Технологии, которые меняют нас: Ильдар Чуракаев о будущем IT-индустрии

Основатель IT-компании Xpage считает, что ИИ может сыграть с человечеством злую шутку. Вытесняя из жизни людей необходимость усилий для достижения благ, нейросети снижают желание развиваться.
Ильдар Чуракаев — фигура в IT-индустрии узнаваемая. Многие его проекты не единожды были признаны лучшими на федеральном уровне. За плечами руководителя компании Xpage целая эпоха становления и развития в России рынка программирования. Накануне нового делового сезона говорили с бизнесменом о том, как трансформировалась сама отрасль с начала XXI века и как технологии повлияли на людей.
Ильдар, на рынке IT-компания Xpage появилась в начале 2000-х. Вам интереснее было работать более 20 лет назад, когда сфера только развивалась в России, или сейчас, в высокотехнологичное время?
— Если честно, в силу того, что раньше я был больше специалистом, нежели управленцем, и очень увлекался программированием, создавал продукты своими руками, то время вызывает более яркие эмоции. Но с точки зрения развития и применения технологий, обилия продуктов и инноваций, сейчас гораздо интереснее работать.
Рынок вырос колоссально. Если 25 лет назад айтишников были единицы, то сейчас огромное количество специалистов, владеющих разными языками программирования и компетенциями. Новые профессии появляются постоянно. Даже вузы сейчас больше прививают студентам софт-скиллы — умение постоянно самообучаться, поскольку изменения в отрасли происходят с невероятной скоростью. И в таких условиях удерживать стабильность бизнеса нелегко. Уровень команды должен соответствовать требованиям времени, а у специалистов должно быть желание постоянно развиваться.
Сфера IT сейчас популярна, и многие стремятся в нее на волне хайпа. Бесспорно, и среди молодого поколения много талантов, но объективно работы хватает для всех, потому что уровень проектов разный.
Вы — разносторонняя личность, увлеченная спортом, активно занимаетесь образовательной деятельностью. Почему выбрали IT-бизнес, и как появилась ваша компания?
— Мой интерес к компьютерам возник в начале 90-х, когда они только начали появляться в нашей стране. Я был настоящим фанатом новых технологий. Естественно, увлекся виртуальными играми, и в какой-то момент родители поставили передо мной условие: если я хочу хорошую технику, мне нужно учиться в компьютерной школе. Это не составило труда, так как по информатике у меня была высокая оценка. Высшее образование я получил в Южно-Уральском государственном университете. Уже тогда подрабатывал на фрилансе, выполняя небольшие проекты для друзей и знакомых.
Свою компанию я открыл в 2003 году. В те времена IT-бизнес приносил незначительную прибыль, поэтому чтобы выжить, приходилось параллельно заниматься архитектурными проектами и торговлей запчастями. Я перепробовал множество различных способов заработка.
Большинство IT-компаний, которые тогда появлялись, вскоре закрывались. Рынок стремительно менялся, но нам удавалось улавливать тренды и перспективные направления, что позволяло перестраивать свои процессы и продолжать расти.
Хотя Xpage — относительно небольшая компания, нам удалось занять одну из лидирующих позиций на рынке, причем на федеральном уровне.
У вас много успешных проектов, и вы регулярно получаете престижные награды. Разработки Xpage отмечены всероссийской премией «Рейтинг Рунета». В 2024 г. вы получили золото в номинации «СМИ и контент» за мобильное приложение для компании «ТВ Старт». Расскажите о самых значимых для вас проектах и о том, что они принесли в вашу жизнь?
— Я бы выделил три ключевых проекта. Первый был реализован для крупной компании, где работают сотни тысяч сотрудников. Мы разработали сайт с большим объемом данных и другие продукты. С точки зрения технологий и сложности решений, это действительно высокий уровень. Проект стал нашей визитной карточкой и привлек заказы от других компаний, которым требовались аналогичные сложные решения.
Второй по значимости стала разработка портала Центра «Мой бизнес», который получил положительные отзывы на федеральном уровне. Сейчас наш продукт используется более чем в десяти регионах, и мы неоднократно получали за него награды.
Третьим важным проектом стал сайт хоккейного клуба «Трактор». Мы работали над ним в период ребрендинга команды, когда требовался новый подход к спорту. Участвуя в нескольких внутренних процессах клуба, мы автоматизировали их. Этот проект также принес множество наград, а после его запуска многие спортивные клубы выбирают нас.
В целом, у нас есть немало качественных кейсов как в спорте, так и в области ритейла и автоматизации бизнес-процессов, которые помогли компании получить признание.
Еще пять лет назад в IT-отрасли ощущался острый дефицит кадров, многие специалисты уезжали за границу, а вузы не успевали за потребностями рынка. В результате появились образовательные проекты, такие как GigaSchool. Однако с развитием нейросетей кадровая проблема стала менее актуальной. Какие вызовы стоят перед IT-сферой сегодня?
— Да, искусственный интеллект кардинально меняет рынок. Недавно я выступал с докладом в Москве и делился аналитикой от мировых лидеров уровня Илона Маска. Оказалось, что развитие нейросетей сдерживается из-за потенциального вреда для человечества. Уже сейчас многие задачи можно решать без участия программистов и дизайнеров, что может негативно сказаться на рынке труда. Пока мы не заметили значительного снижения спроса на наши продукты, но прогресс не остановить. В ближайшие годы контент будет создаваться с минимальным вовлечением ресурсов человека.
Это ставит перед государством и крупными корпорациями задачу регулирования. Мошенники уже используют передовые технологии, возникают также этические вопросы. Меня удивило, что затраты компаний, таких как OpenAI, на корректировку ИИ превышают расходы на его создание. Регулирование — это сложная задача, ведь речь идет о колоссальных объемах данных.
Какова сегодня роль GigaSchool?
— Сейчас главная проблема для бизнеса — удержание специалистов. Для этого нужны интересные проекты и достойные условия оплаты труда. Если компания не зарабатывает достаточно и не предлагает привлекательные проекты, команда может распасться. GigaSchool помогает находить таланты. Мы более гибкие, чем вузы, можем быстро адаптировать маркетинговую стратегию и вовлекать молодежь в наши проекты. Вузы от этого тоже выигрывают, поскольку выпускают практически готовых специалистов.
Привлекая студентов к хакатонам и другим активностям, мы помогаем им определиться с выбором своей ниши. У нас были совместные проекты с Альфа-Банком, с Леруа Мерлен и другими крупными компаниями, где ребята решали сложные производственные задачи.
Окунувшись в реальный сектор экономики, будущие специалисты быстрее понимают свои предпочтения. Несколько дней мозгового штурма дают колоссальный опыт и результат.
Некоторые участники сразу получают предложения о работе или открывают свои стартапы. Мы часто принимаем таких студентов на работу. Это наша социальная ответственность.
Вы активно сотрудничаете с клубами, такими как «Трактор», «Барыс», «Сибирь», «Челбаскет», «Белогорье» и другими. Каково место спорта в вашей жизни и работе?
— Действительно, у нас немало совместных проектов с ведущими клубами страны, и многие специалисты поддерживают физическую активность — кто-то болеет за команды, кто-то тренируется сам. Лично мне близок топовый спорт: я дважды был на чемпионатах мира и посещал Формулу-1, NHL и NBA.
Поэтому мы и отношения на работе строим по принципу команды: у каждого своя роль, при этом поддерживаем друг друга, что добавляет мотивации и помогает создавать качественные продукты. Хотя такие проекты не всегда выгодны, они эмоциональны и хорошо воспринимаются медиа. Например, мы заняли первое место в России в категории сайты и сервисы для спорта и инфраструктуры, стремимся выйти на международные рынки, включая Казахстан, Узбекистан и страны Ближнего Востока.
Поколение Z уже не представляет жизнь без ИИ, который стал для них другом и советчиком. С одной стороны, глупо сопротивляться внедрению в нашу жизнь технологий. С другой стороны, процесс пугает. Как вы к этому относитесь?
— Недавно я слушал известного предпринимателя, который говорил о расслоении общества из-за внедрения технологий и все большего проникновения в обычную жизнь ИИ. Молодежь, выросшая на доступных технологиях, меньше стремится развиваться, анализировать и общаться, так как все становится слишком простым. Доступ ко всем благам обеспечивает интернет. Статистика показывает, что люди стали меньше выходить из дома, покупать одежду оффлайн, бронировать рестораны, в целом взаимодействовать с окружающим миром. Лень приводит к интеллектуальному расслоению: одни развиваются, а другие деградируют.
Дешевый дофамин портит ментальное здоровье. И я назвал бы еще одну проблему, связанную с развитием технологий — одиночество. Живое общение уходит на второй план, люди перестают создавать семьи.
Зачем пытаться выстраивать отношения с человеком, когда можно поговорить с роботом. И это уже глобальная проблема. С точки зрения комфорта, технологии грядущего будущего могут круто изменить нашу жизнь.
Можно ли повлиять на ситуацию?
— Необходима пропаганда в хорошем смысле слова семейных и личностных ценностей, и важна роль социума.
Какие тренды сложились сейчас в сфере IT?
— Во-первых, остаются проблемы на рынке труда, с хорошими специалистами как всегда сложно, хотя рынок и разворачивается в сторону работодателя. У молодых специалистов часто завышенные ожидания: они надеются на идеальные условия, что создает проблемы для бизнеса. В ситуации высоких расходов сложно балансировать, раньше мы могли позволить себе переплачивать сотрудникам, а сейчас рынок находится в стагнации.
Многие компании вместо инвестирования в инновации, включая наши продукты, выбирают режим ожидания. Период заключения сделок стал значительно дольше: то, что мы зарабатывали за месяц, теперь может растянуться на три. Это, в свою очередь, негативно сказывается на рентабельности при высоких затратах.
Что касается технологической составляющей, то бум на импортозамещение, по нашим ощущениям, прошел. Мы видим растущее влияние искусственного интеллекта, который пока еще не до конца понятен для заказчиков. Например, сейчас разрабатываем сервис для работы с клиентами, который поможет подобрать продукт и предоставить всю информацию о нем. Такие решения могут сократить необходимость в интернет-магазинах. В последние годы появились готовые решения для приложений магазинов, что снижает потребность в уникальных продуктах. В перспективе даже крупные компании смогут обойтись без большого числа программистов — достаточно будет небольшой команды, которая сможет поддерживать ИИ-решения. Это может существенно изменить нашу индустрию.
Как вы планируете справляться с этими вызовами?
— Я переживал кризисы 2008, 2014, 2020 и 2022 годов, и сейчас мы чувствуем себя уверенно. Надеюсь, что наша компания доживет до 50 лет, но риски всегда присутствуют. Поэтому мы постоянно ищем решения, которые помогут сохранить долю рынка и двигаться в актуальном направлении. За все время я запускал около семи стартапов, и сейчас в работе два новых проекта, где я выступаю как инвестор, маркетолог и технический специалист. Главное — не сидеть на месте, в этом и есть суть предпринимательства.
Челябинск, Лесопарковая ул., д. 8, эт.6, оф. 627
Реклама,ООО «Диджитал-продакшн», ИНН 7447288504, erid 2W5zFHjWXxk













