацию инвестиционных проектов, 8 млрд— малым предприятиям.
Алексей Александров поставил одной из главных задач поддержку бизнеса, чья деятельность необходима даже в тяжелых экономических условиях: это металлургия, машиностроение, агропромышленный комплекс (почти половина выданных за 11 месяцев 2010 г. кредитных средств для юрлиц пришлась на эти отрасли), а также розничные сети, аптеки, предприятия электро- и водоснабжения, транспортные компании и др.
В сегменте кредитования частных лиц Челябинское отделение Сбербанка не только нарастило кредитный портфель (за январь-ноябрь 2010 г.— на 800,3 млн руб.), но и увеличило свою долю на рынке с 34% до 40%. Успешным оказалось и сотрудничество с 17 застройщиками по программе «Ипотечный+». В течение года банк выдал 159,4 млн руб. в виде кредитов на участие в долевом строительстве или приобретение готовых объектов недвижимости. В 2010-м отделения Сбербанка в Челябинской области отменили комиссию за выдачу кредита и перешли на новую технологию работы по выдаче потребкредитов— «Кредитная фабрика». В результате процедура получения кредита была максимально упрощена (предусматривает минимум документов и принятие решения в течение трех рабочих дней).
Для Сбербанка 2010-й, кроме всего прочего, стал годом выхода на открытый рынок кредитных карт (ранее банк выдавал кредитки только корпоративным клиентам в рамках зарплатных проектов). Недавно глава Сбербанка Герман Греф заявил о намерениях занять в ближайшее время первую позицию на этом рынке. Челябинское отделение уже сделало заметные шаги. Начав выдавать кредитные карты клиентам в III квартале этого года, за несколько месяцев здесь увеличили базу держателей кредиток более чем в 4 раза— до 34 тыс.
Другой важной задачей Алексея Александрова в этом году стало развитие филиальной сети. Чтобы повысить доступность продуктов и услуг, в области было открыто 4 новых подразделения (два в Челябинске, по одному в Озерске и Карталах). Кроме того, было организовано 39 зон самообслуживания в подразделениях Сбербанка (выделенная площадка в клиентском зале) и 4 зоны самообслуживания вне подразделений банка: в торговых комплексах и магазинах Челябинска, Копейска, Снежинска и п. Саргазы.

Банковский рынок пошел на поправку еще в середине 2009 г. Уже тогда банки были готовы упрощать для наиболее предсказуемых заемщиков условия выдачи кредитов и снижать процентные ставки. Страхи по поводу «второй волны» кризиса оказались преувеличены. И к середине 2010 г. ставки по кредитам приблизились к докризисным величинам (в частности, средний уровень стоимости рублевых займов для физлиц снизился до 16,5%). Больше того, ожил рынок ипотеки. По данным ЮУ КЖСИ, за январь-октябрь 2010 г. банки области успели выдать больше 8,5 тыс. ипотечных кредитов на 6,6 млрд руб.
Угроза дефицита относительно недорогих привлеченных средств миновала. Вкладчики, чью сберегательную активность подстегивали сложности экономической ситуации, весь 2010 г. охотно несли деньги на депозиты. Объем размещенных населением средств1 за 10 месяцев 2010 г. увеличился на четверть: почти до 129 млрд руб. (тем самым превысив докризисные показатели на 43%). При этом платить за привлеченные средства банки стали меньше, не только из-за массового притока денег населения, но и следуя рекомендациям Центробанка. В итоге проценты по рублевым депозитам физлиц к концу первого полугодия 2010 г. снизились до 4-10% годовых.
По мере того, как вопрос с фондированием начал утрачивать свою остроту, банкиры все больше озадачивались вопросом: кого кредитовать? Наученные горьким опытом, даже самые рисковые из них теперь не хотят раздавать деньги направо-налево. А «хороших» заемщиков пока немного. Поэтому значительного роста кредитования на рынке пока не наблюдается. Объемы займов для юрлиц за 10 месяцев этого года увеличились лишь на 16%, а кредиты для физлиц и вовсе только на 2,8%1.
Многим банкам к тому же до сих пор приходится решать проблему просроченных кредитов. Объем просрочки по юрлицам к ноябрю 2010 г. составил уже почти 12 млрд руб. (это в восемь раз больше, чем до кризиса!), по физлицам – порядка 4 млрд руб. (в три раза больше, чем до кризиса)1. Необходимость увеличивать резервы по проблемным ссудам не позволила трем из 10 региональных банков закончить 9 месяцев 2010 г. с прибылью. Впрочем, как успокаивает Банк России, убытки челябинских банкиров не критичны и не влияют на показатель их финансовой устойчивости.
Людмила Качалова

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.