Евгений Субачев: «Важно, чтобы в России покупали отечественную спецтехнику»

Евгений Субачев: «Важно, чтобы в России покупали отечественную спецтехнику»
Автор фото: Константин Карташкин. Иллюстрация: ООО «Деловой квартал — ЧБ»

Российское машиностроение сегодня нацелено на импортоопережение. Какова роль инновационных разработок и как на отрасль влияют экономические условия?

Своим мнением поделился генеральный директор «Завода СпецАгрегат», номинант премии «Человек года — 2025» Евгений Субачев. Он участвует в номинации «Инновации: малый и средний бизнес». В октябре завершилось экспертное голосование по определению победителей. Имена лауреатов будут названы на торжественной церемонии вручения наград 27 ноября. Организатором выступает бизнес-издание «Деловой квартал».

Евгений Владимирович, какие новые проекты реализует ваше предприятие в 2024-2025 гг. и с чем они связаны? Помогает ли возросшая в последние годы потребность в импортозамещении?

— В этом году «Заводу СпецАгрегат» исполнилось 20 лет. Он создавался как предприятие, ориентированное на выпуск продуктов по собственным конструкторским разработкам: коробок отбора мощности, линий катафорезного грунтования, прокатных станов — это и было первым опытом импортозамещения. Ориентировались на всё новое, что есть в мире, и адаптировали это под реалии нашей жизни и возможности российского производства. Линии проката профиля для евроокна тогда были только германские или итальянские, производство катафорезного грунтования копировали с Италии.

Теперь мы занимаемся проектами импортоопережения, что связано с уходом с российского рынка ряда компаний. Считаю это временем возможностей, технологического прорыва. Так, выросла потребность в аэродромной технике, поскольку европейские производители перестали ее поставлять. Мы разработали и выпустили инновационный фрезерно-роторный снегоочиститель, который хорошо себя зарекомендовал. Это машина с производительностью 5000 т., тяжелая, двухмоторная, с суммарной мощностью двигателей 944 л. с.

Она востребована не только у аэропортов?

— Да, техника работает на таких предприятиях, как АК «Алроса», ПАО «Сургутнефтегаз», «Космодром Восточный», ООО «Таймыргормаш». Выпустили первую опытную промышленную партию в количестве 10 автомобилей. Сделали итерацию 2.0: доработали образцы, внедрили современные системы электроники и контроля. Произвели еще 15 машин, которые будут работать не только в Российской Федерации, но и в Казахстане. Для предприятия важно привлечение экспортных контрактов.

Как вы оцениваете перспективы развития кооперации в регионе и в вашей отрасли?

— Важно, что мы производим продукцию с максимальным использованием отечественных комплектующих. Машину выпускаем совместно с автомобильным заводом «Урал», сотрудничаем со многими производителями в Челябинской области. Так, Миасский завод электроники разработал по нашему проекту хорошую систему управления фрезерно-роторным снегоочистителем.

Миасс — исторически город технических специалистов, интеллектуалов. В военные годы сюда был эвакуирован завод им. Сталина из Москвы. Сегодня наш регион остается опорным краем державы, здесь находится государственный ракетный центр им. Макеева и многие другие стратегически важные для страны предприятия. На этих производствах люди работают династиями. Это потомки тех инженеров, которые изначально развивали ракетостроение и автомобилестроение, а также многие другие виды деятельности в стране. Когда ты видишь свою продукцию в городах по всей России и даже за рубежом, чувствуешь большую гордость.

Евгений Субачев: «Важно, чтобы в России покупали отечественную спецтехнику» 1

Актуален ли для вас кадровый вопрос и как вы его решаете?

— Он актуален для всех предприятий. Компании активно участвуют в социальной повестке города. Мы входим в состав Союза промышленных предприятий «За развитие Миасса», являемся учредителями данного некоммерческого объединения и активно участвуем в реализации различных проектов, в том числе связанных с поддержкой спорта, культуры, благоустройства родного города. Социальная ориентированность — это не дань моде, а обязательное требование для любого предприятия, если есть желание работать и развиваться. В вопросе подготовки специального персонала взаимодействуем с высшими учебными заведениями ЮУрГУ и ЧелГУ, со школами, с Миасским машиностроительным колледжем.

В дополнение о кадрах хотелось бы отметить: мои родители познакомились в Южно-Уральском государственном университете, тогда это был Челябинский политехнический институт, на кафедре технологии машиностроения. Мы с младшим братом получали высшее образование по этой же специальности. Мой сын продолжает наше дело, он учится в магистратуре по направлению робототехники и мехатроники транспорта в ЮУрГУ. Его задача — развивать роботизированный участок для сварки изделий, которые мы производим. Хороший пример того, как с детства в семье прививается интерес к инженерно-техническим специальностям, чего последние десятилетия не хватало.

Папа, бабушка и сестра работали на автозаводе «Урал», мама — в ГРЦ им. Макеева, сейчас вся семья трудится вместе со мной.

Какие меры по повышению производительности труда вы предпринимаете?

— «Завод СпецАгрегат» является участником нацпроекта «Производительность труда». В 2021 г. мы заняли первое место в России благодаря поддержке губернатора, Фонда развития промышленности, Федерального центра компетенций. Это невероятно интересный процесс постоянного обучения.

Все улучшения мы делали не для того, чтобы сократить сотрудников, а увеличить выработку каждого конкретного человека. Следуем современным трендам роботизации и цифровизации процессов. При поддержке Центра робототехники внедряем эталонный сварочный участок, который будет универсальным.

Какие еще новшества вы вносите в производство?

— Повышать производительность нужно не просто для увеличения объемов выпуска изделий, а чтобы наращивать добавленную стоимость продукции. Хороший результат от участия в проекте «Производительность труда» мы получили благодаря тому, что отказались от нескольких видов низкомаржинальных продуктов и стали делать более востребованные и дорогие вещи. В результате кратно возросла эффективность, продолжаем этим заниматься. Предприятиям и предпринимателям стоит обратить внимание на экономическую роль проекта.

Евгений Субачев: «Важно, чтобы в России покупали отечественную спецтехнику» 2

Какие тенденции в промышленности, непосредственно в вашей сфере, можете отметить? Насколько повлияла высокая ключевая ставка?

— Не могу сказать, что я негативно отношусь к высокой ставке, потому что для меня важнее потребность потребителя в нашей продукции. Считаю, что жители России должны приобретать товары, которые производятся на территории страны. Пример: я хорошо отношусь к инициативе о том, что службы такси должны работать на отечественных машинах. Так, в Москве удобно передвигаться на автомобилях желтого цвета по выделенным полосам. В основном это транспорт экономкласса, хотя нужно отметить, что сейчас в России локализован и премиум-сегмент.

Такой подход стимулирует потребление отечественного продукта во всех отраслях, начиная с одежды и заканчивая спецтранспортом. Зачем платить деньги другим странам? Лучше вкладываться в свое развитие.

Также, я считаю, что правильным было бы объявление тендера на научно-исследовательскую и конструкторскую работу, которая хорошо субсидируется и получает государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях, а также на определенный объем продукции с необходимыми качественными показателями для НИОКР. В эту цену можно включать ключевую ставку, какой бы она ни была. И в то же время появится возможность бизнес-планирования на годы вперед, ты будешь знать, сколько единиц произведешь и продашь.

Насколько Китай является сильным конкурентом для российских машиностроителей?

— Китай зашел на рынок с большим количеством продукции разных видов. В нашем сегменте мы себя чувствуем довольно хорошо. Аналогичная европейская машина стоит порядка 100−120 млн руб., подобная китайская техника продается за 75 млн, а мы реализуем за 45−55 млн. Как такое возможно? У них развитая автоматическая линия и всё прочее, но в нашем сегменте не используется серийное производство, нет такой огромной потребности. Есть определенные технические решения, которые позволяют экономить. 

Конечно, в машиностроении было определенное отставание. Важно, что мы используем свои разработки и по желанию заказчика можем их усовершенствовать. Так что уже способны догнать и обогнать конкурентов, выпуская качественную специализированную машину, которая нужна потребителю именно в нашем исполнении. При этом конкуренция — это основа развития.

Какие основные вопросы решены на площадках Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, Союза машиностроителей и Союза «За развитие Миасса»?

— Мы как представители бизнес-сообщества, промышленности делимся, обмениваемся опытом и формируем запросы к органам исполнительной власти, прежде всего касательно улучшения качества жизни региона, ведь это то место, где живем мы и наши сотрудники. Также делимся с коллегами техническими решениями, которые способствуют развитию отрасли и экономики региона в целом. 

Какое значение для вас имеет участие в премии «Человек года»?

— Меня уже не единожды номинировали. Приятно, что коллеги ценят мои достижения. Никогда не было обидно, что не я победил, потому что награду получают тоже очень достойные предприниматели, мои коллеги и товарищи, и я всегда их лично поздравляю с победой.

Нравится организация мероприятия. В этом году мы с супругой с удовольствием примем в нем участие и поздравим «Деловой квартал» с 20-летним юбилеем в Челябинске и 15-летием проведения премии. У вас прекрасная команда, и я желаю вам дальнейшего развития!

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.