Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает

Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает
Иллюстрация: фото предоставлено Константином Беловым

Комедия в суровом Челябинске? Ещё недавно это звучало как шутка. А теперь — это рабочий формат с живой сценой, вечерними шоу и настоящим комьюнити.

Мы поговорили с его основателями и идейными вдохновителями — Аркадием Зубковым и Константином Беловым. Они рассказали, как в Челябинске воспринимают юмор, сколько зарабатывают комики и как попасть на сцену даже если тебе 50 лет и ты никогда не выступал.

Как родилась идея объединить стендап комиков Челябинска в одно сообщество? И что это больше все-таки творчество или бизнес?

Аркадий Зубков: Началось всё, конечно, с творчества. В стендапе по-другому и не бывает — это жанр, который изначально предполагает сообщество. Ты не можешь делать стендап в одиночку. Когда он только появился в Челябинске, лет 12 назад, сразу начало формироваться объединение комиков, которые выступали, общались, делились материалом.

Идея открыть именно свой стендап-клуб родилась три-четыре года назад. Нам казалось, что это ответственный шаг: не просто бегать по барам с микрофоном, а создать своё гнездышко. Где ты не зависишь от владельцев заведений, от их расписания. Своя сцена, свои зрители, своё комьюнити.

У меня уже тогда был опыт — лет шесть или семь в стендапе. До этого был КВН и разные юмористические делишки. (Смеется) А Костя пришел чуть позже, он занимается стендапом около двух лет. Но у него большой опыт в бизнесе. И вот когда мы с ним познакомились, то к открытию клуба стали двигаться быстрее.

Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает 1

То есть вы как бы дополнили друг друга?

Аркадий Зубков: Именно. Я больше про творчество, организацию выступлений, комиков, материал. А Костя — про системность, про цифры, планирование. Раньше мы просто: выступили — разошлись. Никто не считал ни зрителей, ни выручку, ни затраты. С появлением Кости это стало меняться.

Константин Белов: Мы начали систематизировать процессы, следить за качеством мероприятий, повышать уровень. И как только мы это сделали — оказалось, что в прежнем месте нам уже тесно. На выступления начали приходить полные залы, людей некуда было сажать.

Аркадий Зубков: Ты доходишь до точки, где понимаешь: всё, дальше нужно масштабироваться. Можно, конечно, продолжать работать так же — собирать гостей, зарабатывать, но уже нет развития.

То есть идея клуба родилась из внутренней потребности?

Константин Белов: Да. Мы не могли дать возможности ни себе, ни другим комикам выступать чаще, расти, развиваться. Всё было на уровне хобби: пришли после работы, выступили, разошлись. У многих так и остаётся — работа, семья, сад-огород, а вечером — выступление.

А нам хотелось, чтобы у людей появилась привычка: прийти после работы не просто домой, а в клуб — посидеть, посмеяться, провести вечер. Чтобы стендап стал частью городской культуры, как кино или театр.

Три месяца — небольшой срок, но уже можно подводить первые итоги. Были ли неожиданные успехи или трудности?

Аркадий Зубков: Ну, прямо громко говорить «успехи» — рано. Мы всё ещё в процессе: отлаживаем механизмы. Но положительная динамика точно есть. У нас часто собирается полный зал, и это радует. Люди приходят, возвращаются — для нас это самый главный показатель. Постоянные гости — это вообще лучший комплимент.

А трудности были? Или пока все идет гладко?

Константин Белов: Скорее, это не трудности, а интересные вызовы. Я, например, раньше вообще не имел дела с общепитом. До этого все наши мероприятия проходили в заведениях, где уже всё было готово: кухня, бар, персонал — как бы на аутсорсинге. А теперь мы отвечаем за это.

Вот и начинаются нюансы: работа с поварами, барменами, официантами. Вроде бы это несложно, но когда вникаешь — понимаешь, что каждая деталь влияет на впечатление гостей.

В бизнесе не бывает мелочей. Всё влияет на общее впечатление — начиная от качества звука, заканчивая скоростью подачи коктейля. Можно сделать классное шоу, но если человеку принесли невкусную еду или он ждал заказ 40 минут — всё впечатление испорчено. 

Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает 2

Вы открылись летом. Это ведь не самый простой сезон?

Константин Белов: Да, мы стартовали в самый, казалось бы, «мёртвый» сезон: лето, отпуска, дачи, шашлыки. Все уезжают на озёра. Но! Уральская погода благосклонна к нам. Чуть-чуть тепла дала — и хватит, спасибо на этом. Это нам сыграло на руку.

Аркадий Зубков: Осенью начинается «высокий» сезон, и мы к нему готовимся основательно. Уже сейчас у нас почти вся сетка забита — как своими мероприятиями, так и гастролями ребят из Москвы и других городов.

Сколько сейчас участников в объединении, и по какому принципу вы их отбираете? Это закрытый клуб или открытая платформа?

Аркадий Зубков: Конечно, выступить может любой желающий. Мы не закрытый клуб — если человек просто шел по улице и подумал: «А почему бы мне не попробовать?», — пожалуйста. Для этого у нас есть формат открытого микрофона.

Но если речь уже идет о платных шоу, где зрители покупают билеты, там, конечно, есть отбор. 

Сейчас у нас есть две категории комиков: новички и так называемая основа. В «основе» сейчас около 30 человек — это те, кто уже стабильно выступает. Новичков примерно столько же. И чтобы попасть из новичков в основу, нужно пройти путь: набраться опыта, научиться писать, подачу прокачать — всё это занимает время.

Константин Белов: У нас есть важная цель — развивать местную комедию, местных ребят. Мы, конечно, приглашаем известных комиков, но главное — вырастить «своих».

Аркадий Зубков: Потому что здорово, когда хороший комик появляется здесь, в Челябинске. Он потом может уехать на кастинг в какой-то федеральный проект — и там уже говорят: «О, а он из того самого клуба». Это и нам плюс, и городу. Условно, как школа комиков.

Константин Белов: Это важно, потому что ты можешь написать шутку, которая тебе кажется идеальной, но пока ты не проверишь её на сцене десятки раз, ты не узнаешь, работает она или нет. И часто из часа материала остаётся 5–10 минут того, что не стыдно показывать на телевидении.

Вступить в клуб может стать каждый?

Аркадий Зубков: Комиком может стать любой человек. У нас в основном выступают мужчины, но мы очень хотим больше девушек. Женский юмор — это круто!

Константин Белов: Тем более, что по статистике на наши мероприятия чаще приходят женщины. Они активнее — и в соцсетях, и в посещении мероприятий. Так что интерес к женскому стендапу есть, и он растёт. 

Какой возраст у ваших комиков?

Аркадий Зубков: Очень разный. Самому младшему — 18, самому старшему — 60. В среднем — 25-40. Это, кстати, идеальный возраст, потому что у человека уже есть жизненный опыт, есть о чём говорить. 

Константин Белов: Вообще, если посмотреть на западных комиков, то многие из них становятся популярными после 40. У нас тоже есть такие примеры. Потому что комедия, как и любая профессия, требует времени. Начал в 35 — и к 45–50 у тебя багаж знаний и опыта. 

Как у вокалиста есть голосовой диапазон, так и у стендап-комика — возрастной. Чем больше жизненного опыта, тем шире спектр тем, о которых он может шутить по-настоящему честно и глубоко.

Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает 3

Расскажите о бизнес-модели: за счет чего проект зарабатывает?

Константин Белов: Сейчас у нас есть три основных источника дохода. Первый — продажа билетов. Они у нас недорогие — 500–600 руб. на местных комиков. С их реализации мы понимаем, сколько людей придёт, и, соответственно, как спланировать количество персонала, продуктов и всего остального.

Второй — продажи кухни и бара во время мероприятий. Мы держим низкие цены, несмотря на то что работаем в формате концертной площадки, а не полноценного бара. Времени на заработок у нас немного — обычно работаем с 20:00 до полуночи и не каждый день.

Третий — добровольные донаты. Никого не обязываем, но если гости хотят поддержать развитие клуба, мы всегда благодарим. 

Аркадий Зубков: Если говорить о звездных комиках, то цена билета может доходить до 3,5 тыс. руб. за первый ряд. Всё зависит от гонорара артиста. Для сравнения: на большой площадке билеты в первый ряд стоили бы столько же или даже дороже. Но у нас более камерная атмосфера — максимум 130 мест, и это создает живой контакт со сценой. Комики после выступления обычно не уезжают сразу, а остаются пообщаться, сфотографироваться — что невозможно на больших площадках.

Константин Белов: Сейчас мы работаем на уровне самоокупаемости — и это уже хорошо, особенно учитывая, что мы открылись в «низкий» сезон. Мы смогли почти сразу покрывать свои расходы, хотя до стабильной прибыли ещё далеко.

Аркадий Зубков: Лето для стендапа — всегда провал. Но даже в этот сезон у нас не было ситуаций, когда мы бегали и искали деньги, чтобы просто выжить.

Константин Белов: Мы долго искали подходящее помещение. Нам повезло: до нас тут уже пытались запустить бар, вложили больше 10 млн руб. — сделали ремонт, оборудовали кухню, провели электрику. Но они проработали всего четыре месяца и закрылись.

Мы вышли на собственника и вели с ним переговоры почти полгода. В итоге договорились о выкупе на приемлемых для нас условиях. Однако нам все равно пришлось адаптировать помещение под свои запросы: сделать косметический ремонт, построить сцену, переделать кухню и так далее. Даже с учетом того, что мы всё делали собственными руками, сумма вложений оказалась не маленькой.

Будем честны — среди нас нет миллиардеров. Мы — комики, а не инвесторы. Всё делаем на собственных средствах и энтузиазме. Региональная комедия пока не приносит серьезных денег. У нас у самих есть основная работа, а стендап пока ближе к хобби.

Насколько вообще в Челябинске готова аудитория к стендапу?

Аркадий Зубков: Аудитория реагирует нормально. Конечно, пока сложно сказать в целом за весь Челябинск — большинство, по правде, даже не знают, что мы существуем. Мы давно организуем стендапы, но кто-то этим просто не интересуется, а кто-то думает, что это им не нужно, но ровно до того момента, пока не придут к нам.

Мы с Костей обсуждали: если бы мы открылись три года назад, было бы куда сложнее. Тогда в городе вообще не было ощущения, что такой формат может быть уместен. А сейчас Челябинск начал меняться — стало больше молодежи, появились новые места, куда можно просто выйти погулять. Город живет по-другому.

Константин Белов: Мы вообще хотим, чтобы клуб стал не просто местом для молодежи, а чем-то культовым и для гостей, и для более взрослой аудитории. Как кино, театр или выставка — чтобы был выбор, как провести вечер.

Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает 4

Насколько вообще люди в Челябинске знакомы с форматом стендап-клуба?

Аркадий Зубков: У многих до сих пор ощущение, что стендап — это что-то из телевизора. А то, что он может быть локальным, региональным, что это живое и доступное — это для них открытие. Но когда они приходят — им нравится. Но самое крутое, когда кто-то выкладывает сторис, отмечает нас и пишет: «Наконец-то в Челябинске открылось такое место!» Это вдохновляет. Поэтому мы стараемся не ударить в грязь лицом.

Константин Белов: Смотреть стендап по телевизору и прийти вживую — это небо и земля. Это как театр: одно дело — постановка на экране, и совсем другое — сидеть рядом со сценой. Энергию зала ни с чем не сравнить. Мы хотим, чтобы каждый в городе хотя бы раз это почувствовал.

Аркадий Зубков: Мне часто попадаются знакомые, которые сначала скептически относятся. «Ну что там у вас, стендап — хихоньки, да хаханьки». А потом приходят, втягиваются и уже сами зовут друзей. Это приятно — когда человек сначала сомневается, а потом возвращается снова и снова.

Но у вас же не только формат стендапа?

Константин Белов: Да, у нас — не просто стендап-клуб. Это комедийное сообщество. Мы делаем импровизации, миниатюры, шоу, приглашаем популярных комиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов. И здесь каждый находит формат, который ему по душе.

Нам очень приятно, когда наши земляки, которые уже стали известными людьми, приходят или приезжают выступать к нам. Например, Дима Орлов и Наташа Краснова очень поддерживают нас, за что им огромное спасибо! Плюс у нас в планах — снимать новые форматы и делать записи концертов. 

Аркадий Зубков: Но даже если рассматривать клуб как бизнес — его все равно невозможно строить без человеческого подхода. Это место, куда любой комик может прийти, собраться с другими, разогнать материал, обсудить идеи. Это как дом комедии.

Юмор, выручка, донаты: как устроен первый стендап-клуб в Челябинске и на чём зарабатывает 5

Вы даже внутри клуба задействуете комиков не только на сцене?

Аркадий Зубков: Да! У нас за баром — начинающие комики. Кто-то работает официантом, кто-то помогает по залу, и потом выходит на сцену и говорит: «Вы же меня помните, я только что вам еду разносил». (Смеется). Это не просто подработка — это вовлеченность в процесс. 

Константин Белов: Это ещё и способ дать ребятам возможность больше времени проводить в комедии, а не работать где-то, а потом на остатках времени пробовать выступать. Здесь они могут совмещать — и подработку, и творчество.

Что касается конкуренции — есть ли она? Или пока вы единственные, кто двигает локальную стендап-культуру?

Аркадий Зубков: Если честно — в таких масштабах, как у нас, нет. Есть пара организаторов, которые что-то делают, проводят мероприятия, но мы их уже не воспринимаем как конкурентов в полном смысле. Скорее, это просто точечные истории.

Константин Белов: Хотя в своё время они сыграли важную роль. Нам было на кого смотреть, с кем сравнивать себя. Это, можно сказать, даже помогло — понимать, куда расти и кого обгонять. Ну а сейчас — удачи им, каждый идет своим путем.

А как вы видите развитие клуба? Говорят, у вас на осень большие планы — съёмки, контент, приезд федеральных артистов?

Константин Белов: Да, планы амбициозные. Хотим выстроить стабильную модель работы. Заполнить расписание, чтобы у нас были постоянные мероприятия, а не разовые. Упорядочить все процессы. Пока многое проходим методом проб и ошибок. Ну и конечно, выплатить деньги за клуб.

Получается, задача — не просто расширяться, а именно укрепиться внутри?

Аркадий Зубков: Лично для меня приоритет — развитие местных комиков. 

Чтобы люди ходили не просто «на стендап», а именно на конкретных артистов, следили за их ростом, за их творчеством. Чтобы здесь появлялись свои «звёздочки», а не было так, что популярность возможна только в Москве. Поэтому всех приглашаем на мероприятия — будет точно смешно!

Как считаете, по опыту, с юмором бизнес вести легче? Или это не влияет?

Константин Белов:

Чувство юмора — это не просто умение шутить. Это интеллект, насмотренность, критическое мышление. А ещё — умение разряжать обстановку. Когда назревает конфликт или стресс — хорошая шутка может снять напряжение одним щелчком. Это мощный инструмент, особенно в работе с людьми.

Аркадий Зубков:

Да, согласен. У нас вообще всё построено на этом. Когда встречаются комики — разговор редко бывает серьёзным. Это постоянный поток разгонов, приколов, идей. Понятно, что мы заняты серьезным делом — создаём стендап-клуб. Но мы же не нефтяная компания.

Подписывайтесь на нас в Telegram.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.