Прекрасная половина бизнеса: как будет развиваться семейное предпринимательство

В Челябинске обсудили преимущества и проблематику семейного бизнеса. Дискуссия прошла в рамках форума «Стальное кружево Урала». Участники рассказали, как, преодолевая трудности, идут к успеху.
Форум открыл губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Он напомнил о произошедшем взрыве на заводе в Копейске. ЧП унесло жизни нескольких человек, среди которых были женщины. В память о жертвах трагедии глава региона объявил минуту молчания.
Девиз форума «Время побеждать» символичен и перекликается с 80-летием Великой победы и с Годом защитника Отечества. Идет специальная военная операция, и всё это время наши героические женщины помогают бойцам и их семьям. Особенная благодарность женщинам, которые находятся с зоне СВО и выполняют воинский, профессиональный, гражданский долг, — сказал в приветственной речи Алексей Текслер. — Вы замечательные, умные, сильные, талантливые, вы находите время для общественной работы и профессионального развития, для семьи, творчества, всегда остаетесь любящими женами, матерями, дочерьми, опорой и поддержкой для своих близких. Нет сегодня таких отраслей, где бы не нашли применения своим способностям и компетенциям представительницы прекрасного пола.
Мысль о роли женщин продолжила супруга губернатора. Председатель организационного комитета V всероссийского открытого форума «Стальное кружево Урала», общественный деятель Ирина Текслер подчеркнула важность семейных ценностей:
Каждая из вас имеет голос, каждая должна быть услышана — для этого наш женский форум. Мы не претендуем на лидерские места. Русская женщина — это та боевая подруга, которая всегда со своим мужчиной, которая будет подавать патроны.
О женском и семейном бизнесе говорили участники одного из круглых столов, которые проходили в рамках двухдневного форума. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, среди производителей косметики 75% российских компаний — семейные, среди фермерских — 99%, в числе владельцев частных школ — 95% и т.д. Половину всей выпечки хлеба в стране тоже выполняют фамильные организации.
Семейный бизнес нацелен на долгосрочное и стабильное развитие, потому что владельцы планируют передать свою компанию детям. Это выгодно государству. Во-первых, это регулярное поступление налогов. Во-вторых, это семьи со стабильным достатком, то есть уверенный средний класс — необходимый элемент экономики страны. Ну и плюс демографический потенциал семьи предпринимателей: общее дело, интересы и цели, — сказала вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Наталья Осипова.
В ведомстве считают, что пришло время закрепить понятие «семейного бизнеса» на законодательном уровне. В 22 регионах страны такие правовые акты уже приняты. В Челябинской области вопрос пока открыт. На форуме принято решение выйти с инициативой в Законодательное собрание.
Что касается закона о семейном предпринимательстве. Работа ведется. В большинстве — это малый бизнес, имеет меры поддержки, которые оказываются субъектам МСП. Какие-то преференции не предусмотрены, и это барьер к закреплению в законодательстве. Часто не сами меры поддержки необходимы семейному бизнесу, а безбарьерные решения по передаче бизнеса, по обелению трудоустройства членов семьи, чтобы у налоговых органов не было вопросов к дроблению компаний. Это всё решается на федеральном уровне, — ответил первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Ильмар Шариев.
Генеральный директор ТД «СантехУрал» Сергей Ермаков обозначил сложности в юридических вопросах передачи бизнеса по наследству:
27 июня 2018 г. Южно-Уральская торгово-промышленная палата одна из первых в России заявила о необходимости планирования наследования при передаче бизнеса преемнику. Стратегий развития бизнеса много: краткосрочные, долгосрочные — я бы даже сказал, сколько бизнесов, столько стратегий, но всё это когда-то заканчивается — и жизнь, и бизнес. Практика показала, что к этому готовятся сильно заранее. Первое поколение предпринимателей физически и морально стремительно стареет, этому способствует технологический прогресс. Я бы хотел передать бизнес сыну, и чтобы он открыл ИП или ООО, получил собственный опыт. Но получается дробление бизнеса и аффилированные лица. Не всегда есть возможность работать с другим поставщиком.
Необходимость прогматичного подхода к таким щекотливым вопросам, как завещание бизнеса, ощутила на себе семья Соколовых. Год назад семью постигла трагедия: ушла из жизни мама пятерых детей, президент челябинского «Союза успех», основатель и директор сети цветочных салонов Вера Соколова. Для близких к личной боли добавились проблемы с бизнесом.
Бизнес просто встал, потому что сразу закрылись все счета. У нас не было времени полноценно переоформить компанию. Соответственно, об этом нужно задумываться заранее. Всё что мы можем передать своим детям — это любить свое дело. Бизнес не должен заключаться на одном человеке: важно выстроить процессы, максимально всё оцифровать, прописать чек-листы. Большой плюс в семейном бизнесе в том, что у нас есть команда, и тут важно распределение ролей: кто-то занимается операционной работой, кто-то закупками и т.д. Так как у нас присутствует иерархия, то мы прислушиваемся к старшему, — поделилась личным опытом управляющая брендом «Цветопторг» Светлана Соколова.
Тему преемственности продолжил Александр Майер, возглавляющий легендарное южноуральское предприятие.
Считаю, что для преемника важно знать историю. Меня учили это ценить, любить, — сказал генеральный директор курорта «Увильды» Александр Майер. — Очень важно при цифровизации и внедрении новых технологий не потерять самое основное — персонал. Внедрение современных технологий не должно заменить людей, а улучшить их работу. Наша гордость — это коллектив. У нас работают династии. Считаю, что государство должно содействовать и транслировать молодому поколению, что семейный бизнес — это здорово.
Генеральный директор компании «Внешэкономаудит» Светлана Киселёва поделилась семейной гордостью: ее дочь продолжает свой путь в аудиторской профессии.
Что для бизнеса важнее: быть успешным или устойчивым? Успешный бизнес не всегда устойчивый, но устойчивый всегда успешен. Преемственность — это не про передачу бизнеса, а про продолжение смыслов. Моя дочь тоже выбрала профессию аудитора, придерживается тех же принципов, что и я, думает о развитии. Это будущее бизнеса, который я с партнерами создала 20 лет назад. Всё, во что ты веришь, продолжается в тех, кто идет после тебя.
Женщины-предприниматели поделились личным опытом преодоления трудностей и личной душевной болью на пути к успеху. Несколько лет назад руководитель агентства KONABRAND Наталья Мухина страдала от потери волос. Сначала заболевание привело к унынию, но однажды женщина решила: она эксперт по брендингу и не будет сдаваться. Тогда она превратила свое отличие в преимущество: при создании образов стала использовать красивые платки для украшения головы.
Я не стала отказываться от встреч, пошла туда, где меня видят. И вот первый мастер-класс. Я выступаю перед людьми в ярко-оранжевом платке. Ко мне подошел человек и сказал: Наталья, вам очень идет этот стиль, образ соответствует уровню вашей экспертизы, я вам доверяю и хочу обратиться за советом. И я поняла: с густыми волосами была как все, а теперь не сливаюсь с фоном. Личный бренд — это не терапия, а бизнес-инструмент. В первый год моего эксперимента с платками мы увеличили выручку на 30%, пересмотрели стратегию и бизнес-позиционирование. Поддержка в семейном бизнесе — это самое главное, рассказала свою историю Наталья Мухина.
Форум «Стальное кружево Урала» проходил два дня. Новшеством стало проведение первого в России Фестиваля кокошников.









