
Какие отрасли получат стимул для развития, а какому бизнесу будет непросто в 2025 г.? Каковы ожидания по ключевой ставке и инфляции? Мнение челябинского эксперта.
«Деловой квартал» провел бизнес-встречу «Макроэкономический прогноз на 2025 г.: как инвестировать, чтобы получить прибыль». Экономисты и эксперты финансового рынка рассказали о ситуации в стране и Челябинской области. Сергей Головихин, заведующий кафедрой прикладной экономики и маркетинга факультета экономики и управления ЧелГУ, доктор экономических наук, доцент, назвал тенденции, характерные для южноуральской экономики.
— Первый тренд, который следует ожидать бизнесу, — это рост проблем в металлургическом производстве. Весь прошлый год наблюдалось некоторое падение. В 2025 г. мы очень надеемся, что оно прекратится. На рост мы не выйдем, скорее всего, но хотя бы пусть ситуация стабилизируется на уровне прошлого года.
Причины сокращения — санкционное давление. Произошло уменьшение продаж на внешних рынках, примерно с апреля экспорт металлопродукции начал падать под влиянием снижения мировых цен. Но в чём плюс? В противовес начало развиваться производство машиностроительной продукции, причем по всему спектру: и в целом машиностроение, и автотранспорт, и электроника. Прирост по году составил 18−20%. Эта динамика в целом в 2025-м сохранится. Поможет реализация программ импортозамещения, поддержки технологического суверенитета, загрузка производственных мощностей, как говорится, под завязку: примерно 86%. Это много. Нельзя 100%, потому что всегда должен быть резерв для выполнения срочного заказа.
Следующая тенденция — продолжается реструктуризация в экономике. Сокращается доля в добывающих отраслях, увеличивается обрабатывающая промышленность. Стройка растет, как бы это ни выглядело на фоне высокой ключевой ставки: за прошлый год отрасль выросла по объему практически на четверть, а инвестиции увеличились примерно на 14%. Эта тенденция, скорее всего, сохранится и в 2025 г. Причина в том, что продолжаются крупные проекты, начатые до осложнения ситуации.
Где же сейчас деньги? У крупных предприятий, которые имеют большие объемы заказов. Основной источник их инвестирования — это прибыль. Малому и среднему бизнесу это в большинстве случаев недоступно.
Следующий тренд, с которым неприятно сталкиваться бизнесу, — острая нехватка персонала, особенно в отраслях обрабатывающих, в строительстве и на транспорте. Безработица находится на историческом минимуме, причем в Челябинской области мы вышли примерно на 1,6%, а по России этот показатель составляет 2,3%.
Что делать? Кадров нет, работать некому, днем с огнем не найдешь сварщика. На вакансии по 100−120 тыс. руб. не идут работать, потому что некому. Начинается гонка за зарплату, соответственно, у работодателя расширяются объемы социальных пакетов, идет рост реальных заработных плат, расходов.
Деньги выплеснулись на потребительский рынок. Происходит инфляция. Рестораторы могут радоваться: за прошлый год прирост в отрасли составил 15%, что в три раза опережало общероссийский показатель.
Что касается прогнозов инфляции, то если эксперты на федеральном уровне ждут 6% в России, то по региону я предполагаю 7%. Целевой ориентир Центробанка, напомню, — 4%. Думаю, мы к нему выйдем к 2027 г.
Следующая тенденция — рост ценовых ожиданий бизнеса из-за инфляции затрат, по прогнозам Центробанка, по всем отраслям оценивается в 5,5%.
Что касается денежно-финансового сектора, я прогнозирую максимально жесткую политику Центробанка, но выше 21%, думаю, не будет. Тренд 2025-го — будет расти объем кредитов под плавающую процентную ставку со сроком выдачи не более одного года.
Есть, конечно, и хорошие новости. Высокий уровень ключевой ставки, как ни странно, по данным Центробанка, не оказался запретительным для бизнеса и объемы корпоративного кредитования не остановил. Показатели января к январю держатся на уровне прошлого года. Другое дело, зачем бизнес брал эти кредиты — перекредитоваться или еще для чего-то. Это уже другая ситуация.
Бизнес будет решать свои проблемы по-разному: крупные компании прежде всего за счет собственных источников. Это прибыль, которая аккумулируется от больших оборотов, а также корпоративные кредиты, условия которых по-прежнему доступны. А вот малому бизнесу придется обходиться в принципе без кредитования, но можно использовать краудфандинговые платформы.
Также есть программы от органов власти, которые предоставляют различные субсидии и так далее, и малый бизнес ими может воспользоваться. С 1 января 2025 г. действует национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», в рамках которого есть целый набор новых инструментов. Некоторые уже запущены, другие начнут действовать в течение года, и это добавляет инструментов для инвестирования.
Читайте также на CHEL.DK.RU: Экономист Илья Данилов — о курсе «дорогого» рубля и его перспективах