Павел Яковлев: «Сложная и интересная работа — одна из лучших мотиваций сотрудников»

Павел Яковлев: «Сложная и интересная работа — одна из лучших мотиваций сотрудников»
Автор фото: Юлия Чуличкова. Иллюстрация: ООО «Деловой квартал — ЧБ»

Какие основные вызовы стоят перед отечественным машиностроением? Каковы перспективы отрасли? Об этом в интервью «Деловому кварталу» рассказал глава АЗ «Урал» Павел Яковлев.

Генеральный директор автомобильного завода «Урал» (г. Миасс) Павел Яковлев входит в шорт-лист премии «Человек года — 2025» в номинации «Инновации: крупный бизнес». На предприятии построен современный сборочный корпус.

Павел Александрович, каковы основные достижения и проекты, реализованные на заводе в этом году?

— 2025 г. охарактеризован тем, что на рынке грузовых автомобилей случился кризис, он не был неожиданным. Такой случается раз в 10 лет, однако это не помешало автомобильному заводу «Урал» выпустить запланированное количество автомобилей.

Мы ввели в эксплуатацию и выполняем пусконаладку нового сборочного корпуса. Это фактически завод с полным циклом сварки, окраски, сборки кабины новых автомобилей.

В результате у автозавода есть два конвейера для производства машин. На основном выпускаются автомобили с большой трудоемкостью, когда такт сборки составляет примерно 8,5-9 минут, второй работает с нормальным тактом в 33 минуты. То есть каждые 33 минуты с него сходит новый большой «Урал» повышенной грузоподъемности.

Думаю, это значимое событие не только для завода, но и в целом всего автопрома. Пожалуй, впервые за последние 30 лет построен автосборочный корпус по проекту, по технологии и конструкции полностью российскими специалистами. Примерно 70% оборудования, которым оснащен корпус, от отечественного производителя, включая роботизированный комплекс. Для импортных узлов выполнена российская интеграция, то есть они работают на российских программах.

Какова ваша позиция в вопросах роботизации и цифровизации производства?

— На любом рынке нужно производить самые качественные продукты по минимально возможной цене. Без автоматизации это невозможно, поэтому автомобильный завод занимается данной темой еще с 1980-х годов. Тогда Уральский автомобильный завод был самым автоматизированным из российского автопрома. Со временем ушли изготовители тех автоматизированных систем, которые мы применяем до сих пор. Столкнулись с вызовом, как заменить достаточно эффективные технологические линии, которые производили изделия за очень короткое время, и как вписать новые технологии в существующие цепочки.

Проблема не в том, как автоматизировать техпроцесс, а как придумать, какой именно участок в этом нуждается и какие требуются технологии. Необходимо сначала это прописать.

В мире есть статистика, сколько роботов приходится на 10 тыс. работников. Первое место занимает Южная Корея. По итогам 2024 г. этот показатель у них составляет 1000. В нашем новом сборочном корпусе работает примерно 700 человек и около 320 роботов (и это еще не все введены), то есть приближаемся по показателям к Южной Корее. В целом по России роботизация сегодня — примерно 40 роботов на 10 тыс. человек. В автомобильной промышленности цифра чуть лучше — около 100. Президент России поставил задачу в течение пяти лет выйти на уровень средней медианы. Мировой — это 60−140 роботов на 10 тыс. человек. 

У нас есть роботы по сварке, логистике, сборке, хранению, то есть автоматизированный склад. Есть перспектива ввести роботизированную линию по краске, она уже спроектирована. Думаю, в течение двух лет ее запустим. Тогда будет, наверное, самый роботизированный автомобильно-сборочный корпус России.

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке?

— Сегодня мы конкурируем, пожалуй, с самой эффективной экономикой в мире. Если говорить о грузовых машинах, то это продукция Китайской Народной Республики.

Я знаком с их автомобильной промышленностью лет 25. Первый раз был там в 1997 г. на одном из предприятий. За этот период могу оценить, насколько они развились —просто колоссально. Для нас это серьезный вызов и проверка на прочность.

Лет 5-6 назад было легко конкурировать с европейцами. У них были хорошие машины, но они предлагались на рынке по высокой цене. Сегодня коллеги с Юго-Востока предлагают продукцию не хуже, но по довольно доступной стоимости. Думаю, мы сможем выстоять, но посмотрим на результаты через три-четыре года. Надеюсь, я буду прав.

Как развивается кооперация предприятий в Миассе, в том числе с участием автозавода?

— Миасс — достаточно развитый в плане промышленности город. Сам автомобильный завод выпускает грузовые машины, самосвалы, вахтовые автобусы, а всё остальное — около 70% — это шасси для дальнейшего производства спецтехники.

На базе автомобильного шасси, в том числе нашего, КамАЗа или китайских, в Миассе работает около 19 предприятий специальной техники. Конечно, нам важно, чтобы они обращали внимание именно на нас. Через этих контрагентов мы получаем отзыв от потребителей и понимаем, что, например, нужно улучшить. Это помогает развиваться и более эффективно конкурировать на рынке. Было бы прекрасно сказать, что мы выпускаем лучшие в мире машины, но пока это не совсем так, есть над чем работать.

Павел Яковлев: «Сложная и интересная работа — одна из лучших мотиваций сотрудников»
 1

Достаточно ли, на ваш взгляд, существующих мер поддержки машиностроения?

— Считаю, что мер, которые Министерство промышленности и торговли Российской Федерации применяет, вполне достаточно. Есть источник получения денег, достаточно дешевых, которые направляются на инвестиции в новые технологии, — федеральный Фонд развития промышленности. Есть хорошая программа «Внешэкономбанка», которая тоже нам помогает: кредиты от 1% до 5% годовых, в то время как ставка Центробанка запредельная. 

Главное — правильно пользоваться существующими мерами. Другой вопрос, хватает ли их. Мое мнение, что все-таки нет, нужно немного увеличить и расширить объемы, потому что ФРП, например, ограничен определенными суммами. Иногда для обновления технологического комплекса покупаешь, например, три станка и не можешь приобрести еще несколько, а нужна вся технологическая линия. Думаю, должен быть более комплексный подход.

Мы четыре года ведем проект при поддержке Фонда развития промышленности и «Внешэкономбанка» — это создание нового семейства ведущих и не ведущих мостов. Он очень большой и стоит дорого, не под одну программу не попадает, потому что они сужены суммами. Фактически строим новый агрегатный завод! Думаю, что в любом случае реализуем его в 2026-2027 гг. В этом году запущено уже два участка, в следующем откроем еще пять. Будем производить 30 тыс. новых мостов и примерно 300 тыс. элементов для мостов и подвески.

Ваш опыт в решении кадрового вопроса многие предприятия в Челябинской области считают эталонным. Какие основные подходы показывают наибольшую эффективность?

— Кадры — это тот ресурс, который невозможно моментально получить, а нужно воспитывать. Сегодня есть много инструментов. Прежде всего это «Профессионалитет» — система подготовки технических кадров на базе колледжей, есть передовая инженерная школа вместе с Южно-Уральским госуниверситетом.

Автомобильному заводу «Урал» повезло тем, что он находится в прекрасном городе. Здесь создана возможность работать, есть достаточно инновационная промышленность, великолепная природа. Больше половины своей жизни человек проводит вне предприятия. Считаю, что наша задача, в том числе промышленников, — создать достойные условия. Хорошо, что депутаты и руководители администрации Миасса это понимают.

Автомобильный завод исторически является основным градообразующим предприятием Миасса. В целом его население составляет 164 тыс. человек, у нас сейчас трудится около 10 тыс. — примерно 20% трудоспособных граждан. Конечно, мы заинтересованы делать так, чтобы люди хотели здесь жить и расти.

Как, на ваш взгляд, у молодого поколения меняется восприятие промышленности, отношение к работе на предприятии?

— Молодежь сейчас замечательная. Если с детства рассказывать, что промышленность — это хорошо, то люди будут выходить во взрослую жизнь с этой мыслью. Мы участвуем в программах «Неделя без турникетов» и показываем, что сегодня производство — это не грязный цех, где у сотрудников руки в масле и перепачканное лицо, а современные технологии и возможность развиваться в профессиональном плане.

Стараемся, чтобы максимально работало оборудование, а люди обслуживали его. За последние пять лет средний возраст наших работников снизился на 2-3 года. Сейчас это 43 года, но я бы хотел, чтобы он был еще ниже, потому что молодежь — это энергия, это свежие мысли. Думаю, у нас есть все шансы, чтобы в ближайшие 3−5 лет автомобильный завод «Урал» стал самым молодым по среднему возрасту автопроизводителем в России.

Кстати, молодежь очень любит Миасс. Сюда приезжают не только из Челябинска, но также из Екатеринбурга и Уфы. И если решают здесь остаться, важно, что они могут получить и образование, и работу, и жить в очень красивом месте.

С развитием роботизации повышается и престиж промышленности, и требования к уровню специалистов?

— Когда мы покупаем сложное оборудование, то нужны специалисты более высокого уровня. Сегодня требуется больше инженеров, чем техников. Баланс рабочих со средним и высшим образованием меняется в сторону вторых. Очень хорошо, что у нас в Миассе есть два филиала Южного-Уральского и Челябинского государственных университетов. Мы с ними эффективно сотрудничаем. Стараемся обеспечить студентам достойные условия, и это не только зарплата, но и интересная работа, на которой нужно решать сложные и интересные задачи. Это одна из лучших мотиваций.

Павел Яковлев: «Сложная и интересная работа — одна из лучших мотиваций сотрудников»
 2

Имена лауреатов премии «Человек года — 2025» будут названы на торжественной церемонии 27 ноября. Победители определены путем проведения экспертного голосования.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.