Рынок начал просадку: итоги года в автомобильной отрасли

Рынок начал просадку: итоги года в автомобильной отрасли
Иллюстрация: из личного архива Артёма Краснова

Российский автомобильный рынок переживает непростые времена: снижение кредитования потребителей, рост утилизационного сбора и пр. Как эти и другие обстоятельства повлияли на производителей и дилеров?

Своим мнением о ситуации на авторынке по итогам 2025 г. с «Деловым кварталом» поделился автомобильный блогер, писатель, обозреватель 74.RU Артём Краснов.

Артём, какие итоги автомобильного рынка в 2025 г. можно отметить?

— Прошлый год сложился довольно хорошо, было ощущение того, что рынок восстанавливается. К началу 2025 г. и китайские компании, и российские дилеры строили оптимистичные планы. Однако ситуация развернулась иначе: произошло формирование больших складских запасов в начале года, и это совпало с увеличением ключевой ставки.

Получился идеальный шторм для авторынка в первой половине года. Дилеры распродавали машины 2024-го. Дело в том, что 70–80% машин китайских марок в хорошие времена реализовывалось в кредит. Когда этот инструмент стал недоступным, спрос упал: в марте в России было минус 40% продаж к марту 2024 г. В итоге образовались большие стоки и снизился спрос. Во второй половине года ситуация изменилась: с одной стороны, ставка немного упала и рынок адаптировался, с другой — власти внепланово повысили утилизационной сбор для мощных машин. Напомню, он будет подниматься еще и в январе вплоть до 2030 г. Негативные ожидания населения благоприятно влияют на спрос. Во второй половине года рынок ожил и вышел примерно на уровень прошлого, но это не восстановление, а перенос спроса, который планировался на весну.

Думаю, в итоге год будет плохим, но не безнадежным. Ожидается, что в России продадут около 1,3 млн машин. Это минимально допустимый уровень для нашего рынка.

Как китайский автопром влияет на ситуацию на российском рынке?

— В 2022 г. рынок пережил шок: старая модель, которая существовала много лет, сломалась. Последние три года шла адаптация. Теперь сформировалась новая реальность. Произошел мощный приток китайских марок на смену европейских, корейских, японских. С 2025 г. стала видна другая тенденция: некоторые бренды уходят с рынка, что видно на примере Chery. Это один из самых известных китайских брендов, который представлен у нас уже лет 20. Они сворачивают присутствие в пользу марки Tenet, как бы российской машины, формально без участия Chery. То же самое происходит с Geely, которая теперь представлена маркой Belgee и еще несколькими. Changan тоже ведет себя неоднозначно: часть моделей переводит под бренд Uni.

Таким образом, переходим на российскую сборку иномарок, как раньше работали с Volkswagen. Возвращаемся в реальность, которая была до СВО, но марки теперь не европейские, а китайские, а их материнские концерны стараются дистанцироваться от участия в российских проектах.

Судя по всему, в ближайшее время будем ездить на автомобилях российской сборки, но это не только традиционные Lada, а псевдоотечественные Tenet, «Москвич», «Волга» (вероятно, ей станут модели Geely).

Как можно охарактеризовать итоги года для отечественного автопрома?

— У АвтоВАЗа был на удивление не очень хороший год, хотя он находился в выгодной позиции, потому что в нижнем ценовом сегменте мало предложения. Если в 2022-2023 гг. у него были производственные сложности, но рыночная ситуация была приемлемой, то теперь рынок снижается, однако АвтоВАЗ падает еще быстрее. Спрос снижается и на «Гранту», которая казалась безальтернативной, и на «Весту». У производителя есть надежды на вышедшую «Искру», но пока производственные мощности ограничены, то есть предложение слабое. Продажи небольшие в том числе из-за агрессивной ценовой политики китайских производителей, которые начали демпинговать, когда столкнулись с затовариванием. Они проникли в рыночные ниши АвтоВАЗа — машины до 2 млн руб.

А вторичный рынок?

— Он повторяет первичный, но в несколько смягченной форме. В последние месяцы в этом секторе тоже наблюдается просадка, скорее всего, потому что люди торопятся купить новую машину. Думаю, это временно.

Есть ли у электромобилей перспективы развития?

— В России они существовали в границах статистической погрешности. Это изменилось в 2022-2023 гг., когда на них резко возрос спрос. Из России ушли крупные марки, обеспеченные люди остались без условного BMW и начали искать альтернативу. К этому времени электромобили вышли на достаточно хороший уровень качества. Сейчас в Китае прошла точка перелома, и стало понятно, что это доминирующий вид транспорта — их продается больше, чем машин с ДВС, есть много интересных моделей. Обеспеченные люди обратили внимание на такие машины: можно было купить BMW за 10 млн руб. или Zeekr за 7 млн. Многие стали экспериментировать, и в 2023-2024 гг. ситуация на рынке электромобилей складывалась хорошо. Потом правительство ужесточило правила ввоза и закрыло некоторые лазейки для их ввоза. К тому же в стране не развивается инфраструктура нужными темпами. Возможно, и люди в чём-то разочаровались.

В ноябре продажи шли хорошо, но сейчас замедлились, то есть происходят колебания на фоне ожидания повышения утильсбора. В целом взрывного развития этого рынка в России нет. Со стороны правительства не видно достаточного стимулирования этого направления. Российские производители пока тоже очень мало выпускают машин с электрическими двигателями.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.
Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.