Риск или возможности: эксперты объяснили, каким должен быть сайт успешной компании

Как предпринимателям ориентироваться в цифровом мире, зарабатывать, избегая потерь и ошибок?
В интернете насчитывается более миллиарда сайтов, с каждым днем их становится больше примерно на 250 тысяч. Запуская сайт, предприниматели рассчитывают монетизировать свои идеи и получать доход, однако забывают, что в сопровождение, актуализацию и безопасность сайта нужно вкладываться. Небрежность и ошибки могут привести к репутационным и финансовым потерям. Эксперты объяснили, как их избежать.
Без поддержки не обойтись
Каждая компания, создавая сайт, рассчитывает, что он принесет ей пользу: новых клиентов, рост продаж и др. Однако специалисты напоминают, что сайт компании нуждается в непрерывном обслуживании и совершенствовании.
Фото из личного архива Марины Теске
Сайт — это цифровой двойник коммерческой части компании, живой организм, который мало «родить», о нём необходимо заботиться, чтобы он продолжал жить, оставался здоровым и не заставлял собственника тратиться на лекарства (штрафы). Это тот случай, когда своевременная профилактика в виде обновления дизайна, технических доработок и обслуживания гораздо выгоднее лечения. Будучи живым организмом, сайт живет по своим и общественным правилам — законам РФ и собственной логике cms, на которой он создан.
Если мы не делаем апдейт собственного поведения в соответствии с изменениями законодательства, то становимся маргиналами, устареваем и умираем. Не проходим регулярный чекап, не принимаем витамины, не тренируемся — ослабеваем. То же и с сайтом: если не делаем ТО, не обновляем пароли, не тестируем гипотезу, то нас убивают вирусы. Хотим жить — инвестируем в организм, тренируем, защищаем. Не хотим в рабство — защищаем свою свободу, то есть отстаиваем информационную безопасность, — считает маркетинг-партнер федеральных и региональных компаний Марина Теске.
Информационные угрозы — серьезная опасность, которая может возникнуть в любой момент. Нередко в этом оказываются виноваты сами предприниматели. В результате вместо ожидаемой монетизации возможны финансовые и репутационные потери. На это обращает внимание основатель IT-компании Xpage Ильдар Чуракаев. Xpage уже два десятилетия создает сайты и другие программные продукты, ежедневно ограждая своих клиентов от массы информационных угроз. Эффективность фирмы подтверждают не только ее награды и позиции в рейтингах, но прежде всего финансовые результаты компаний, с которыми она работает.
Фото предоставлено IT-компанией Xpage
Почему-то не все уделяют внимание техобслуживанию и апдейту сайтов. В этом случае владелец рискует понести потери, ведь без обслуживания даже самая лучшая и продуманная cms становится уязвимой для атак. Иногда злоумышленникам даже удается получить полный доступ к сайту. Как только хакерам становится известно об уязвимости, они начинают автоматический поиск сайтов, на которых уязвимость не закрыта. Как правило, вендор довольно быстро фиксирует угрозы, что делает особенно важным процесс своевременного обновления, и тот же «Битрикс» предупреждает об опасности через свои источники, например телеграм-канал 1С-Битрикс Безопасность, — пояснил Ильдар Чуракаев. — Как показывает практика, сайты без поддержки разработчика покрываются уязвимостями, поскольку находятся на старой версии ПО. У нас довольно много проектов, на обслуживание которых клиенты не выделяют ресурсы. Многие сайты были взломаны, но мы знаем, что регулярная поддержка помогла бы этого избежать.
Как избежать потерь
По словам Ильдара Чуракаева, для поддержания сайта в актуальном состоянии и регулярного обслуживания не требуется больших затрат. Если не вкладываться в сайт, можно понести гораздо более серьезные убытки. Уязвимость грозит предпринимателю или компании-собственнику большими неприятностями: потерей контроля, утечкой данных клиентов, а при интеграции с внутренними системами учета — утечкой внутренних финансовых данных. На восстановление могут потребоваться гораздо более серьезные деньги.
При некорректном использовании сайт может стать источником штрафов, финансовых и репутационных потерь. Он может подвергнуться DDOS-атакам. Например, ретейлу важно знать цены конкурентов и получить их, они хотят самым простым способом, прибегая к регулярному парсингу. Если сервис не предпринимает ничего для сокрытия своего ассортимента, цен и складских остатков, информация о них становится подарком для конкурента, поэтому без защиты не обойтись, — рассказал Ильдар Чуракаев.
Часто разработчики могут оставлять в коде страницы данные о полном списке товаров, ценах и остатках, которые достаточно просто извлечь злоумышленнику. Если магазин не допустил таких ошибок, то роботы злоумышленников вынуждены обходить каждую страницу сайта для конкретного товара и города, чтобы получить данные об актуальных остатках, а это может дать ощутимую нагрузку на ресурс и стать причиной проблем с загрузкой, особенно если накладывается на пик посещаемости ресурса. Впрочем, существуют сервисы, защищающие от автоматизированного парсинга: Яндекс Smart Captcha, DDOS Guard Bot Mitigation, а также WAF и rate-limit на уровне сервера. Их задача — отличать людей от роботов, замедлять подозрительные запросы и включать капчу только при аномалиях, чтобы не портить UX.
Бизнесу это грозит падением скорости сайта и конверсии, сбоями в оплате, искажением аналитики, повышенными затратами на инфраструктуру/трафик, просадкой SEO и репутационными рисками. Всего этого можно избежать, если созданием и обслуживанием вашего сайта будут заниматься специалисты, — подчеркнул эксперт.
Доверяйте профессионалам
Нельзя забывать, что сайт и его элементы являются объектами интеллектуальной собственности. Представьте, что вы вкладываете огромные ресурсы в создание контента: оплачиваете дорогостоящую фотосъемку, пишете тексты, но в какой-то момент всё это оказывается у конкурента.
Фото из личного архива Сергея Гаврюшкина
Чтобы не столкнуться с претензиями, нужно правильно оформить исключительные права. Сделать это можно по договору авторского заказа, закрепив в документах, что права на все материалы переходят заказчику. При этом важно учитывать личные неимущественные права авторов: например, дизайнер может запретить вам убирать его подпись, если не было отдельного соглашения. При создании контента сотрудниками необходимо грамотно оформить служебные произведения: исключительные права принадлежат работодателю, но это должно быть подтверждено документально. Только так у собственника-правообладателя появится возможность защищать сайт от нарушителей, — рассказал управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры», Сергей Гаврюшкин. — Если данные украли, можно потребовать удаления незаконно размещенного контента, взыскать компенсацию с нарушителя в размере до 5 млн рублей. Рекомендую фиксировать уникальность контента: хранить исходники фото, черновики текстов, договоры с авторами. Всё это может стать доказательством в суде.
Чтобы сайт помогал реализовать цели бизнеса и не стал источником проблем, важно доверять его создание и обслуживание профессионалам, уверен Ильдар Чуракаев.
Профессионалы с большим практическим опытом создадут надежный и эффективный сайт в оптимальные сроки. Вам нужно лишь максимально точно озвучить им свои потребности. Профессионалы смогут гарантировать отсутствие ошибок и уязвимостей, помогут привлечь трафик и настроить рекламу, организуют грамотное сопровождение, защитят от внешних угроз. В результате ваш сайт станет источником прибыли, а не рисков, — подытожил Ильдар Чуракаев.
С этим полностью согласен Сергей Гаврюшин. Он считает, что к сайту нужно относиться как к активу, такому же, как фирменный стиль или товарный знак. Вряд ли кто-то доверит их разработку случайным людям. Это правило действует и для сайтов.
Не стоит доверять разработку и техническое обслуживание сайта компаниям-однодневкам или программистам-фрилансерам. Работайте с профессионалами, — советует эксперт.
Кстати, эти и другие вопросы будут обсуждаться на авторском семинаре Сергея Гаврюшкина «Право на успех: как защитить и монетизировать идеи», который пройдет 25 сентября 2025 года в отеле Radisson при поддержке компании Xpage. Билеты можно приобрести на сайте Защити-идею.рф.
Реклама, ООО «Диджитал-продакшн», ИНН 7447288504, erid: 2W5zFHKVdZr










