Транспорт нового поколения: как УКВЗ меняет лицо трамвайного машиностроения

В условиях роста внимания к защите окружающей среды и ускоряющейся урбанизации трамвай остается одним из самых экономичных и экологичных видов городского транспорта.
Сохранение и развитие трамвайной сети сегодня является не просто вопросом комфорта, а элементом устойчивой транспортной политики. В число системообразующих предприятий России входит Усть-Катавский вагоностроительный завод, который производит широкий спектр продукции. Завод не только изготавливает трамвайные вагоны, но и производит запасные части и комплектующие к ним, а также предлагает высококачественное сервисное обслуживание.
Собственные технологии и разработки
УКВЗ обладает сильной производственной базой и собственными конструкторскими и технологическими службами. Они постоянно работают над внедрением новых конструктивных и технических решений. Это позволяет компании эффективно решать задачи, которые сейчас стоят перед всей машиностроительной отраслью.
Предприятие успешно проводит мероприятия по импортозамещению, что уже позволило снизить долю импорта с 50% до 5%. В частности, для изготовления литейной оснастки и деталей при ремонте оборудования применяются аддитивные технологии и 3D-печать полимерными материалами. В настоящее время на заводе активно ведутся работы по внедрению SLM-технологий (печати металлом), что в будущем позволит снизить себестоимость продукции по сравнению с традиционными методами механической обработки.
Модель 71-628, г. Челябинск
Инновационные модели трамваев
В 2024 г. УКВЗ представил две новые модели трехсекционных низкопольных трамвайных вагонов: модель 71-639 «Кастор», предназначенную для Екатеринбурга, и модель 71-638-02 «Поларис», которая будет эксплуатироваться в Санкт-Петербурге. Также в этом году завод выпустил первый в России двухкабинный пятисекционный трамвай с 100% низким уровнем пола — модель 71-665-02 «80 лет Победы». Все вагоны разработаны на основе собственных технологий с использованием исключительно российских компонентов.
Высокая способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды позволяет компании сохранять стабильные позиции на рынке даже в условиях экономического спада.
Многие технические решения, примененные в трамваях производства УКВЗ, были разработаны в тесном сотрудничестве с предприятиями Челябинской области. Например, элементы интерьера и экстерьера вагонов созданы совместно с компанией «Урал-Полимер». УКВЗ также входит в региональный кластер транспортного машиностроения, где 64% поставщиков находятся в Челябинской области. Кроме того, у компании есть собственная служба «УКВЗ-Сервис», которая предлагает широкий спектр услуг по гарантийному, негарантийному и постгарантийному обслуживанию.
Стратегия стабильности
По итогам 2024 г. объем выпуска продукции УКВЗ увеличился на 36% по сравнению с 2023 г. и составил 15,26 млн руб. Ожидается, что в этом году предприятие набранного темпа не снизит, а дальнейший рост производства составит не менее на 1-2% ежегодно. Грамотная стратегия управления рисками и регулярный мониторинг внешних угроз помогают минимизировать влияние неблагоприятных рыночных факторов на деятельность компании.
Предприятие имеет положительную репутацию среди кредиторов и инвесторов благодаря высокой степени диверсификации, что способствует эффективному распределению ресурсов между различными видами деятельности и рынками сбыта. Это позволяет минимизировать зависимость от одного продукта или рынка и обеспечивает устойчивое экономическое положение УКВЗ, позволяя компании успешно функционировать даже в сложных экономических условиях, — рассказал директор филиала АО «УКВ»-«УКВЗ-Сервис» Сергей Солодовников.
Модель 71-628.02 г. Санкт- Петербург
Будущее трамвая: роботизация
В планах технического перевооружения завода на 2026–2028 гг. предусмотрена роботизация сварочных процессов. Это включает создание роботизированной ячейки для сварки мелко- и среднегабаритных сборочных единиц трамвайного производства, а также роботизированного комплекса для сварки крупногабаритных сборочных единиц трамвайных вагонов (боковины, рамы, крыши).
Рациональное предложение
Реализация крупных инвестиционных проектов сегодня практически невозможна без привлечения заемных средств. Между тем высокая ключевая ставка ЦБ, увеличение стоимости материальных ресурсов, используемых в производственной деятельности, затрудняют для бизнеса эти процессы.
Для минимизации негативного влияния изменений ключевой ставки УКВЗ проводит взвешенную денежно-кредитную политику и развивает внутренние ресурсы, а также инструменты финансового планирования. Однако одной из серьезных проблем является невозможность формирования гарантированного заказа и равномерного его получения.
Планирование и закупка трамваев со стороны регионов России обычно занимают не более одного года, но длительные бюджетные процессы, связанные с утверждением объема денежных средств и доведением их до заказчиков, а также необходимость проведения конкурсных процедур по закупке трамваев приводят к тому, что заключение договора с заводом-изготовителем и авансирование производства происходят зачастую только к третьему кварталу. В такой ситуации сдвигаются сроки закупки отдельных узлов и материалов у поставщиков второго уровня, снабжение комплектующими и начало производства.
С учетом того, что цикл изготовления трамвая занимает в среднем 5 месяцев, а для производства требуются закупка и авансирование комплектующих, возникает неравномерная загрузка завода-изготовителя. Это приводит к относительному простою в первом полугодии и перегрузке во втором, что создает дополнительную финансовую и кадровую нагрузку, а также повышает риски невыполнения сроков поставки транспортных средств. В связи с этим на УКВЗ предложили усовершенствовать механизм формирования заказа.
Учитывая это, мы предлагаем предусматривать в графиках поставок транспортных средств для заказчиков планирование и прохождение процедур по утверждению и доведению сумм, проведению переговоров, согласованию и подписанию всех соглашений (в том числе концессионных), а также проведению конкурсных процедур и осуществлению авансирования (до сентября-октября) в календарный год, предшествующий отчетному. Это позволит организовать изготовление, поставку, приемку и авансирование транспортных средств в последующий год. Также стоит рассмотреть возможность осуществления объемных закупок транспортных средств субъектами РФ в рамках взаимодействия с единственным поставщиком, — пояснил Сергей Солодовников.
Еще одной проблемой производителей является недостаточно эффективная борьба с контрафактной продукцией. Гарантийный срок трамвая составляет обычно два года. Обслуживание вагонов в течение их жизненного цикла требует использования запасных частей и узлов определенного качества. В стремлении снизить затраты на обслуживание многие заказчики прибегают к услугам кустарного производства или закупают контрафактные детали, которые значительно дешевле. Эксплуатация трамваев с такими запасными частями наносит урон другим узлам транспортного средства, что в конечном итоге приводит к необходимости более сложного и дорогостоящего ремонта. В этой связи УКВЗ предлагает при заключении контрактов включать в них требования к запасным частям и запретить изменения в конструкции и основных узлах для всех видов ремонта без согласования с заводом-изготовителем.
Предложенные меры станут важным шагом к повышению надежности и безопасности трамвайного парка. В конечном итоге совместные усилия всех участников отрасли, включая производителей, заказчиков и регулирующие органы, направленные на улучшение условий для реализации инвестиционных проектов и повышение стандартов качества, смогут создать более стабильную и конкурентоспособную среду для производства трамваев в России.
ukvz.ru
Реклама, ООО "ЧелябТрансСервис" ИНН 7453215952, erid 2W5zFJBcQJt










