Евгений Макагонов: «У любой компании должна быть цифровая стратегия»

Оптимизация бизнес-процессов и повышение эффективности работы сотрудников сегодня невозможны без цифровой трансформации. Она позволяет не только улучшить качество продукции, но и сократить затраты.
Однако важно понимать, что для успешной реализации цифровой стратегии необходимо не только наличие технологий, но и соответствующее мышление руководства. Без четкого понимания целей и задач цифровизации, а также без готовности к изменениям, предприятия рискуют остаться на обочине цифровой экономики. Почему лидеры бизнеса должны быть готовы к активному личному участию в этом процессе, рассказал номинант премии «Человек года» в категории «Инновации: крупный бизнес», директор Челябинского филиала компании «Ростелеком» Евгений Макагонов.
Цифровые инструменты становятся ключевым фактором роста производительности труда. Понимают ли это работодатели или для большинства это всё еще хайп?
— Использование искусственного интеллекта перестало быть уделом будущего. Сегодня технологии на базе ИИ активно внедряются в самых различных отраслях. Этот факт подтверждают многие управленцы, а также руководители крупнейших предприятий Челябинской области, о чем шла речь на всероссийском образовательном форуме «Территория лидеров». Например, директор компании «ММК-Информсервис» Вадим Феоктистов отметил, что специалисты предприятия применяют технологии искусственного интеллекта для повышения эффективности производственных и бизнес-процессов компании. Для этого в «ММК-Информсервис» создан Центр ИИ, который занимается проработкой и непосредственным внедрением таких инициатив.
Дело в том, что не все предприятия способны внедрить в промышленности такой инструмент как ИИ. Это имеет смысл, когда часть технологических процессов выполняют роботы, используются технологии машинного зрения и так далее. Ты просто применяешь новые алгоритмы, которые помогают снижать количество ЧП, обеспечивать безопасность, контролировать выработку и качество бизнес-процессов, одним словом, оптимизировать весь производственный цикл.
А везде ли у нас проведена роботизация, установлено машинное зрение? Как председатель комитета по цифровизации, развитию информационных технологий и связи регионального Союза промышленников и предпринимателей я часто бываю на предприятиях и вижу очень разное их состояние.
С одной стороны, мы хорошо выглядим на фоне страны по темпам роботизации, но в сравнении с мировыми бенчмарками, все очень печально, и это отражает картину в целом по России.
Потому что самые передовые отечественные предприятия сохраняют в своей основе советское наследие, а заводы наших зарубежных конкурентов, тех же китайцев, построенные с нуля, уже были спроектированы как высокотехнологичные. У них есть соответствующие концепция и стратегия, лучшие цифровые практики, которые изначально предполагают использование роботов и ИИ.
Есть что-то близкое в нашем регионе помимо завода роботов?
— ПАО «ММК» и автомобильный завод «Урал». Последний построил новый сборочный корпус для производства трудоёмких автомобилей. И начали они с того, что возвели собственный энергоцентр. Его важность в том, что помимо экономии ресурсов, умного распределения и обеспечения электроэнергией цеха, это еще и автономность, что в текущих условиях жизненно важно.
Насколько необходимо в рамках цифровой трансформации иметь в целом цифровую стратегию и разложить эти бизнес-процессы на своем производстве?
— Предприятия имеют разные возможности. Есть чемпионы с собственными бюджетами и ресурсами, а есть те, кто даже не знает, с чего начать. Им нужно понять, что цифровизировать и зачем, а далее уже включается роль первого лица, который эту стратегию, видение бизнеса транслирует и формирует. Цифровизация решает несколько задач. Первая связана с определенными требованиями по экологии. В советский период об этом не думали. Решить данный вопрос без «цифры» уже невозможно.
Вторая задача связана с критической инфраструктурой. Если мы говорим о цифровизации, нельзя забывать об информационной безопасности, связанной с коммерческими рисками, когда компанию могут взломать и парализовать работу. За последние 2-3 года количество киберпреступлений выросло в 2,5 раза. Поэтому есть «уравнения», которые ты обязан решать.
Без «цифры» это сделать невозможно, потому что она предполагает автоматизацию всей системы, установку умных счетчиков, которые собирают и анализируют информацию, ведут контроль для своевременного реагирования специальных служб в чрезвычайной ситуации.
Кроме того, есть текущие задачи (рост эффективности, увеличение прибыли), в том числе поставленные президентом РФ: повышение производительности труда. Достигнуть этой цели без роботизации и внедрения умных технологий невозможно.
Наконец, третья задача — это стремление нашей страны к лидерству на мировом рынке в создании и применении новых технологий.
Конкуренты уже теснят нас на собственном рынке. Например, производители из Поднебесной продают свои товары в России дешевле отечественных именно за счет высокой производительности, эффективности применения высокотехнологичных производств и умной логистики.
Кроме того, они создают инновационные предприятия и промышленные кластеры в разных регионах страны, что создает конкуренцию на нашей территории и в перспективе грозит серьезными рисками для отечественного бизнеса. Поэтому вопрос цифровой трансформации не только отдельно взятых предприятий, но всех отраслей и промышленности в целом как производственной системы страны назрел, как говорится, «еще вчера» и сейчас мы в статусе догоняющего. С другой стороны, есть обширная база для изучения чужого опыта и возможность преодолеть тот же путь гораздо быстрее.
У каждого серьезного предприятия есть цифровая стратегия развития. Сегодня она должна быть даже у маленькой компании.
Чтобы оставаться в лидерах и развиваться, необходимо вести этот процесс, а не перекладывать его на IT-директора, пусть даже он будет уровня топ-менеджера. Исполнитель не формирует видение бизнеса в целом, стратегию компании. Важна вовлеченность лидера в эти процессы.









