Движение с ускорением: как челябинские машиностроители меняют отрасль

Российские производители спецтехники представили свои достижения в Челябинске. Несмотря на непростую ситуацию в отрасли, южноуральские предприятия продолжают выпускать новинки.
3 сентября на полигоне завода «ДСТ-Урал» начался трехдневный форум «Спецмашэкспо» и выставка «Стройдорэкспо». Челябинская область проводит их уже в третий раз. Свои разработки представили более 80 ведущих производителей техники, комплектующих и материалов из Челябинска, Екатеринбурга, Миасса, Кургана, Коврова, Чебоксар, Барнаула, Смоленска и других машиностроительных центров России. Общую проблематику руководители компаний обсудили в рамках деловой части — сессий и круглых столов, а также в ходе общения с главой региона — Алексей Текслер осмотрел экспозицию.
Есть уникальная техника, которая не производится нигде, кроме как в Челябинской области — это импортозамещение. Я бы обратил внимание и на беспилотные технологии: Минпромторг разрабатывает разрабатывает специальный стандарт, и выстраивается использование техники уже в тактических целях. Скоро представленная здесь техника будет использоваться в карьерах, при строительстве дорог, она будет фактически работать без людей, на основе заранее составленной программы, искусственного интеллекта. Это будущее, и оно создается в Челябинской области, нашими производителями. Все новинки подтверждают статус региона как лидера в сфере машиностроения, — прокомментировал губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Больше всего машиностроителей беспокоят высокие пошлины и утилизационный сбор, промышленники обсуждают и меры бюджетной поддержки выпуска отечественной продукции. К решению готовы подключиться губернатор и Минпром региона, в том числе через диалог с федеральными органами власти.
В настоящее время мы фиксируем определенный спад в машиностроительной отрасли, вызванный рядом факторов, включая всё еще высокую ключевую ставку и текущую ситуацию с утилизационным сбором. Тем не менее, на сегодняшней выставке представлено множество образцов новой техники. Предприятия развиваются, инвестируют в создание новых продуктов. Это является результатом многочисленных мер поддержки правительства и выстраивания новых кооперационных связей, развитием которых активно занимается Челябинское отделение Союза машиностроителей России, — прокомментировал руководитель аппарата организации Сергей Кашигин.
Всё шире становится кооперация между южноуральскими производителями. Одни строят шасси, другие — «начинку» и навесное оборудование. О поддержке этого направления сказал генеральный директор автозавода «Урал» Павел Яковлев. Взаимодействие между региональными компаниями не только улучшает позиции предприятий, но и существенно улучшает экономику области.
Другой важный аспект в машиностроении — выпуск электрокаров специального назначения, от небольших грузовиков до крупных машин. Цифровые технологии также активно применяются в гражданской и военной сферах.
Наши разработки — это дроны, в том числе дрон-перехватчик «Кинжал». Мы разогнали его до 300 км/ч и поставили задачу перед партнерами: они поставят компоненты, благодаря которым дрон будет полностью изготовлен из отечественных материалов, — объяснил представитель компании «АСФ-Инновации».
В организации добавили, что готовятся к испытаниям дрона-разведчика. Один из южноуральских разработчиков внедрит в эти железные «птички» систему навигации, которая позволит управлять без GPS. Это поможет более четко уничтожать вражеские цели.
В машиностроении растет роль технологий искусственного интеллекта и дистанционного управления крупной и коммерческой техникой. Такие спецмашины выполняют, например, разминирование в зоне СВО или бурение скважин в условиях Крайнего Севера, сберегая здоровье и жизни людей. С пульта управления работают как крупногабаритные установки, так и миниатюрные тракторы для уборки городских пространств. Участники выставки показали немало примеров.
Мы представили роботехнический комплекс тяжелого класса, — рассказал «Деловому кварталу» ведущий специалист «ДСТ-Урал» Александр Заманщиков. — Основное предназначение — тушение очагов возгорания таких объектов, как нефтехранилища, склады боеприпасов. То есть машина используется в тех зонах, где человеку работать опасно для жизни. Установлен лафетный ствол, который может бить направленной водяной струей до 73 м. Это робот с дистанционным управлением посредствам пульта и чемоданом видеонаблюдения, на котором отображается картинка с 6 камер, одна из которых имеет поворотное основание на 360 градусов, она комбинирована с тепловизионной камерой.
Челябинский механический завод продемонстрировал специальный автомобильный кран отечественного производства. Это собственная разработка предприятия.
Представлена краново-манипуляторная установка, которая оснащена монтажной люлькой для подъема людей на высоту до 22 м и с буровым оборудованием. Она используется во всех отраслях: дорожное и капитальное строительство, нефтегазовая, энергетическая, коммунальная отрасли. Эта модель только внедряется в серийное производство. Также показываем модель крана на базе шасси «АМТ», завода в Миассе. Его особенность — наличие стрелы длиной 42 м, — рассказал руководитель направления маркетинга Челябинского механического завода Андрей Малёв.
Ранее предприниматели Челябинской области назвали тренды в промышленности в 2025 г. Читайте материал на CHEL.DK.RU.














