Игорь Качалов: как нарастить продажи в кризис

Игорь Качалов: как нарастить продажи в кризис
Иллюстрация: ООО «Деловой квартал - ЧБ»

Рост цен и снижение доступности кредитов приводят к падению продаж. Однако в текущей экономической ситуации многие находят возможность для развития и освоения новых рынков.

Как выйти из кризиса без потерь? Для кого этот период — время новых возможностей? Эти вопросы обсудили участники бизнес-завтрака в Челябинске, который провел для бизнесменов директор маркетингового центра «Ясные решения» (г. Москва) Игорь Качалов.

— Я уже 15 лет изучаю теорию кризиса и причины роста успешных компаний. И делаю ключевой вывод: в кризис выигрывает тот, кто не прячет голову в песок, а активизирует свою работу и ищет новые варианты развития бизнеса.

В 2000-ых гг. в Америке провели исследование и выяснили, что в сложные времена до 90% компаний «замирают». Около 10% — наращивают активность: выпускают новые виды товаров, чаще звонят клиентам, расширяют свою аудиторию. В итоге последние показывают потрясающий рост на 20—30% даже в кризис.

На бизнес-завтраке в Челябинске мы обсуждали с компаниями, как изменились их продажи в 2025. Одни говорили, что доходы упали на 20%, потому что клиенты не покупают, ищут подешевле, и даже скидки и дополнительные подарки их уже не интересуют, либо заказчики остановили или сократили свои проекты (например, строительство домов) и это повлекло проблемы у поставщиков. 

Однако были и те, кто нарастил продажи. Они нашли новых клиентов, новые рынки сбыта, слегка переформатировали производство, оптимизировали расходы. То есть мы видим, что компании находятся в одном регионе, примерно в равных условиях. Просто кто-то оказался более мобильным и активным на меняющемся рынке.

Одна из наиболее эффективных моделей продаж в период кризиса — выпускать дешевую продукцию для входа на рынок и удержания позиций и более дорогую — для получения прибыли. И необходимо увеличивать количество и улучшать качество звонков клиентам.

Пусть их будет 50 в день, два из них окажутся эффективными. Но при этом руководитель должен контролировать, чтобы менеджеры звонили по новым контактам, рассказывали о преимуществах товара, знали все его критерии и т.д.

Важно убирать ментальные «заглушки». Часто на совещаниях по вопросу падения продаж называют три основные причины: у покупателя нет денег; высокие цены, а у других дешевле; качество ниже, чем у конкурентов (либо произошел, например, срыв сроков поставки, иные негативные факторы). Все эти аргументы включают внешние факторы, а искать причину надо в себе, то есть в своих процессах продаж и стратегии.

Сейчас удачное время для трансформации бизнеса. Приведу пример с Boeing. В прошлый кризис они примерно вдвое снизили стоимость своих самолетов. Просто стали продавать их без стоимости двигателя. Этот механизм производитель давал им бесплатно, а стоимость возвращал после выполнения полетов., При этом ставил условие: авиакомпания должна выполнять не менее определенного количества часов. В итоге продажи бортов выросли, образовалась даже очередь на них, и все получили от этого выгоду.

В моей личной практике сработал противоположный прием — не диверсификация, а кооперация направлений бизнеса. Я заметил, что клиенты стали экономить на маркетинговых услугах, в то же время застройщики (которые есть среди моих заказчиков) продолжают заказывать проектирование.  Но теперь они требуют более эффективные проекты с рыночным обоснованием. Родилась идея объединить архитектурное проектирование и бизнес-прогнозирование продаж. Такой подход оказался более востребован, в результате, и я, и мои коллеги получили положительный эффект.

Главное в такие периоды, как сейчас, — занимать проактивную позицию:

Модернизировать продукты, предлагаю более дешевые или более эффективные варианты

Усилить работу по привлечению новых клиентов

Находить новые, более сильные аргументы в продажах

Искать ошибки внутри своей компании, а не оплакивать тяжелую ситуацию на рынке.

Читайте еще одно интервью Игоря Качалова на CHEL.DK.RU: Методы управления бизнесом больше не работают

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.