Испытание на прочность: тренды челябинской промышленности

Последний год для предприятий был непростым: высокая ключевая ставка снизила доступность кредитов для инвесторов. Развитие получили процессы цифровизации и роботизации производств.
С какими трудностями сталкивается челябинский бизнес и каковы перспективы? Этой осенью тема обсуждалась на различных мероприятиях: заседании Союза промышленников и предпринимателей, конференции «Код индустрии» и пр. «Деловой квартал» собрал мнения представителей органов власти и предпринимателей.
Михаил Кнауб, министр промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области:

На фоне растущего спроса наших предприятий в регионе есть все предпосылки для развития индустрии робототехники. Это производство и промышленных, и сервисных роботов. На сегодняшний день промышленная роботизация и цифровизация — главный драйвер перемен в производственной сфере.
В первом полугодии индекс промышленного производства показал небольшое снижение, составив 95,2%. Сказались и нестабильная денежно-кредитная политика Центробанка, и волатильность валютного курса, и зависимость от импорта, и снижение спроса на внешнем и внутреннем рынках.
Для Южного Урала промышленность — основа развития. Предприятия являются крупнейшими работодателями, формируют значительную часть бюджета, поэтому важно, чтобы региональное производство работало без сбоев, с нарастающей динамикой, несмотря на внешние и внутренние факторы. Правительство области активно поддерживает предприятия через программы субсидирования, налоговые льготы и другие меры поддержки.
Борис Видгоф, президент группы компаний «БОВИД», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области (из выступления на заседании правления СПП 26.09.2025 г.):

Замедление экономики подтверждает статистика. По итогам семи месяцев 2025-го в сравнении с аналогичным показателем прошлого года индекс промышленного производства в Челябинской области снизился на 5%. Добыча полезных ископаемых сократилась на 7,4%, обрабатывающая производство — на 5,4%, энергопотребление — на 4,3%, ввод жилья в эксплуатацию — почти на 5%. Индивидуальное жилищное строительство продолжает расти, больше чем на 4%.
С будущего года нас ждет повышение НДС до 22%. При этом доля малого бизнеса, для которого будет доступна упрощенка, серьезно сократится. Нас ждут еще более жесткие условия делового климата. Видим признаки существенного охлаждения экономики. В связи с этим большую тревогу вызывает скрытая безработица. На данный момент она составляет от 3 до 5% сотрудников.
Промышленность сегодня проедает прибыль, накопленную в прошлые периоды, или ту, которая генерируется другими непрофильными компаниями, входящими в холдинги. В машиностроительных, металлургических предприятиях, в стройиндустрии склады и дилерские центры заполнены продукцией под завязку. Нет платежеспособного спроса. Такое положение вызывает серьезное беспокойство профсоюзов.
Илья Таболин, руководитель обособленного подразделения группы «Синара» в Челябинске:

К примеру, на старте выпуска нового троллейбуса мы попали в «идеальный шторм» и были вынуждены перепроектировать машину с учетом превалирующего объема российских компонентов, в том числе производимых в Челябинской области. Модель пришлось практически создать заново. Это позволило нам получить дополнительные компетенции, новый продукт и сделать значительный шаг в сторону технологического суверенитета. И это единственный вариант в таких ситуациях — адаптироваться и делать свою работу лучше.
Конечно, мы ожидаем, что экономическое давление, связанное с высокой ключевой ставкой, будет снижаться. Эффективнее и выгоднее развиваться не только на собственные, но и на привлеченные средства, и снижение ключевой ставки позволит восстановить инвестиционную активность. Это даст стабилизацию и рост загрузки, выручки и, как следствие — валового регионального продукта.
Марк Гроо, генеральный директор компании «Ура, кондитеры!», председатель комитета Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства:

Что касается планов внедрения новых технологий, в каждый процесс будем аккуратно вводить искусственный интеллект. К примеру, в юридической службе можно цифровизировать заключение некоторых видов договоров и т. д. Думаю, актуальность этого направления будет расти, потому что в высококонкурентной среде ускоряются все процессы. Как бы ни менялась ситуация в экономике, нужно видеть долгосрочные цели, а это прежде всего эффективность любых процессов.
Кто хочет развиваться, тот инвестирует, даже в нынешних условиях. Чем выше ставка, тем менее рискованными должны быть вложения. Нужно думать, что более необходимо на данном этапе. Если это очень нужный проект, то предприниматели считают внутренний возврат: он может быть года три, а если 10 лет, то только под очень крупный и важный проект. Для, скажем, модернизации небольших участков линий выбирают варианты с окупаемостью за год. Снизится ставка — можно смотреть 2-3 года. То есть происходит более тщательный отбор проектов, при этом инвестиционная активность не раздувается, а становится более взвешенной.
Автор: Елена Мицих
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.









