Челябинская область делает ставку на круглогодичный туризм и бросает вызов Турции

Турция — не конкурент? На Южном Урале уверены: местные озера и горные тропы дадут фору загранице. Какими успехами может поделиться регион и что привлекает в Челябинскую область миллионы туристов?
Челябинская область уверенно движется к развитию круглогодичного туризма. Об этом в ходе пресс-конференции рассказала начальник Главного управления координации развития туризма Анастасия Понькина.
В 2024 г. регион достиг показателя в 5,5 млн ночевок — это на 20% больше, чем в 2019 г. Число туристов выросло до 1,84 млн человек, что демонстрирует положительную динамику по сравнению с предыдущим периодом.
Мы фиксируем сохранение ежемесячной динамики по поездкам, рост туристического потока продолжается, — отметила Анастасия Понькина.
Одним из ключевых факторов развития стали инвестиции в туристическую инфраструктуру. В 24 муниципалитетах региона обновлен номерной фонд, включая гостиницы и кемпинги в популярных туристических локациях — у озер Тургояк, Увильды, Куяш, а также в национальном парке Таганай. Сегодня в регионе функционирует около 21 тыс. номеров различной категории — от пятизвездочных отелей до мини-гостиниц.
По словам Анастасии Понькиной, на обновление туристического оборудования в 2023–2024 гг. было выделено более 300 млн руб., поддержку получили около 45 инвесторов.
В Миассе и Златоусте открыты информационно-туристических центры, а также два мобильных на национальном туристическом маршруте «К нам прилетают даже метеориты». Сегодня ТИЦы представлены — в крупных городах: Челябинске, Магнитогорске, Кыштыме и Троицке. В числе реализованных проектов — благоустройство 22 пляжей и создание 16 пунктов питания и зон отдыха, — подчеркнула спикер.
Особое внимание уделяется качеству экскурсионного обслуживания. С марта 2025 г. наличие аттестации стало обязательным условием для гидов и экскурсоводов. Её уже получили 80 специалистов региона.
Портрет туриста: молодёжь и семьи с детьми
К нам всё чаще едут семьи с детьми и молодежь до 25 лет. Увеличился поток туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Курганской области, — отметила в ходе пресс-конференции генеральный директор АНО «Центр проектного развития» Инна Хваткова.
Регион сохраняет традиционную популярность природного туризма, а гости Южного Урала активно пользуются оцифрованными маршрутами, доступными в «Яндекс.Картах». В то же время растет интерес к промышленному туризму: в 2024 г. более 85 тыс. человек посетили предприятия региона, из которых 65% составляют студенты — формат, способствующий профориентации молодежи.
Турист приезжает за природой, культурой и событиями. Фестивали, такие как «Пламя Аркаима» и «Парижская неделя моды», привлекают всё больше гостей, — подчеркнула Инна Хваткова.
Тренды и цены
В сфере внутреннего туризма в Челябинской области сохраняется стабильный спрос. Среди популярных направлений — семейные поездки, активные маршруты, восхождения и сплавы.
Хочу отметить, что туристы на самом деле «разморозились», если можно так выразиться. В предыдущие годы, помимо сложностей, связанных с пандемией, в тренде была покупка недвижимости. Сейчас же, учитывая рост ипотечных ставок, люди стали больше уделять внимание отдыху, — рассказала директор туристического агентства «Трэвел.Ру» Мария Кашигина.
Ценовая категория в отелях и гостиницах Челябинской области выросла примерно на 10–15% по сравнению с прошлым годом. Причина тому — увеличение коммунальных платежей и налогов для бизнеса. Однако, по мнению участников встречи, говорить о «высокой стоимости» не вполне корректно. Многие гостиницы сегодня расширили перечень предлагаемых услуг: в стоимость проживания всё чаще включаются термальные зоны, сауны, бани и разнообразные развлечения, особенно вблизи озёр. В этом контексте рост цен объясняется не только инфляцией, но и расширением набора сервисов.
Я считаю, что сравнивать нас с Турцией абсолютно неправильно. У нас другой менталитет, другая локация, другая климатическая зона. Сравнивать Челябинскую область с Турцией просто бессмысленно, да и не нужно этого делать. В Турцию нужно ездить за одними впечатлениями, а в Челябинскую область — за другими. И, на мой взгляд, впечатления, которые можно получить на наших замечательных озёрах и в горах, намного ярче, чем в той же Турции, — подчеркнул член Ассоциации отельеров Челябинска Юрий Звонков.
Советуем почитать: Инна Хваткова: «Гастротуризм станет новым направлением развития в Челябинской области»
Ранее CHEL.DK.RU рассказывал, что Южному Уралу выделят почти 200 млн руб. на развитие туристической инфраструктуры. Деньги направят на модульные гостиницы — регион вошел в число участников федеральной программы.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.












