Дарья Голуб: «Нейросети изменят IT-отрасль»

Как объединить человеческий капитал и технологии? Опытом решения актуальных задач делится номинант премии «Человек года — 2025» Дарья Голуб.
Ее достижения представлены в номинации «Кадры». Директор по развитию группы компаний «Интек» и «Инсайдер», соучредитель Ассоциации IT-компаний Челябинской области Дарья Голуб третий год развивает студенческую конференцию «Войти в IT может каждый»: добавлены IT-хакатоны, межвузовские конференции и другие мероприятия. Осенью 2025 г. запускает проект «Бизнес-Лаб: рабочие стратегии успеха», а также конференцию по искусственному интеллекту.
Дарья, как у вас возник интерес к работе с кадрами?
— С первого курса обучения в вузе я преподавала математику для старших классов, так как мне было интересно делиться знаниями со школьниками. С приходом в компанию «Интек» в 2020 г. опыт преподавательской деятельности пригодился в запуске нового на тот момент направления (работа с вузами и HR-бренд), которое я спустя непродолжительное время возглавила. Сейчас эти проекты хорошо известны в регионе среди студентов и преподавателей, и в целом event-направление стало одним из самых результативных в компании.
Вместе с мероприятиями для студентов мы реализуем общественно значимые проекты. Например, в 2024 г. запущено обучение ветеранов СВО совместно с Центром занятости населения. Этот проект победил во всероссийском конкурсе профмастерства. В текущем году подключили еще и семьи этой категории.
Также в 2025 г. начали работать со школами, уже прошли первые профориентационные встречи. Теперь хотим тиражировать этот опыт, ведем переговоры с Министерством образования Челябинской области о том, чтобы сделать занятия официальными, то есть рекомендованными учебным заведениям.
Вы работаете с очень разными категориями: школьниками, студентами, взрослыми людьми. Для всех нужен свой подход?
— Да, каждую программу стараемся готовить под целевую аудиторию. Даже в высшем учебном заведении первые и четвертые курсы — это разный уровень, поэтому мы их всегда разделяем. Сначала это больше ознакомительные встречи, чтобы ребята дотронулись до сферы IT, поняли, что это такое и что в отрасли работают не только программисты, но и маркетологи, бухгалтеры и др. К примеру, проходил практику event-менеджер, который занимался организацией наших мероприятий, и остался доволен.
Кстати, конференция называется «Войти в IT может каждый» не просто так. В любой IT-компании примерно по 30% айтишников, маркетологов и менеджеров по продажам, а также дизайнеры и административный персонал. Я и сама имею иное образование.
Как заинтересовать практиканта, чтобы он вернулся работать после окончания учебного заведения?
— Не каждый студент может попасть к нам на практику: мы проводим собеседование, а затем принимаем решение. И либо ребята проходят ее дистанционно, либо в офисе.
«Интек» специализируется на разработке программного обеспечения. Главная ценность нашей программы прохождения практики заключается в том, что ребята получают реальные задания в зависимости от своей специализации и вместе с командой, с наставником выполняют кейсы, которые впоследствии применяются на практике в реальных проектах. Они выполняют задачи как полноценные сотрудники. Для молодых людей очень важно, что они работают не в корзину, а видят результат, и их ценят.
Какие результаты это дает?
— Как-то я проводила встречу со студентами, и один молодой человек сказал, что хочет у нас работать. Через некоторое время так и случилось, и он напомнил мне о том разговоре. Это было очень приятно!
К нам трудоустраиваются ребята после окончания учебного заведения, которые узнали о компании на наших мероприятиях, в том числе на конференции «Войти в IT может каждый», организуемой нами. Сейчас в команде работает девушка, когда-то выигравшая нашу фирменную игрушку — гуся, который очень нравится молодежи. У нас даже есть фотография этой девушки с игрушкой. Ей и нам приятно такое совпадение.
Есть сотрудники, проходившие у нас практику, стажировку, а затем они трудоустраивались. Значит, им интересно, они видят перспективу. У нас много интересных кейсов. Одна девушка-дизайнер так рвалась на работу, что нашла мой личный номер и сказала, что ей не ответили на резюме, а она очень хочет пройти собеседование. HR-директор встретилась с ней, и вот мы работаем по сей день.
Словом, все наши активности приносят пользу и молодежи, и бизнесу. В проектах мы участвуем не одни. В регионе активное и сплоченное IT-сообщество, лично я не наблюдаю нездорового и агрессивного соперничества за кадры или за клиентов, конкуренция проходит достаточно цивилизованно.
Какие вызовы сегодня стоят перед HR-специалистами в вашей отрасли?
— Для регионального IT-бизнеса в целом и нас в частности кадры — это важный вопрос, даже несмотря на то, что входим в своей нише в тройку разработчиков в стране* (в сегменте разработки готовых сайтов на 1С-Битрикс). Мы делаем ставку на развитие своего HR-бренда и работу с молодыми специалистами.
В последнее время был бум популярности профессии. Сейчас в большинстве учебных заведений есть кафедры информационных технологий, даже в школах есть специальные классы. Это неизбежно привело к ситуации переизбытка «джунов», то есть молодых специалистов. В целом сейчас конкуренция составляет порядка 50 человек на одно рабочее место, но они не могут самостоятельно выполнять какие-то сложные задачи и проекты. Им можно поручить что-то доступное для них, но в тоже время полезное для компании, например, задачи, связанные с несложной доработкой проектов, или техническую поддержку, при этом закрепить наставника.
«Мидлов» гораздо меньше, но найти можно. Сложнее с «сеньорами». Это специалисты самого высокого уровня, которые могут сами выполнять сложные проекты. У этих трех категорий существенно отличается уровень оплаты труда. «Джуны» получают 1Х, «мидлы» — 3Х, «сеньоры» — 5Х и больше.
Как будет развиваться ситуация, на ваш взгляд?
— Стремительно развивается искусственный интеллект, появляются новые алгоритмы, нейросети, и они уже сейчас сильно трансформируют процессы в IT-компаниях и влияют на требования к молодым специалистам. Широкое распространение получил так называемый вайб-кодинг — совместная разработка кода программиста и ИИ-ассистента. И тут есть очень важный момент — продуктивно работать с такими технологиями может реально опытный программист, который обладает опытом, понимает, что за код разрабатывает ИИ-ассистент, и может его контролировать, корректировать. Молодые специалисты, к сожалению, часто не обладают таким опытом, и им лучше обходиться без применения таких ИИ-ассистентов. Соответственно, среди «джунов» может вырасти безработица. Это коснется прежде всего региональных IT-компаний.
Сегодня ИИ может продавать, быть маркетологом, если правильно выстроить сценарий его работы. Удивительно! При этом внедрение и использование качественных нейросетей пока еще очень дорогое дело, нужны сильные эксперты, ИИ-интеграторы и разработчики. Чеки бывают высокими, особенно если заказывать услуги у известных компаний.
Точный прогноз, по какому сценарию будут развиваться технологии искусственного интеллекта и к каким последствиям для всех нас они приведут, точно сказать никто не может. Лично я считаю, что в ближайшем будущем человеку станет недостаточно быть профессионалом в одной сфере — растет спрос на специалистов с Т-компетенциями, когда эксперт разбирается не только в своей профессиональной сфере, но и в смежных. Сегодня выгодно быть мультиспециалистом.
За два года активного использования нейросетей можно сделать уверенный вывод: для продуктивного использования нейросетей необходима глубокая экспертность. При этом нейросети часто усиливают компетенции и бывают бесполезными для человека без опыта. Простой пример. Если вы никогда не производили поисковой оптимизации сайта, начиная от сбора семантического ядра и заканчивая технической оптимизацией, помощь ИИ-ассистента вам будет бесполезна, вы просто не поймете его ответов и рекомендаций, да и промпт, скорее всего, правильный тоже не подготовите. В то же время в нашей компании ИИ-ассистенты уже выполняют до 40% процессов оптимизации сайтов, и качество их работы просто превосходно только благодаря тому, что с ними работают именно эксперты и специалисты с большим опытом.
Таким образом, с активным приходом ИИ в бизнес может усилиться конкуренция бизнеса за высококвалифицированный персонал. И это коснется большинства сфер, потому что всем нужны крутые управленцы среднего и высшего звена. Значит, нужно будет получать новые знания и навыки.
Искусственный интеллект может решать кадровый вопрос, собеседовать и нанимать специалистов? Как вы к этому относитесь?
— Расскажу одну историю. Мой сын занимается футболом. Когда я привела его на первую тренировку, не знала, где парковка. Написала в чат школы, и менеджер начал объяснять, показывать фотографии местности, просить прислать фото, где я стою, говорить, что я иду в правильном направлении. И только когда ответ пару раз повторился дословно, я поняла, что общаюсь с нейронкой, а не человеком. Получается, что организация решила вопрос с менеджером, который должен консультировать клиентов в режиме 24х7. Уверена, что это направление будет развиваться.
Если говорить про рекрутинг, то сейчас наблюдается забавная ситуация: кандидаты стали массово использовать ИИ для подготовки нейросетей, причем делать это настолько хорошо, что HR повсеместно сталкиваются с ситуацией, когда их старые методики скрининга резюме, в том числе с помощью нейросетей, утратили эффективность, и сейчас определить только по резюме профессиональный уровень кандидата намного сложнее.
Поэтому считаю, что нейросеть пока не заменит эйчаров, потому что это специалисты, которые могут оценить претендента, внедрить его в компанию, провести онбординг. Но время покажет.
И всё же заглянуть в будущее всегда интересно. Каковы ближайшие планы компании «Интек»?
— Следуя трендам, мы пошли в популяризацию искусственного интеллекта в регионе. Сформировали пул мероприятий, которые работают на разную целевую аудиторию, чтобы познакомить людей с кейсами по нейросетям и тем, как делать их доступнее.
Хочу отметить силу IT-сообщества в Челябинской области, также у нас очень крутое Минцифры. К примеру, создан чат, где находятся сам министр и директора компаний, представители Центра развития цифровых технологий. Это очень эффективно. Наша основная миссия, задача бизнеса — это развитие региона. Челябинские компании широко известны в стране, мы выходим на ближнее и дальнее зарубежье. У отрасли хорошие перспективы!










