Неочевидные риски в работе с иностранцами: как не стать фигурантом уголовного дела

В России в рамках ужесточения миграционной политики пересматривают механизм учета иностранцев.В поле зрения правоохранителей попадают предприниматели, которые с удивлением узнают, что нарушили закон.
В 2024 г. к особо тяжким преступлениям отнесли организацию незаконной миграции группой лиц (внесены изменения в ст.322.1 УК и ст.151 УПК). При этом, по данным судебного департамента при Верховном суде РФ, иностранцев в России чаще всего судят за подделку документов. В прошлом году по ст. 327 УК РФ приговоры получили более 5,5 тыс.человек.
В 2025-м в одну из туристических компаний Челябинска нагрянули силовики. В чем руководители бизнеса нарушили закон и нарушили ли вообще? Почему в такой ситуации может оказаться каждый предприниматель? Об этом говорили с генеральным директором компании «Вита Трэвел» Алексеем Ципордеем.
Алексей, вашу компанию обвинили в организации незаконной миграции. Тогда, комментируя ситуацию, вы сказали, что интерес силовых структур к деятельности агентства был вызван незаконными действиями бывшей сотрудницы. Что изменилось с того времени?
— Пожалуй, стоит уточнить, что органами внутренних дел расследуются события 6-8-летней давности, то есть период 2017-2019 гг. до момента увольнения одной бывшей сотрудницы, после которого этот якобы некий канал незаконной миграции самоликвидировался. Прежде чем нашу компанию начали беспокоить, уголовное дело почти год расследовалось в отношении ее знакомых. А на момент обыска в нашем офисе срок следствия по этому делу составлял уже полтора года.
Компанию «Вита Трэвел» ни в чем не подозревают и не обвиняют. В нашей деятельности ничего не изменилось. Преступления совершают конкретные люди, а не компании. Просто бывает, что преступники действуют либо формально от имени юридического лица, либо с использованием инфраструктуры компании, ее средств связи и т.д.
Возможно, что-то подобное произошло в нашем случае. Но с учетом странностей в этом деле и из-за неполноты информации я пока не готов делать выводы, в том числе в отношении действий бывшей сотрудницы.
Насколько понимаю, во время обысков ничего противоправного в офисе не найдено. Нам вернули изъятые компьютеры и документы, в том числе из недавних — по трудовым приглашениям для граждан Польши, которые приезжали в Россию настраивать оборудование. В этих документах все в порядке. Зачем нужно было предъявлять их общественности как незаконные, для меня остается вопросом.
Фото предоставлено Алексеем Ципордеем
Документы и содержимое компьютеров соответствуют коммерческой деятельности компании. Хочу подчеркнуть — «Вита Трэвел» не просто какая-то турфирма или турагентство. Мы — туроператор внутрироссийского и въездного туризма. Консультирование как граждан РФ, так и иностранцев, продажа им путевок, заказы билетов, бронирование гостиниц, организация поездок в Россию — это наша повседневная работа.
Применительно к деловым визам, о которых в деле идет речь, въезд иностранца считается незаконным, когда его реальная цель поездки была не деловая. А правонарушение — это когда приглашающий заведомо знал о неделовой цели поездки и намеренно ввел в заблуждение миграционную службу. Подчеркну, не иностранец успешно обманул всех: и приглашающую сторону, и консула на собеседовании при получении визы, и пограничника при въезде, а именно приглашающий.
Ну и самое странное. Похоже, что выявили какое-то количество просто поддельных документов на приглашения, непонятно кем подписанных и поданных. Продажа иностранцам фиктивных бумаг и справок — распространенное явление в интернете, и любой туроператор с этим систематически сталкивается. Я сначала не понял, почему следствие не решало этот вопрос раньше, поэтому сам заявил ходатайство о проведении экспертиз по подписям и печати компании, но получил официальный отказ. И еще — срок расследования признан прокуратурой г. Челябинска нарушенным еще в октябре 2024 г. Соответствующее предписание было направлено следствию.
Что касается озвученных ранее мною публично подозрений, на данном этапе имею на руках рапорт, содержание которого является вымышленным. Если дойдёт до моего ознакомления с материалами дела, уверен, будут ещё интересные «открытия» и не только для меня.
Каковы особенности организации работы по приему иностранных граждан в РФ? Как вы взаимодействуете в этом вопросе с правоохранительными органами и властью?
— Как туроператор компания взаимодействует в основном с государством через консульства РФ за рубежом и пограничную службу. Они систематически выявляют поддельные документы якобы от имени туроператоров или разночтения в документах и пояснениях иностранцев. Поэтому иногда нам звонят из консульств или паспортного контроля, уточняют какую-то информацию или просто сообщают о выявленной подделке.
Фото предоставлено Алексеем Ципордеем
Плюс, периодически мы получаем официальные запросы от правоохранителей по конкретным уголовным делам, где преступник, подделавший наши документы, уже установлен и привлекается к уголовной ответственности. Бывало и так, что мои сотрудники сами выявляли факты фальсификации, и мы сообщали об этом в контролирующие органы.
Сотрудники компании никаких решений о въезде иностранца не принимают, поскольку это прерогатива государственных структур.
Лично такого туриста мы не видим, он просто обращается к нашему сайту, как к магазину, выбирает услугу, а мы получаем от него сканы документов по перечню, утвержденному Правительством, и оплату услуг. А уже консульство РФ как уполномоченный орган проводит с иностранцем собеседование, принимает решение о разрешении ему въезда в Россию или об отказе, и выдает документы.
Что касается внутреннего контроля в компании, ведем черный список, и если выявляется какая-то информация, которая позволяет подозревать клиента в недобросовестности, мы вносим в него данных лиц и фирмы. Со временем это превратилось в некую игру в кошки-мышки: иностранцу отказали в одном нашем офисе, он стучится в другой, потом в третий, каждый раз подстраивая свои ответы на вопросы менеджеров в зависимости от прошлой причины отказа в оказании услуг. Мы блокируем их телефонные номера в нашей корпоративной АТС, но самые упорные пытаются действовать через подставных лиц, и так по кругу.
Фото предоставлено Алексеем Ципордеем
От чего вы предостерегли бы владельцев бизнеса при работе с иностранными гражданами? Какие есть подводные камни?
— Первое, не путать цели поездки. Многие, например, не могут отличить деловые и рабочие намерения. При сомнениях в оформлении документов нужно консультироваться у специалистов или в МВД.
Второе, не позволять сотрудникам относиться к работе с иностранцами халатно. Штрафы в последнее время увеличились многократно, да и на правоохранителей идет сильное давление от высшего руководства, и тут естественным образом вырастают риски перегибов на местах.
Туроператорам, которые работают с зарубежными туристами, особенно индивидуальными, советую вводить свою систему проверки, некие контрольные вопросы и собственные критерии отказа в сотрудничестве.
Но есть то, от чего не спасется никто — подделки. Это касается любых целей поездки. По словам сотрудников ФСБ, даже в регионе они выявляли, как некие умельцы, не связанные с фирмой, от ее имени оформляли рабочие приглашения. В организации об этом узнавали только через год, когда налоговая инспекция автоматически выставляла им специальный налог.
И если с рабочими приглашениями хотя бы в течение года есть какой-то шанс узнать о произошедшем, то с другими типами виз сложнее. О том, что неизвестные что-то оформили от вашей компании, можно узнать только от правоохранителей, если иностранец попадет где-нибудь в их поле зрения. Приятного в этом мало, поскольку возникнет ситуация, подобная нашей.
Как считаете, какие изменения в сфере миграционной политики необходимы, чтобы свести к минимуму подобные инциденты?
— Если говорить о безвизовых иностранцах, с которыми мы почти не сталкиваемся, у меня пожелания скорее как от простого гражданина — усиливать контроль и выделять правоохранителям необходимые для этого ресурсы. Возможно, что-то дополнительно цифровизировать и автоматизировать. Что касается государств с визовым режимом, здесь мне видится целый ряд логичных мер:
- строгое определение перечня стран с повышенным миграционным риском, введение для их граждан конкретных требований по предоставлению ими документов, подтверждающих цели поездки;
- повышение контроля за работой госслужащих с такими иностранцами, по возможности, введение обязательного аудио- или видеопротоколирования собеседований иностранцев в консульстве.
То есть делать всё, чтобы снизить риски коррупции, о которой нам сообщали туристы из разных стран. Где-то некий местный охранник говорит, в каком киоске за углом надо покупать правильные «бумажки» для получения визы. Где-то туристы сообщают, что им сказали: откажут по нашим документам, но за $500 оформят их правильно.
Также вполне реализуемой мне кажется идея создания общей электронной системы, где пограничник в своем компьютере видит, что конкретно иностранец пояснял в консульстве, и, следовательно, может легко выявить любые разночтения. Аналогичный зарубежный опыт уже есть.
Ну и последнее — как-то бороться с подделкой документов от имени туроператоров и других коммерческих организаций. Мы мечтаем, чтобы появился какой-нибудь электронный реестр, где было бы сразу видно, что конкретный иностранец подал в консульство документы от имени нашей компании, чтобы и консул мог оперативно уточнить их подлинность, и мы могли незамедлительно сообщить о факте недостоверности.
Фото предоставлено Алексеем Ципордеем
В качестве иллюстрации. В декабре 2024 г. мои менеджеры сообщили, что за 14 лет мы достигли показателя в 1000 клиентов иностранных туристов. А 6 февраля 2025 г. из беседы с оперативником я узнаю, что якобы более 300 человек, оформленных нами, не прошли контроль в 2023 г. только в одном аэропорту Москвы. Получается, что более 30% из числа всех наших туристов только в один год и только в одном аэропорту не прошли паспортный контроль?! Очевидно, что цифры сильно не сходятся, и масштаб проблемы подделок налицо.
С моей точки зрения, спрос со стороны иностранцев на поездки в Россию после пандемии COVID-19 снизился, а сотрудники полиции мне сообщают, что поток гостей в Россию вырос. Очевидно, что проблему предоставления мигрантами поддельных документов нужно решать системно на глобальном уровне, чтобы не тратить потом время и ресурсы силовиков на отлов на территории страны незаконно находящихся граждан других государств.
Хочется надеяться, что власти начнут уделять больше внимания именно предупреждению незаконной миграции, а при разработке методов предупреждения будут активнее взаимодействовать с бизнес-сообществом.













